Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Маккартизм. Тем временем сенатор Джозеф Маккарти, республиканец из Висконсина, получил широкую известность обвинениями в государственной измене. Когда республиканцы поняли, что многие американцы с сочувствием воспринимают такое объяснение неспособности страны контролировать события в мире, некоторые из них, в том числе сенатор Тафт, убедили Маккарти продолжить кампанию разоблачения. Дуайт Эйзенхауэр 34-й президент США (19531961). В условиях тупиковой ситуации в Корее и успеха обвинений Маккарти демократов на президентских выборах 1952 республиканский кандидат генерал Дуайт Эйзенхауэр легко победил демократа Эдлая Стивенсона. В 1956 он был переизбран на второй срок. Президент сдержал свое предвыборное обещание покончить с войной в Корее, и в июле 1953 было подписано перемирие. Кроме того, были расширены программы социального страхования, жилищного строительства, финансирования народного образования и защиты гражданских прав. Верховный суд под руководством назначенного Эйзенхауэром председателя Эрла Уоррена включился в борьбу за гражданские права и свободы. В историческом решении 17 мая 1954 этот суд единодушно вынес вердикт по делу «Браун против Управления по образованию», гласивший, что принудительная сегрегация в государственных школах по расовому признаку нарушает 14-ю поправку к Конституции. Через год Верховный суд вынес решение о «незамедлительной» десегрегации. В 1957 Эйзенхауэр был вынужден отправить войска в Литл-Рок (шт. Арканзас) для защиты афроамериканцев от насилия со стороны расистов, пытавшихся воспрепятствовать выполнению решения о десегрегации школ. К концу правления администрации Эйзенхауэра (1960) лишь в штатах дальнего Юга еще сохранялась система сегрегации. В международных делах администрация продолжала осторожную политику, невзирая на призывы государственного секретаря Джона Фостера Даллеса к освобождению Восточной Европы, активной поддержке Чан Кайши, проведению атомной дипломатии вплоть до балансирования на грани войны и, в случае необходимости, нанесения «массированного ответного удара». Когда в 1954 Франция была изгнана коммунистами из Индокитая, США не пришли французам на помощь, хотя и взяли на себя роль покровителя антикоммунистического режима в Южном Вьетнаме. Когда восстание в Венгрии в 1956 предоставило возможность подорвать советское господство в Восточной Европе, американское правительство оставалось в стороне, а СССР восстановил госпоствующее положение с помощью танков. В то же время, когда Великобритания, Франция и Израиль ответили на захват Насером Суэцкого канала вторжением в Египет и оккупацией Синайского полуострова и зоны Суэцкого канала, американское правительство лишь угрозой экономических санкций смогло заставить своих строптивых союзников уйти с захваченных территорий. США шли на открытую интервенцию только в тех случаях, когда отсутствовала вероятность прямой конфронтации с СССР (например, в Ливане в 1958). В основном же расчет был на региональные оборонительные пакты вроде СЕАТО и СЕНТО. Благоприятные шансы укрепления взаимопонимания между Востоком и Западом, которые создавали советско-американское сотрудничество на Ближнем Востоке и невмешательство США в Восточной Европе, были упущены из-за фатального нагромождения просчетов, невезения и психологических проблем. Н.С.Хрущев внезапно отменил советско-американские переговоры в Париже в мае 1960 после того, как над советской территорией был сбит американский самолет-разведчик У-2. Во время избирательной кампании 1960 стало очевидным основное достижение администрации Эйзенхауэра. Демократы и республиканцы могли теперь оспаривать политическую власть в стране без взаимных обвинений в ужасных преступлениях вроде государственной измены или экономического кризиса. Послевоенное общество: конформизм и бунтарство. Социальную историю американского общества в период между Второй мировой войной и 1970 можно разделить на два этапа, хотя подобное деление несколько искусственно из-за значительной исторической преемственности между этими этапами и существенных вариаций внутри каждого из них. В течение первого этапа примерно до 1960 большинство американцев, похоже, были удовлетворены направлением развития и устройством общества, в котором они жили. Наиболее явное недовольство выражали те, кого угнетал конформизм идей, вкусов и поведения. Книги профессионалов и дилетантов обществоведов с красноречивыми названиями вроде Общество изобилия, Одинокая толпа, Организованный человек, В погоне за социальным статусом, Белый воротничок сформировали литературу протеста, сравнимую с критицизмом литераторов-интеллектуалов 1920-х годов. В 1950-х годах в крупнейших американских городах возникли колонии «битников», представителей своеобразной богемы, ставших выразителями негативных взглядов на американскую культуру. Но подобные критики были в меньшинстве; немногие соглашались оставить теплые ниши в «обществе изобилия» и окунуться в неприкаянную «разбитую» жизнь. А сетования чернокожих активистов и писателей, что решения Верховного суда, направленные на освобождение их собратьев, не изменили условий их существования, вызывали лишь сочувствие (или желание помочь деньгами).В начале 1960-х годов общественное недовольство достигло невиданного размаха. За несколько лет почти вся Америка оказалась охваченной возмущением, гневом, насилием. Первые организованные протесты были вызваны очевидной неспособностью американской демократии гарантировать афроамериканцам свободу, равенство и справедливость. Голоса протеста стали поднимать и другие этнические меньшинства: мексиканцы, пуэрториканцы, индейцы, азиаты. Американский средний класс был шокирован утверждениями авторов популярных книг и статей, что капитализм оказался неспособным вывести из нищеты огромную армию «невидимок», составляющую четверть населения страны. Наконец, и молодежь из благополучных белых семей среднего класса начала выражать свою разочарованность устоями американской культуры. Послевоенное движение протеста чернокожих американцев началось в 1955, когда молодой баптистский священник из Монтгомери (шт. Алабама) Мартин Лютер Кинг возглавил движение против сегрегации в местных автобусах. После того как в 1960 в Гринсборо (шт. Северная Каролина) четверо чернокожих студентов потребовали обслужить их в кафе за стойкой, предназначенной для белых, молодые негры провели серию ненасильственных сидячих забастовок в ресторанах и кафе по всему Югу. В 1961 белые и черные организовали «рейсы свободы» для борьбы с сегрегацией в междугородных автобусах. Они упорно продолжали свою кампанию, несмотря на кулаки, пули и гранаты расистов Алабамы и Миссисипи, пока их выступления не вынудили Комиссию по торговле между штатами принять меры против сегрегации. Студенческие объединения, особенно студенческий координационный комитет ненасильственных действий (СККН), развернули кампанию политической агитации среди афроамериканцев Юга. Регистрация избирателей и призывы к чернокожим избирателям принять участие в выборах и поддержка негритянских политических кандидатов стали основной целью не только СККН, но и возглавлявшейся Мартином Лютером Кингом Конференции христианских лидеров Юга и других групп борцов за гражданские права. Когда волна протеста достигла нищенских городских гетто на Севере, надежды, порожденные принятием законов о гражданских правах и первыми успехами кампаний ненасильственного протеста, начали переходить в отчаяние, а потом и в гнев, поскольку большинство чернокожих так и остались бесправными бедняками, а самые влиятельные их лидеры были убиты: Малколм Икс в 1965 и Мартин Лютер Кинг в 1968. К середине 1960-х годов наиболее воинственные группы вроде СККН подумывали об отказе от курса на насилие. Отчаяние и возмущение все чаще взрывались уличными беспорядками, которые начались в Гарлеме летом 1964, ужесточились в районе Уотс в Лос-Анджелесе в 1965, а в следующем году прокатились по Ньюарку, Детройту, Кливленду, Вашингтону и другим крупным городам. К концу 1960-х годов идеологи афроамериканского национализма обрели многочисленных сторонников среди обитателей гетто и студентов. Движение за гражданские права сыграло огромную роль в пробуждении общественного самосознания американской молодежи. Идеализм белых студентов борцов за гражданские права вдохновил и другие движения протеста: кампанию против войны во Вьетнаме, борьбу за освобождение университетов от военных занятий и военных исследований, экологическое движение. Белые студенты тоже прибегли к насилию, когда мирные требования не возымели действия. После выступлений в университете Беркли зимой 19641965 студенты почти всех крупнейших высших учебных заведений страны приняли участие в акциях гражданского неповиновения, которые в ряде случаев переросли в схватки с полицией и национальной гвардией. Молодые бунтари, белые и черные, противопоставили изъянам общества свои «контркультуры», или новые стили жизни, которые проявлялись в музыке, одежде, речи, сексуальном поведении, употреблении таких галлюциногенных наркотиков, как ЛСД и марихуана. Многие молодые женщины, неудовлетворенные вторыми ролями, отведенными им мужчинами, лидерами реформистских движений, как и обществом в целом, примкнули к движению за эмансипацию женщин.
|
|