Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() Джордж Буш 41-й президент США (19891992). К концу 1988 система ссудо-сберегательных ассоциаций рушилась буквально на глазах. Для предотвращения общего финансового коллапса было создано новое правительственное ведомство трастовая корпорация для урегулирования, занявшаяся поглощением неплатежеспособных ссудо-сберегательных ассоциаций и выплатой компенсаций их вкладчикам. В середине 1990-х годов было подсчитано, что в 1980-х годах из системы ссудо-сберегательных ассоциаций было «выкачано» 150 млрд. долл. и что общие затраты на восстановление этой системы, включая проценты, составят примерно 500 млрд. долл. К концу 1989 суровые экономические санкции, действовавшие почти два года, не сумели привести к свержению панамского диктатора Мануэля Норьеги. 20 декабря 1989 Буш отдал приказ о военной интервенции и оккупации Панамы, что нарушало условия договора Картера Торрихоса (1977), запрещавшего вмешательство США во внутренние дела этого государства. Вторжение было осуждено Организацией американских государств и (за исключением вето США) Советом безопасности ООН. 2 августа 1990 Ирак вторгся в Кувейт и оккупировал его территорию. Совет безопасности ООН осудил вторжение и установил эмбарго на торговлю с Ираком. Буш обеспечил военно-морскую поддержку эмбарго и выслал крупный экспедиционный корпус в Саудовскую Аравию для противостояния агрессору. Эта мера, как и последовавшая в начале 1991 победоносная война, получила широкое одобрение в американской прессе и в Конгрессе. Экономика развивалась медленно, а весной 1990 начался экономический спад. Наиболее серьезной проблемой стало отставание американской экономики от быстро развивавшихся европейских и азиатских конкурентов. Это было вызвано серьезными просчетами в развитии народного образования, здравоохранения и инфраструктуры дорог, мостов, аэропортов, системы водоснабжения и канализации, которые за два десятилетия пришли в упадок, в то время как огромные средства из налоговых поступлений тратились на военные цели, на полицию и тюрьмы, а также на выплаты по государственному долгу. Застой в экономике стал основной темой предвыборной президентской кампании 1992. Буш предупреждал, что нельзя уповать на демократическую политику «налогов и расходов», а кандидат от Демократической партии губернатор Арканзаса Билл Клинтон и его партнер, сенатор Алберт Гор, настаивали на необходимости перемен и новой индустриальной политики для восстановления устойчивого экономического роста. Избирательную кампанию оживило участие в ней третьего претендента Росса Перо, удачливого техасского предпринимателя. В нарушение традиционных политических моделей Перо проводил свою кампанию почти исключительно с помощью телевизионных ток-шоу. В его выступлениях содержалась резкая критика республиканской экономической политики «просачивания благ сверху вниз», которая за 12 лет привела к четырехкратному увеличению государственного долга, подорвав жизненный уровень большинства американцев, а также популистское осуждение лоббизма. Выборы вернули демократов к власти, обеспечив их солидным большинством в обеих палатах Конгресса. Клинтон получил 43% голосов избирателей, Буш 37%, а Перо 19%. Билл Клинтон 42-й президент США. Новый президент поначалу старался сместить акцент с внешней политики, сконцентрировав внимание на внутриполитических инициативах. Вскоре после инаугурации он отменил ряд принятых администрациями Рейгана и Буша ограничений на аборты, спустя две недели подписал закон о семейном отпуске, обязавший компании со штатом более 50 человек отпускать сотрудников в неоплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам. Первый год пребывания Клинтона в Белом доме был отмечен также принятием семь лет пролежавшего в Конгрессе закона Брейди об ограничении продажи оружия. Президент не смог выполнить свое предвыборное обещание отменить давний запрет на службу гомосексуалистов в армии; после многомесячных яростных дебатов все закончилось весьма аморфным решением, которое позволяло гомосексуалистам служить в вооруженных силах при условии, что они будут скрывать свою сексуальную ориентацию и воздерживаться от гомосексуального поведения. Попытки обуздать бюджетный дефицит и стимулировать экономику вконец рассорили Клинтона с республиканской фракцией Конгресса, которой удалось заблокировать ассигнования в размере 16,3 млрд. долл. на создание новых рабочих мест. Экономическая программа, которая с трудом прошла через Конгресс в августе 1993, предусматривала в течение последующих пяти лет сократить дефицит почти на 500 млрд. долл. путем урезания расходов и введения новых налогов, в том числе налога на бензин (4 цента на галлон) и повышенного подоходного налога на богатых. В сентябре 1993 администрация начала кампанию за одобрение Конгрессом Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА), обещавшего в течение 15 лет устранить торговые и тарифные барьеры между Мексикой, Канадой и США, и Клинтону пришлось вступить в жестокую схватку с профсоюзными лидерами и защитниками окружающей среды, которые рассматривали этот договор как угрозу интересам американских трудящихся, рынкам и экологии. Наконец, в ноябре 1993 республиканская поддержка НАФТА обеспечила его принятие палатой представителей. Затем законопроект был одобрен сенатом и 1 января 1994 вступил в силу. Центральным пунктом внутриполитической программы Клинтона была реформа системы здравоохранения. В сентябре инициативная группа во главе с супругой президента Хилари обнародовала широкомасштабную программу т.н. «управляемой конкуренции» (т.е. сочетания рыночных мер и государственного регулирования) как способа обеспечения всех граждан медицинским обслуживанием и сдерживания роста цен. В последующие месяцы было предложено множество альтернативных программ, но к лету 1994 оппонентам реформы здравоохранения удалось снять ее с повестки дня. В 1994 Клинтон был вынужден уделять все больше внимания внешнеполитическим проблемам. В октябре, когда иракский лидер Саддам Хуссейн послал 20-тысячный контингент элитной республиканской гвардии на помощь 50-тысячной группировке войск на кувейтской границе, США направили в район Персидского залива тысячи солдат и сотни самолетов, вынудив Ирак отвести войска от границы с Кувейтом. Серьезная проблема возникла в начале того же года, когда американская разведка обнаружила, что Северная Корея форсирует свою ядерную программу и, возможно, уже имеет в своем арсенале по крайней мере одну атомную бомбу. Первоначальные дипломатические усилия и попытки применить экономические санкции провалились, и возникла опасность вспышки вооруженного конфликта на Корейском п-ове. Кризис миновал к середине июня 1994, после того как бывший президент Джимми Картер посетил с визитом Северную Корею и добился соглашения о возобновлении переговоров на высшем уровне и замораживании всех работ на северокорейском ядерном комплексе на неопределенный срок. Картер также сыграл ключевую роль в успехе усилий США по свержению военного режима генерала Рауля Седраса в Гаити и восстановлению власти президента Жана Бертрана Аристида. К середине сентября американские войска были уже готовы к вторжению в эту вест-индскую республику, однако необходимость в военной операции отпала, когда Картер, бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов Колин Пауэлл и сенатор Сэм Нанн добились на переговорах компромиссного решения. Несмотря на внешнеполитические успехи Клинтона в 1994, его внутренняя политика вызвала критику не только в стане республиканцев, но и со стороны независимых и части демократов, которые ожидали более энергичных действий по осуществлению внутренних реформ и сокращению бюрократического аппарата. В ноябре 1994 избиратели красноречиво заявили о своем разочаровании как в Клинтоне, так и в Демократической партии, обеспечив республиканцам большинство в Конгрессе. Это был сокрушительный удар по 60-летней гегемонии демократов, затронувший даже губернаторов, 60% которых теперь тоже были республиканцами. Действия республиканцев в Конгрессе были нацелены на провал демократической программы. Республиканцы добивались уменьшения ассигнований на медицинское страхование, демонтажа системы социального обеспечения, сокращения субсидий фермерам и ассигнований на программы социальных услуг, повышения оборонных расходов. Хотя палата представителей быстро изъявила готовность принять такие законопроекты, сенат высказался за более взвешенный подход к попыткам сбалансировать бюджет и урезать расходы. Социальное обеспечение, десегрегация и иммиграция те самые проблемы, которые стали центральными для демократической политики во второй половине 20 в., вышли на первый план по мере обострения конфликта между президентом-демократом и республиканским Конгрессом. В конце 1995 правительственные учреждения были закрыты на самый длительный за всю историю страны срок, и сотни тысяч федеральных служащих оказались в неоплачиваемом отпуске или были вынуждены трудиться бесплатно. Закрытие государственных учреждений явилось результатом неразрешимого конфликта между республиканцами-конгрессменами и Клинтоном, который наложил вето на предложенный республиканцами проект бюджета на 1996. В ответ Конгресс отказался утвердить финансирование федеральных программ и ведомств и пошел на уступки лишь в начале января, после повторного закрытия государственных учреждений. Федеральная программа социального обеспечения была существенно трансформирована в августе 1996, когда Клинтон подписал предложенный республиканцами законопроект о реформе, который положил конец просуществовавшей более 60 лет практике федеральной помощи малоимущим семьям с детьми. Вместо этого вводилась система предоставления целевых субсидий штатам, что позволяло контролировать распределение средств на местах, а не на федеральном уровне. Иммиграционное законодательство и другие социально значимые меры были пересмотрены. Вводились новые ограничения на доступ легальных иммигрантов к льготам, а закон о борьбе с терроризмом расширил полномочия государства по запрету на въезд и депортации иностранцев, подозреваемых в причастности к терроризму. Защитники прав гомосексуалистов также потерпели поражение, когда Конгресс принял Закон о защите брака, запретив на федеральном уровне предоставление социальных льгот однополым партнерам и юридическое признание их брака (разрешенного в некоторых штатах). Сторонники усиления федерального контроля над детскими телевизионными программами торжествовали победу после принятия нового закона о телевещании. Среди прочих мер закон вводил рейтинг телевизионных программ и позволял устанавливать специальный прибор, дающий возможность родителям блокировать нежелательные программы. На фоне неуклонного экономического роста и малой популярности республиканского кандидата, 73-летнего сенатора Роберта Доула, Клинтон, по-видимому, не сомневался в победе на президентских выборах в ноябре 1996. Лозунгом предвыборной программы Доула было «доверие»: он подчеркивал, что Клинтон не выполнил многих обещаний 1992 и что продолжающиеся скандалы вокруг Белого дома, обвинения в финансовых злоупотреблениях как самого Клинтона, так и Демократической партии являются свидетельством моральной ущербности администрации. Избиратели, однако, проявили куда больший интерес к экономическим проблемам, чем к дебатам о характере президента, и вновь выразили поддержку Клинтону и Гору, отдав им 49% голосов. Таким образом, Клинтон стал первым после Франклина Рузвельта президентом-демократом, переизбранным на второй срок. Доул и его напарник, бывший конгрессмен Джек Кемп, набрали 41% голосов, а Росс Перо, кандидат от Реформистской партии, 8%. См. также КЛИНТОН, БИЛЛ.![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]()
|