Вывести на печать

Роналд Рейган – 40-й президент США (1981–1989). Рейган и его вице-президент Джордж Буш (бывший директор ЦРУ) избрали в качестве основных мишеней профсоюзы, государственное регулирование экономики, прогрессивное налогообложение, программы предотвращения дискриминации женщин и национальных меньшинств, государственное финансирование социального обеспечения, право женщин на аборты, употребление наркотиков, сексуально-ориентированное искусство, литературу и радио- и телевещание, судебные разбирательства по поводу отмены преподавания учения о божественном сотворении мира в государственных школах. Во внешней политике главными объектами борьбы стали антикапиталистические режимы и революционные движения в странах третьего мира, а также СССР, который Рейган окрестил «империей зла», стремящейся к мировому господству.

В самом начале своего президентства Рейган нанес сокрушительный удар по профсоюзному движению. Отказавшись от предвыборного обещания повысить заработную плату и улучшить условия труда авиадиспетчеров, он спровоцировал их забастовку в августе 1981, разогнал профсоюз авиадиспетчеров, отправив за решетку его лидеров, и уволил всех бастующих. Профсоюзы были ослаблены и новыми назначениями в Национальном управлении по трудовым отношениям, использованием судебных дел о банкротстве для признания недействительными трудовых договоров, массовым наймом штрейкбрехеров для аннулирования полномочий профсоюзов и систематическим размещением производственных заказов по не входящим в профсоюзы предприятиям, нередко расположенным в странах третьего мира. В течение 1980-х годов переговоры о заключении коллективных договоров часто приводили к снижению заработной платы и ухудшению условий труда.

Экономическая стратегия Рейгана – Буша, прозванная их сторонниками «экономикой предложения», базировалась на представлении, что инвестиции, а следовательно, производительность труда, объемы производства и занятость будут быстро расти, если повысится прибыль крупных собственников, направляемая на реинвестирование, а также доходность новых капиталовложений. В новом налоговом законодательстве ставки федерального подоходного налога на корпорации и частных лиц (т.е. все прогрессивные ставки) были резко сокращены, а регрессивные налоги на фонд заработной платы повышены; кроме того, частично подверглись налогообложению и фонды социального страхования. В расходной части бюджета гораздо большие средства направлялись на выплату процентов и военные закупки, а федеральные расходы на программы социального обеспечения и программы разделения доходов были резко сокращены, так что штаты и местные власти были вынуждены повысить регрессивные налоги на продажи и имущество. В результате в 1988 поступления в федеральный бюджет от налогов на фонд заработной платы оказались на 71 млрд. долл. больше, чем если бы они взимались по ставкам 1980; доходы от налогов на продажи и имущество повысились на 18 млрд. долл., а от подоходного налога на корпорации и частных лиц стали на 61 млрд. долл. меньше, чем по ставкам 1980. В расходной части бюджета выплаты по процентам государственного долга оказались на 57 млрд. долл. больше, а военные расходы – на 49 млрд. долл. больше, чем если бы их доля в чистом национальном доходе осталась на уровне 1980, тогда как прочие государственные расходы оказались соответственно на 107 млрд. долл. меньше.

Дерегуляция экономики, возложенная на вице-президента Буша, осуществлялась быстрыми темпами. Контроль за сохранением окружающей среды и безопасностью труда был сведен к минимуму. Антитрестовское законодательство было интерпретировано так, чтобы дать зеленый свет многократным слияниям и поглощениям корпораций, так что существенно возросла концентрация экономической власти (особенно в сфере средств массовой информации и на авиатранспорте) и обогатилось новое поколение финансистов («яппи»). Дерегуляция достигла предела в системе ссудо-сберегательных банков. Некогда самые консервативные, эти банки могли теперь устанавливать неограниченные проценты по неограниченным депозитам с федеральной гарантией и использовать депозиты откровенно спекулятивным образом.

В начале реализации программы Рейгана экономический спад усугубился, и к середине 1982 число банкротств достигло самого высокого за полвека уровня. К осени безработица приблизилась к 11%, перекрыв пиковый показатель 1941. Однако решительные монетаристские меры совета управляющих Федеральной резервной системы помогли справиться со спадом.

Рейган утверждал, что новое процветание позволит сократить подоходный налог и увеличить военные ассигнования без роста бюджетного дефицита, но к 1983 дефицит достиг 208 млрд. долл., оказавшись почти втрое выше, чем в последний год администрации Картера. Массированные государственные займы удерживали процентные ставки на высоком уровне. Одним из следствий такой политики стала высокая котировка доллара на мировом рынке, что способствовало удорожанию американского экспорта при одновременном снижении инфляции и повышении жизненного уровня американцев за счет поступления на внутренний рынок дешевых импортных товаров. Высокие процентные ставки также затрудняли иностранным заемщикам, особенно в латиноамериканских странах, возврат взятых в американских банках кредитов.

На международной арене Рейган отказался от политики разрядки напряженности в отношениях с СССР. Он одобрил колоссальные ассигнования на программу «звездных войн», т.е. систему противоракетной обороны космического базирования, возможность создания которой вызывала серьезные сомнения в научном сообществе, но которая в случае реализации сулила громадные стратегические преимущества. Встреча с М.С.Горбачевым в начале второго срока президентства Рейгана (ноябрь 1985) не привела к соглашению о контроле над вооружениями.

Рейган отказался от планировавшегося Картером прекращения контроля ЮАР над Намибией и в рамках политики т.н. «конструктивного вмешательства» снял широкие экономические санкции, которые должны были помешать ЮАР исключить черное большинство из политической жизни. Президент предоставил деньги, оружие и учебные лагеря для «контрас» – контрреволюционеров, пытавшихся свергнуть левый сандинистский режим в Никарагуа, а также для правых режимов в Гондурасе и Сальвадоре.

Внешняя политика не имела большого значения для результатов выборов 1984, поскольку обе партии выступали за увеличение военных ассигнований и ни один кандидат не предложил новых мирных инициатив в отношениях с СССР. Республиканцы вновь выдвинули Рейгана и Буша, демократы – Уолтера Мондейла, бывшего при Картере вице-президентом, кандидатом в президенты, а члена палаты представителей Джералдин Ферраро из Нью-Йорка – кандидатом на пост вице-президента. Многим избирателям импонировали апелляции Рейгана к патриотизму и традиционной морали, в то же время мало кому понравился призыв Мондейла повысить налоги для сбалансирования федерального бюджета. Рейган выиграл с подавляющим перевесом.

Осенью 1986 в американской внешней политике наметился поворот, скорее навязанный Рейгану, чем осуществленный по его воле. В сентябре Конгресс, преодолев президентское вето, ввел санкции против ЮАР. В начале ноября обнаружилось, что американское правительство в сотрудничестве с Израилем тайно продавало современное вооружение иранскому правительству для войны против Ирака и что высокопоставленные сотрудники Рейгана использовали часть полученных от продажи средств на незаконные поставки оружия никарагуанским «контрас». В результате скандала «Иран – контрас» политика США в Персидском заливе переориентировалась в сторону Ирака, особенно после направления американского флота в Персидский залив для пресечения атак Ирана на торговые суда арабских союзников Ирака. Более того, скандал подорвал американскую помощь «контрас», которые в 1988 были вынуждены уйти на свои базы в Гондурасе.

Наиболее важный сдвиг, однако, произошел в отношениях с СССР. Благодаря политике либерализации Горбачев быстро завоевал авторитет в европейском и американском общественном мнении, и участники советско-американских переговоров по разоружению приблизились к выработке важных соглашений. Консерваторы как в американском, так и в советском руководстве старались помешать возврату к политике разрядки, но Рейган и Горбачев успешно подавили все попытки обострить отношения в духе холодной войны. В октябре 1986 оба лидера встретились в Рейкьявике, столице Исландии, и этот саммит стал важной вехой в улучшении советско-американских отношений. За ним последовали визиты Горбачева в США в 1987 и Рейгана в СССР в 1988. Сверхдержавы подписали и ратифицировали договор о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.

К концу второго срока президентства Рейгана его администрация могла поставить себе в заслугу несомненные экономические достижения: устойчивый подъем, который происходил медленно и не перешел в бум, длился целых шесть лет; существенное сокращение инфляции по сравнению с очень высокими показателями 1970-х годов; значительное увеличение занятости; сокращение безработицы до уровня начала спада 1981–1982. Кроме того, самые богатые американцы и в относительных, и в абсолютных цифрах стали гораздо богаче из-за снижения верхних ставок подоходного налога и роста доходов во время длительного фондового бума.

Тем не менее в конце 1980-х годов страна столкнулась с целым рядом серьезных экономических проблем: огромным платежным дефицитом в международной торговле, превратившим США из крупнейшего мирового кредитора в крупнейшего должника; завершением стадии подъема в экономическом цикле, начавшейся в конце 1982, а также опасным ослаблением банковской и кредитной системы. Такая комбинация факторов вызвала перенапряжение всей финансовой системы США. Из-за стремительного падения цен на нефть и другие виды сырья развивающиеся страны начали испытывать беспрецедентные трудности, расплачиваясь с банками США по своим колоссальным долгам. В период шестилетнего экономического подъема задолженность потребителей значительно опережала рост их доходов, и эти долги грозили стать непосильной ношей в случае нового спада и роста безработицы. Многие компании-должники за годы спекулятивного бума на Уолл-стрит финансировали слияние и поглощение корпораций, выпустив колоссальное количество т.н. «бросовых облигаций» – долговых обязательств, обещавших высокие проценты, но дававших мало надежд на их выплату в условиях, не слишком благоприятных для деловой активности. Кроме того, гигантский неснижаемый дефицит федерального бюджета резко ограничил возможности правительства адекватно реагировать на новый спад. В октябре 1987 экономику потряс крупнейший кризис фондового рынка. Однако монетарные институты США, поддержанные иностранными центральными банками, ответили предоставлением достаточно весомых кредитов для поддержания экономического роста в стране до президентских выборов 1988.

На этих выборах республиканцы выдвинули кандидатом в президенты вице-президента Джорджа Буша, а кандидатом в вице-президенты – молодого ультраправого сенатора из Индианы Дэнфорта Куэйла. Буш поставил в заслугу своей партии мир и процветание и пообещал продолжить общую линию Рейгана. Демократы выдвинули своим кандидатом губернатора Массачусетса Майкла Дукакиса, считавшего себя более компетентным политиком, чем Буш, а в паре с ним выступил Ллойд Бентсен, консервативный сенатор из Техаса. В отсутствие сколько-нибудь серьезных политических дебатов между кандидатами американский электорат (к урнам пришла лишь половина избирателей) высказался за политическую преемственность. Республиканцы сохранили за собой Белый дом, а демократы слегка увеличили большинство в обеих палатах Конгресса.

назад   дальше



СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
РЕЛЬЕФ
Аппалачи
Пидмонт
Горы Блу-Ридж
Район Хребтов и Долин
Аппалачские плато
Горы Адирондак
Долина р.Св. Лаврентия
Новая Англия
Береговые равнины
Приатлантическая равнина
Примексиканская равнина
Внутренние возвышенности
Район Озарк
В районе Уошито
Внутренние равнины
Низкое Внутреннее плато
Центральная равнина
Великие равнины
Возвышенность у озера Верхнего
Скалистые горы
Южные Скалистые горы
Бассейн Вайоминг
В Средних Скалистых горах
Северные Скалистые горы
Межгорные плато
Колумбийское плато
Плато Колорадо
Район Котловин и Хребтов
Тихоокеанские Береговые горы
Каскадные горы и горы Сьерра-Невада
В Тихоокеанском краевом районе
Нижняя Калифорния
РЕКИ И ОЗЕРА
КЛИМАТ
Климатические районы
Район влажного континентального климата с коротким летом
Район влажного континентального климата с длинным летом
Район влажного субтропического климата
Район влажного и жаркого тропического климата
Район умеренного морского климата
Район субтропического климата с сухим летом
Западный горный климатический район
Среднеширотный район аридного климата
Низкоширотный район аридного климата
Среднеширотный район семиаридного климата
Низкоширотный район семиаридного климата
ПОЧВЫ
Почвенные районы
Район подзолистых почв
Район серо-бурых подзолистых почв
Район красно-желтых подзолистых почв
Район аллювиальных почв
Район почв прерий, черноземов и каштановых почв
Район пустынных почв
Район горных почв
НАСЕЛЕНИЕ
Рост населения
Этнический и расовый состав
География населения
Половозрастная структура населения
Американская семья
Заработная плата
Доходы
Конфессиональный состав
Образование
Национальные меньшинства
Бедность
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Основные принципы Конституции
Законодательная власть
Законодательный процесс
Конгресс сегодня
Исполнительная власть
Укрепление власти президента
Кабинет
Исполнительное управление президента
Федеральные ведомства
Судебная власть
Верховный суд
Прочие суды
Гражданские и уголовные дела
Власть в штатах и на местах
Власть в штатах
Местные органы власти
Бюджет штатов и местный бюджет
Политические партии
Группы давления (лоббирование)
Подготовка и проведение выборов
Отбор кандидатов
Избирательный ценз
Процедура выборов
Оборона
Территории и владения
ЭКОНОМИКА
Введение
Экономическая история
Трудовые ресурсы
Организация производства
Национальный доход и распределение доходов
СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Ресурсные отрасли
Сельское хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Рыболовство
Лесное хозяйство
Вторичные отрасли
Обрабатывающая промышленность
Энергетика
Военно-промышленный комплекс
Сфера услуг
Транспорт
Средства коммуникаций
Деловые и бытовые услуги
Медицинские и профессиональные услуги
Финансы
Бюджет
МЕСТО США В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Международная торговля
Глобализация и экономика США
ИСТОРИЯ
Колониальная эра
ЭПОХА ПЕРВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ
Английские колонии
Плантационное хозяйство
Пуританская община
Взаимоотношения с метрополией
Политическая система колоний
«Славная революция»
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Региональные различия
Миграция на запад
Экономика и структура общества
Усиление роли ассамблей
Подъем религиозного сознания
РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Новый империализм
Закон о гербовом сборе
Пошлины Тауншенда
Чайный закон
Первый Континентальный конгресс
Война за независимость
Перемены и преемственность власти
Проблемы послевоенного периода
Образование Конфедерации и принятие конституции
НОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Население
Экономика
Создание нового правительства
Билль о правах
Финансовая система Гамильтона
Возникновение политических партий
Конфликт с Францией
Внутренняя политика Джефферсона
Внешняя политика Джефферсона: 1800–1812
Экспедиция Льюиса и Кларка
Заговор Бэрра
Война в Европе и нейтралитет США
Эмбарго
Положение на Западе
Война 1812 года
Новая волна национализма
Доктрина Монро
Север и Юг
Миссурийский компромисс
Кризис
Отмена пошлины в Южной Каролине
Джексоновская демократия
Проведение реформ
Кампания против рабовладения
Джексон и Банк Соединенных Штатов
Экономический подъем и кризис
Вигская интерлюдия
Техас и Орегон
Война с Мексикой
Условие Уилмота
Золотая лихорадка в Калифорнии
КАНУН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Компромисс 1850
«Мягкотелая» администрация
Закон о Канзасе и Небраске
Республиканская партия
«Кровоточащий Канзас»
Выборы 1856
Решение по делу Дреда Скотта
Лекомптонская конституция
Дебаты Линкольна и Дугласа
Выборы 1860
Распад Союза
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И РЕКОНСТРУКЦИЯ
В тылу
На фронте
Цена войны
Реконструкция Юга
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 1868–1900
Национальные выборы
УСПЕХИ ИНДУСТРИИ
Статистические данные
Урбанизация
Иммиграция
Капитаны индустрии
Экономические циклы
Финансовые проблемы
Прогресс в сельском хозяйстве
Регулирование экономики
Профессиональные союзы
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Англо-американские отношения
Приобретение Гавайских островов и Аляски
Война с Испанией
Китай
ЭРА ПРОГРЕССИЗМА: 1901–1917
Истоки прогрессизма
Теодор Рузвельт и прогрессизм
Вудро Вильсон и прогрессизм
Внешняя политика и дипломатия в 1900–1917
Латинская Америка
Дальний Восток
Европа
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Период нейтралитета (1914–1917)
Участие США в Первой мировой войне, 1917–1918
На пути к миру, 1919–1920
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПРОЦВЕТАНИЯ: 1920-е годы
Общественная жизнь
Сухой закон
Иммиграция
Гражданские свободы
Политика и экономика
Внешняя политика
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
Крах фондового рынка
Нисходящая спираль
Новый курс
Внешняя политика в годы экономического кризиса
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Мобилизация сил страны
Дипломатия
Гарри Трумэн – 33-й президент США (1945–1953)
Атомная бомба
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Социальная политика
Выборы 1948
Продолжение Справедливого курса
Холодная война
Корейская война
Маккартизм
Дуайт Эйзенхауэр – 34-й президент США (1953–1961)
Послевоенное общество: конформизм и бунтарство
Джон Кеннеди – 35-й президент США (1961–1963)
Линдон Джонсон – 36-й президент США (1963–1969)
Ричард Никсон – 37-й президент США (1969–1974)
Джеральд Форд – 38-й президент США (1974–1977)
Джимми Картер – 39-й президент США (1977–1981)
Роналд Рейган – 40-й президент США (1981–1989)
Джордж Буш – 41-й президент США (1989–1992)
Билл Клинтон – 42-й президент США

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
10/05/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!