Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Военно-промышленный комплекс. занимает значительное место в экономике США. Многие отрасли хозяйства так или иначе связаны с оборонной промышленностью. Более того, благосостояние ведущих корпораций в таких индустриальных штатах, как Массачусетс или Калифорния, напрямую зависит от ассигнований на оборону. В 1994 Массачусетс и Калифорния получили соответственно 9,5 и 22,5 млрд. долл. по контрактам, заключенным с министерством обороны. Эти ассигнования способствовали обеспечению рабочими местами более 175 тыс. гражданских лиц. Государственные расходы на национальную оборону остаются весьма значительными, невзирая на их существеннее сокращение в начале 1990-х годов. В 1997 на оборонные нужды было выделено 270,5 млрд. долл. 17,6% всех федеральных расходов, что составляло 3,7% ВВП (против 6,2% в 1986). В целом за счет ассигнований на оборону в 1996 в США насчитывалось ок. 732 тыс. рабочих мест для гражданских лиц и 1056 тыс. для военнослужащих. На оборону в США затрачивается больше средств, чем в других государствах. Более того, федеральные военные расходы превосходят совокупные военные бюджеты многих индустриальных стран. В 1997 США израсходовали на нужды обороны 270,5 млрд. долл. Эта цифра составляет около трети всех военных расходов в мире и превышает оборонные бюджеты Франции, Германии, Великобритании и Японии. США крупнейший в мире экспортер оружия. В 1993 США продали за рубеж различных товаров военного назначения на общую сумму 10,3 млрд. долл. На их долю пришлось ок. 50% мирового экспорта оружия, что почти на 4 млрд. долл. превосходит его вывоз из Канады, Китая, Франции, Германии, Великобритании и Польши. Сфера услуг крупнейший сектор экономики США. В 1997 он дал 4,43 трлн. долл., или 54% ВВП, и 4/5 рабочих мест в стране. Сфера услуг включает множество различных отраслей и профессий. Комплекс деловых, профессиональных и личных услуг самая большая и наиболее многообразная группа включает образовательные и медицинские услуги, социальное обслуживание, гостиничный бизнес, индустрию рекламы, менеджмент, агентства по связям с общественностью, а также многочисленные предприятия бытовых услуг, предоставляемых корпорациям или отдельным гражданам: прачечные, химчистки, автосервис и т.п. В 1996 весь этот комплекс услуг дал более 1 трлн. долл., т.е. ок. 15% ВВП, и в нем было занято 45% всей рабочей силы сектора услуг. Вклад финансовых и страховых институтов и агентств недвижимости тоже составил 15% ВВП, однако в них заняты лишь 8% работников сферы услуг. В эту группу входят банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и другие финансовые организации, товарные и фондовые биржи, агентства по операциям с недвижимостью. Другой крупнейший сектор сферы услуг предприятия оптовой и розничной торговли, он включает рестораны и бары, фирмы оптовой торговли, магазины, фирмы по продаже автотранспортных средств. В 1996 почти 30% работников сферы обслуживания были заняты в торговле, и на их долю пришлось ок. 1/6 стоимости всех произведенных услуг. Работники государственного сектора составили 11% всех занятых в сфере услуг и произвели 1/8 ВВП. Наконец, на долю предприятий транспорта, связи и коммунального хозяйства в 1996 пришлось ок. 9% стоимости услуг и ок. 6,5% всех занятых в сфере обслуживания. Сюда входят автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт, компании телефонной связи, радио- и телевещательные корпорации, а также предприятия коммунального обслуживания. Темпы роста занятости в сфере услуг превзошли все другие отрасли и в период с 1979 по 1995 составили 2,3% в год, что привело к созданию в стране 24 млн. новых рабочих мест. Темпы роста занятости в целом по стране за тот же период составили лишь 1,4% в год. В итоге занятость в сфере услуг возросла с 70% почти до 80% от общего числа работающих. Поскольку заработная плата (вместе со льготами) работников сферы услуг составляет примерно 75% заработной платы на производстве, отток рабочей силы в индустрию обслуживания за период с 1979 по 1995 привел к общему снижению оплаты труда примерно на 10%. Транспорт. Транспортный комплекс включает разветвленную сеть водных путей, железных дорог и автострад. Крупным техническим достижением начала 19 в. стало строительство канала Эри, соединившего Великие озера с портом Нью-Йорка. В середине 1990-х годов на водные маршруты приходилось 15% грузоперевозок (в тонно-километрах) США. Тяжелые и громоздкие грузы (железная руда, уголь, зерно, нефтепродукты, песок, гравий, цемент) часто доставляются водным путем. Большинство железных дорог США было построено в период индустриального бума после Гражданской войны. На железнодорожный транспорт в середине 1990-х годов пришлось ок. 38% всех грузоперевозок. Вместе с тем начиная с 1950-х годов его роль в системе пассажирского транспорта постоянно снижается. В середине 1990-х годов на железные дороги приходился лишь 1% пассажироперевозок. Строительство высокоскоростных рельсовых магистралей, которыми в первое десятилетие 21 в. планируется связать крупнейшие мегаполисы восточного побережья, возможно, приведет к увеличению пассажиропотока на железных дорогах. Гигантская сеть трубопроводов, по которым транспортируются сырая нефть, нефтепродукты и природный газ, начала сооружаться в начале 20 в. В середине 1980-х годов трубопроводы обеспечивали до 25% грузопотоков, однако к середине 1990-х годов этот показатель снизился до 18%. Для основной массы пассажироперевозок и все увеличивающихся грузоперевозок используются почти 6,4 млн. км автомагистралей и шоссейных дорог страны. В середине 1990-х годов автоперевозки составили 28% всех грузоперевозок. Объем использования автомобилей и прочих пассажирских автотранспортных средств в это же время составил более 4,3 трлн. пассажиро-км, или 80% всех пассажироперевозок. Количество зарегистрированных автотранспортных средств возросло с 8 тыс. в 1900 до почти 200 млн. в середине 1990-х годов. С 1980 число легковых автомобилей увеличилось на 15%, а грузовых удвоилось. В результате повысилась плотность транспортных потоков, и это стало серьезной проблемой во многих мегаполисах. В середине 1990-х годов на воздушный транспорт приходилась незначительная доля грузового товаропотока (0,5%), но почти 20% пассажироперевозок, в то время как на автобусный и железнодорожный транспорт лишь по 1% пассажироперевозок.
|
|