Иммиграция.
В течение 1870-х годов в США ежегодно прибывали в среднем 280 тыс. переселенцев. В 1900-х годах этот показатель достиг 1 млн. Вплоть до середины 1880-х годов преобладали новые иммигранты из стран Северной и Западной Европы с Британских островов, из Германии, Скандинавии; они занимались фермерством на Западе или шли работать на шахты, в сталелитейные цеха, вставали за фабричные станки. С середины 1880-х годов источники иммиграции изменились. Из-за ухудшения экономического положения на родине, нежелания служить в армии и преследования национальных меньшинств в США хлынула молодежь из Италии, Польши, России, Австро-Венгрии. Пополняя армию неквалифицированной рабочей силы, они активно включались в строительство железных дорог и занимали рабочие места иммигрантов, которые уже продвинулись вверх по экономической и социальной лестнице в разных отраслях промышленности. Население растущих городов, особенно на Востоке и Среднем Западе, все больше пополнялось людьми разных национальностей, культурных традиций и религий.
(59.63 Кб)
Капитаны индустрии.
Экономический прогресс был бы невозможен без таланта и энергии целого поколения смелых руководителей промышленности. Эти люди не просто владели, но и сами управляли компаниями. За исключением железнодорожного транспорта и банковской сферы, корпорация как форма коллективной собственности получила распространение только с конца 1890-х годов. Лидеров бизнеса той эпохи нельзя огульно называть баронами-разбойниками, хотя, разумеется, процветали на Уолл-стрит и дельцы, занимавшиеся биржевой игрой и спекуляциями, огромные состояния сколачивались и недобросовестными предпринимателями, и крупными монополистами-землевладельцами. В то же время в стране действовали настоящие капитаны индустрии: Эндрю Карнеги в черной металлургии, Джон Д.Рокфеллер в нефтяном бизнесе, Сайрус Маккормик в сельскохозяйственном машиностроении, Джордж Вестингауз в электротехнической промышленности, Густавус Свифт в мясопереработке. Они были подлинными новаторами производства и бизнеса, создавшими крупнейшие предприятия.
Это был мир неупорядоченной конкуренции, игры без правил, где деловые партнеры не гнушались тайным сговором. Сколачивались огромные состояния, лихорадочные инвестиции сменялись затяжными депрессиями, и вместе с тем происходили снижение себестоимости продукции, железнодорожных тарифов, розничных цен и повышение реальной заработной платы.
Экономические циклы.
Гражданская война привела к резкому повышению цен, которые лишь в 1878 вернулись к уровню 1860. Затем, вплоть до 1896, оптовые цены продолжали падать, причем за этот период их падение составило 25% (необычное явление, вызванное продолжительным бумом). Эта тенденция отчасти определялась спадом мирового производства золота и сокращением государственных расходов, но главным образом резким снижением себестоимости продукции за счет технологической модернизации и эффективного управления производственными процессами.
В периоды экономического подъема сверхспекулятивный строительный бизнес, особенно железнодорожный, стимулировал иммиграцию и создание новых рабочих мест. За периодами бума следовали периоды спада, особенно суровые в 18731879 и 18931896. Ликвидировались банки, разорялись мелкие предприятия, росла безработица, урезалась заработная плата.
Финансовые проблемы.
Требование увеличить денежную массу не утихало на протяжении Гражданской войны, с ним выступали как мелкие промышленники, так и фермеры. Тогда речь шла о необходимости расширить выпуск военных платежных средств «зеленых» долларов. В 1868 это требование поддержала Демократическая партия, и в течение 1870-х годов его продолжали выдвигать, хотя и безуспешно, т.н. «третьи партии». Правительство же отчасти для покрытия государственного долга, отчасти для обеспечения протекционистских мер во внешней торговле в 1879 вернулось к отмененному в годы Гражданской войны золотому стандарту.
Теперь все внимание было приковано к возможности расширить денежную массу посредством свободной чеканки серебра. В 1873 казначейство прекратило чеканку серебряных долларов, так как коммерческая цена на серебро превысила официальную. Но в середине 1870-х годов открылись новые серебряные рудники, цена на серебро понизилась и в обществе раздались требования возобновить его чеканку. Конгресс дважды уступал под нажимом этих требований, приняв в 1878 закон Блэнда Аллисона, а в 1890 закон Шермана о закупке серебра. Первый из них разрешил ограниченную покупку серебра, второй скупку всей продукции серебряных рудников страны. Закон 1890 потребовал от казначейства выпустить сертификаты под купленное серебро, и поскольку эти сертификаты рассматривались как законное платежное средство, золото и серебро как бы уравнялись в статусе.
В 1893 президент Кливленд возложил на серебро всю ответственность за экономические беды страны и призвал Конгресс отменить закон Шермана. Во время предвыборной кампании 1896 демократы настаивали на возврате к чеканке серебра. Начавшееся в 1897 оздоровление экономики, открытие новых золотых месторождений в Африке и на Юконе, рост цен и либерализация банковских кредитов положили конец дискуссии о серебре. В законе о денежном обращении 1900 золото было объявлено единственным средством обеспечения американской валюты.
назад
дальше
|