
 
|
 |

Республиканская партия.
На Севере закон вызвал мощную оппозицию. Разгневанные нарушением ранее достигнутых договоренностей, северяне были убеждены, что стали жертвой «заговора рабовладельцев», которые манипулировали президентом, шантажировали Конгресс и стремились распространить рабовладение на свободные территории. На волне этого недовольства в 1854 родилась новая политическая партия, преданная идее фрисойлерства. Она была названа Республиканской в память об антирабовладельческих идеалах Джефферсона.
«Кровоточащий Канзас».
Главным уязвимым звеном идеи суверенитета народа была неопределенность сроков проведения референдума и определения кворума. Многие тогда решили, что суверенитет приведет к соперничеству Севера и Юга в заселении Запада, почему и было создано Массачусетское общество помощи эмигрантам (позднее переименованное в Новоанглийскую компанию помощи эмигрантам), которое содействовало переезду янки противников рабовладения в Канзас. Как для Севера, так и для Юга Канзас стал значимым политическим символом. Накал противостояния привел к кровопролитию. Когда банда южан совершила разрушительный набег на деревню Лоренс, Джон Браун в отместку убил пятерых южан у Потавотоми-Крик (1856).
Выборы 1856.
Борьба за пост президента развернулась на фоне кровавой резни в Канзасе. Разочаровавшись в Дугласе после вспышки насилия в Канзасе, демократы вновь обратили свои взоры на «северянина, исповедующего южные принципы»; на сей раз их выбор пал на Джеймса Бьюкенена из Пенсильвании. Бьюкенен имел достаточно широкую поддержу как на Юге, так и в северных штатах (Пенсильвании, Индиане, Иллинойсе). В ходе выборов проявился безнадежный раскол в стране. Виги прекратили существование как политическая сила; им на смену пришла ориентированная на Север антирабовладельческая Республиканская партия. Демократическая партия была единственной силой, имевшей поддержку как на Севере, так и на Юге. Однако по прошествии четырех лет и она оказалась в состоянии раскола.
Решение по делу Дреда Скотта.
Вскоре после инаугурации Бьюкенена весной 1857 к дискуссии о рабовладении подключился Верховный суд США. Поводом стала апелляция чернокожего раба Дреда Скотта о предоставлении ему свободы на том основании, что он временно проживал на свободной территории, а именно в Небраске севернее параллели 36°30ў. Решение Верховного суда, составленное его председателем Роджером Тони, отвергло апелляцию Скотта. Пятая поправка к Конституции, утверждал Тони, не дает права Конгрессу лишать граждан собственности. Тем самым Миссурийский компромисс, лишивший рабовладельцев их собственности к северу от параллели 36°30ў, объявлялся неконституционным. Заявив, что Конгресс не имеет полномочий решать вопросы, связанные с рабовладением, суд предпринял попытку закрыть проблему «свободных земель» и разрешить региональные противоречия. На деле решение Верховного суда лишь обострило кризис, потому что этим решением одобрялось то, чего так долго добивались южане. Разъяренные северяне убедились, что семена «заговора рабовладельцев» проросли даже в Верховном суде страны.
Лекомптонская конституция.
В 1857 сторонники южан в Канзасе взяли инициативу в свои руки, созвали конвент в Лекомптоне и приняли прорабовладельческую конституцию. Делегаты конвента были избраны незаконно миссурийскими избирателями, которые временно пересекли границу и не были представителями населения Канзаса. Тем не менее Бьюкенен принял эту конституцию. Однако в Конгрессе Дуглас опротестовал ее, назвав фальшивкой. Его позиция внесла раскол в ряды Демократической партии, и вопрос о принятии Канзаса в Союз был отложен до 1861.
Дебаты Линкольна и Дугласа.
Раскол среди демократов еще более усугубился в связи с выборами в Конгресс 1858. Дуглас намеревался добиться переизбрания, в борьбу с ним за сенатское кресло вступил республиканец Авраам Линкольн. В ходе публичных дебатов во Фрипорте (шт. Иллинойс) Линкольн спросил Дугласа, имеет ли население территории право запретить у себя рабовладение. Дуглас ответил, что, невзирая на решение Верховного суда, народ может воспрепятствовать введению института рабовладения. А без надсмотрщиков, сторожевых отрядов и карательных мер оно не сможет существовать. Фрипортская доктрина, похоже, вдохнула новую жизнь в идею суверенитета народа, и Дуглас добился переизбрания в сенат. Тем не менее фундаментальные расхождения между Дугласом и Бьюкененом уже ни для кого не оставались тайной. Опасения южан еще больше усилились, когда в 1859 Джон Браун прибыл из Канзаса в Виргинию и возглавил мятеж невольников, захватив арсенал в Харперс-Ферри. И хотя он потерпел поражение, жуткий призрак восстания рабов замаячил по всему Югу. После 1859 атмосфера там настолько накалилась, что для вспышки крупного пожара достаточно было крохотной искры.
назад
дальше
|
 |
 |


|