УСПЕХИ ИНДУСТРИИ
Благодаря отчасти Гражданской войне и отчасти политике, проводившейся правительством во время войны введению новых тарифов, созданию эффективной банковской системы, закону о гомстедах, поддержке железных дорог, американская промышленность в 18601890 развивалась бурными темпами. Это был период самого стремительного экономического подъема страны, если судить по ежегодному приросту реального валового национального продукта, который в период с 1869 по 1898 в среднем составлял 4,32%.
Немалую роль роль сыграли другие факторы: колоссальный рост внутреннего рынка; увеличение экспорта хлопка, пшеницы, муки и мясных продуктов, покрывшего расходы на импорт и частные зарубежные кредиты (к 1900 европейцы вложили в экономику США 3,3 млрд. долл.); отсутствие обременительных налогов, способствовавшее накоплению капитала и инвестициям в новые отрасли промышленности; установление благоприятного климата для развития частного предпринимательства, способствующего инновациям. Быстрыми темпами развивался железнодорожный транспорт (общая протяженность железных дорог выросла с 48 тыс. км в 1860 до 309 тыс. в 1900); его эффективность увеличилась благодаря улучшению качества и снижению себестоимости металла и машинного оборудования.
К 1880 получили широкое распространение механическая косилка, паровой плуг, бессемеровская сталь, подводная лодка, трансокеанские телеграфные кабели, фотография, гальваностегия и гальваностереотипия, паровая буровая установка, швейная машина, электрическая лампочка, телефон, микрофон, спектроскоп.
(53.84 Кб)
Статистические данные.
За период 18701900 население страны удвоилось и в 1900 там проживали 76 млн. человек. В 1870 лишь один из пяти американцев жил в населенном пункте, насчитывавшем более 8 тыс. жителей. К 1900 горожане составляли уже треть всего населения. Урбанизация расширила возможности для капиталовложений и создания новых рабочих мест: строились многоквартирные жилые дома с водопроводом и газоснабжением, прокладывались новые улицы, по которым пошли сначала трамваи, а затем и троллейбусы. С ростом городского населения сокращалось число фермеров. В 1860 фермеры составляли более 60% трудовых ресурсов страны, к 1900 только 35%. Благодаря механизации производительность сельского хозяйства росла быстрыми темпами. С 1860 по 1900 площадь фермерских угодий удвоились, а общая капитализированная стоимость фермерских хозяйств возросла с 8 млрд. долл. до 20 млрд. Показатели индустриализации были еще более впечатляющими. В 1860 совокупный капитал американских промышленных предприятий составлял 1 млрд. долл., а в 1900 10 млрд. Число наемных рабочих и служащих на производстве увеличилось с 1,3 млн. человек до 5,3 млн. Показатели роста производства в ключевых отраслях промышленности с 1860 до 1900 были следующие: добыча битуминозного угля возросла с 6 млн. т до 193 млн., сырой нефти с 500 тыс. баррелей до 57 671 тыс., выплавка чугуна с 751 тыс. т до 13 621 тыс., необработанной стали с 10 тыс. т до 10 640 тыс. Национальный доход вырос с 2,4 млрд. долл. в 1850 до 19,4 млрд. в 1900, а реальный годовой доход на одного работающего с 787 до 1388 долл.
Урбанизация.
Города, возникшие в послевоенный период, превратились в крупные транспортные узлы, в основном железнодорожные, в средоточие новых предприятий обслуживания банков, адвокатских контор и медицинских учреждений, а также предприятий промышленности, в которой усилились тенденции к специализации и развитию легких, а не тяжелых отраслей. Наряду с ростом новых городов развивались и старые торговые центры; внутренний рынок в связи с индустриализацией, строительством железных дорог и самим процессом урбанизации тоже расширялся. Постепенно города стали центрами кредитования села, переработки и продажи продукции сельскохозяйственного производства. В городах мололи муку, забивали скот, перерабатывали мясо, продавали молоко и яйца, производили и расфасовывали сахар. Здесь же располагались основные рынки капитала: фондовые биржи, крупнейшие коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании. Города стали центрами культурной и духовной жизни страны, здесь находились университеты, научно-исследовательские центры, медицинские колледжи при больницах, музеи и художественные галереи, оркестры и концертные залы, театры и издательства.
Новое городское население, все более пополнявшееся иммигрантами-католиками из Восточной и Южной Европы, активно выступало против засилья в учреждениях и политических организациях старой городской элиты с преобладанием потомков западноевропейских протестантов. Новые иммигранты, как правило, вступали в ряды Демократической партии и при ее поддержке входили в городские советы по народному образованию, становились судьями и членами муниципальных советов и законодательных собраний штатов. Создание в городах политических структур, зависящих в основном от поддержки новых иммигрантов, возвестило наступление эры злоупотреблений и коррупции в городских администрациях. Тем не менее быстро развивались городская инфраструктура и муниципальные службы, общественный транспорт, водоснабжение и канализация, системы уличного освещения, охраны общественного порядка и народного образования.
назад
дальше
|