
Бедность.
В 1996 13,7% американцев жили ниже официальной черты бедности, в том числе 19,8% составляли дети и подростки (моложе 18 лет). Более двух третей американских бедняков белые, большинство из них проживает в Аппалачском регионе и в южных штатах. Доля престарелых среди бедняков уменьшилась с 15,7% в 1980 до 10,8% в 1996.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Управление государством в США основано на Конституции. Однако практика государственного управления и его влияние на жизнь граждан коренным образом изменились со времени принятия Конституции США в 1789. Включенные в нее официальные поправки были направлены главным образом на защиту прав человека, расширение избирательных прав, развитие полномочий федерального правительства, а также уточнение различных процедур, например, передачи президентских полномочий. Судебные решения изменили интерпретацию отдельных положений Конституции. Наконец, как состав правительства, так и характер его деятельности видоизменялись в процессе установления различных политических процедур, как, например, выдвижение политическими партиями кандидатов в коллегию выборщиков.
Основные принципы Конституции.
В политической жизни США изначально заложена идея, что правление должно основываться на документах, формулирующих основные законы общества. Из опыта британских и колониальных политических институтов, а также здравого подхода вытекало, что правительство должно состоять из представителей, избранных большинством населения. Однако колониальный опыт научил американцев относиться к государственной власти с недоверием, и поэтому в Конституции они заложили принципы разделения законодательной и исполнительной властей и сдержек и противовесов.
Идею разделения властей, т.е. распределения властных полномочий в государстве между различными ветвями власти, пропагандировал французский просветитель и философ Монтескьё, с трудами которого были знакомы авторы Конституции США, и особенно Джеймс Мэдисон. Во время Войны за независимость несколько штатов (прежде всего Виргиния) имели централизованное правление, осуществлявшееся более или менее демократически избранными законодательными органами. Опасаясь превышения власти со стороны таких правительств, авторы Конституции обратились к принципу отделения законодательной власти от исполнительной. Новым изобретением явилось создание самостоятельной и полномочной судебной власти, наделенной правом оценивать конституционность действий законодательной и исполнительной власти. Обладая такими полномочиями, судебная ветвь могла противостоять узурпации власти двумя другими ветвями. (Полномочия судебных властей по оценке конституционности решений были распространены и на правительства штатов.) Аналогичные сдержки и противовесы, позволявшие одной ветви власти участвовать в функционировании других ветвей, представляли собой право вето президента (главы исполнительной власти) на решения законодателей; полномочия сената, органа законодательной власти, утверждать или отвергать кандидатуры на должности в системе исполнительной власти, а также право законодателей снимать с должности (подвергать импичменту) представителей исполнительной и судебной власти. Вместе взятые, принцип разделения властей и принцип сдержек и противовесов ограничивают государственную власть: первый путем распределения ее по трем ветвям, так чтобы ни один властный орган или чиновник не мог сосредоточить в своих руках все три типа власти, а второй путем предоставления каждой ветви власти ряда полномочий в иных ветвях, так чтобы и внутри этих ветвей власть не приобрела абсолютного характера.
Помимо общего разделения властей Конституция распределила полномочия между центральной властью и властями штатов, создав федеральную систему государственного управления. Американцы, учитывая свой полуторавековой опыт жизни в отдельных колониях и штатах, ревностно оберегали прерогативы местной власти. Они считали принцип федерализма едва ли не основным гарантом от деспотии центрального правительства и предоставили этому правительству лишь ограниченные властные полномочия, передав всю остальную власть правительствам штатов и местным администрациям (это специально оговаривается в 10-й поправке к Конституции).
Концепция естественных прав, не дарованных государством, имела основополагающее значение для поколения эпохи американской революции. Эта доктрина сформировалась под влиянием британского политического наследия, включая Великую хартию вольностей (1215), «Славную революцию» (16881689) и Билль о правах (1689), неприязнь протестантов к светской власти, труды таких философов, как Джон Локк, а также в связи с необходимостью иметь узаконенные средства защиты от действий власти. Концепция естественных прав была составной частью идейно-политической основы движения протеста против английской королевской власти, и это было учтено при составлении Декларации независимости. Американцы были полны решимости защищать даже от собственного правительства то, что они считали своими естественными правами, отчасти перечисленными в Билле о правах первых десяти поправках к Конституции, принятых в 1791.
назад
дальше
|