Прогресс в сельском хозяйстве.
Заселению Запада способствовали прокладка железных дорог, обилие свободных и дешевых земель, а также постоянно растущий как внутри страны, так и за рубежом спрос на американскую пшеницу, муку, мясопродукты и хлопок. Благодаря достижениям в конструировании новых сельскохозяйственных машин возделывание пшеницы продвинулось в районы прерий и Внутренних равнин. В 1859 страна производила 4,7 млн. т пшеницы, и первые места тогда занимали Индиана и Иллинойс; в 1899 было собрано 17,9 млн. т, и лидирующие места заняли Миннесота и Северная Дакота. За этот же период объем переработанной сельскохозяйственной продукции вырос в стоимостном выражении с 8 млн. долл. до 100 млн.
История американского Запада это также история животноводства. Железные дороги позволили перевозить техасский скот к пунктам дальнейшей транспортировки, откуда его доставляли на скотоводческие базы и на бойни. Железные дороги Севера были продолжены в западные штаты, куда стали перевозить скот. Уже в 1880-е годы пастбища возникли на равнинах Колорадо, обеих Дакот, Вайоминга и Монтаны. Площади свободных для заселения земель сокращались по мере того, как на равнинах стали обосновываться гомстедеры и в штатах были приняты карантинные законы. Скот стали разводить на огороженных ранчо, где выращивали в основном чистокровных херефордов и ангусов. Скотобойни процветали сначала в Чикаго и Канзас-Сити, а потом и во многих городах на Востоке, и мясоперерабатывающая промышленность стала быстро развиваться в 1880-х годах благодаря появлению вагонов-рефрижераторов.
К концу периода Реконструкции хлопковые плантации на Юге занимали площадь 3,6 млн. га, а к 1900 10 млн. га. В 1859 урожай хлопка составил 975 тыс. т, и лидерами хлопководства стали Миссисипи и Алабама; в 1899 урожай достиг 2135 тыс. т, и по производству хлопка на первое место выдвинулся Техас.
Регулирование экономики.
Фермеры при содействии созданной ими фермерской ассоциации вышли на политическую арену в штатах Среднего Запада и Юга, чтобы контролировать деятельность железнодорожных компаний и прежде всего предлагаемые ими тарифы, услуги и скидки. В начале 1870-х годов они добились в ряде штатов принятия законов, ограничивающих произвол монополий. В 1876 Верховный суд США признал это законодательство конституционным, но в 1886 отменил свое решение, передав вопросы торговли между штатами в юрисдикцию федеральных властей и отобрав у штатов право самим заниматься этими вопросами. Тем самым была создана база для закона 1887 о торговле между штатами, который запретил создание железнодорожных пулов, потребовал введения «разумных и справедливых» тарифов, признал незаконными скидки крупным перевозчикам, а также дискриминационные тарифы и услуги, касающиеся граждан, товаров и маршрутов следования. В отношении последних было установлено, что ближние перевозки не должны оплачиваться по более высоким тарифам, чем дальние. Для надзора за применением закона была образована специальная комиссия по торговле между штатами.
Протест против монополий привел в 1890 к принятию антитрестовского закона Шермана. Согласно этому закону, запрещались любые «объединения, как в форме треста, так и другие, или сговор с целью ограничения свободы торговли». Министерству юстиции вменялось в обязанность возбуждать против таких объединений уголовные дела в федеральных судах, а граждане получили право требовать трехкратного возмещения ущерба, причиненного монополистами.
Профессиональные союзы.
В 1850-х годах появились профсоюзы, объединявшие главным образом квалифицированных рабочих. Предпринимались многочисленные попытки объединить эти союзы, а также и других рабочих в единую организацию. Первой из таких организаций стал Национальный рабочий союз (18661872), за которым последовал союз «Рыцари труда», возникший в 1869 как тайное общество (его члены опасались внесения в черные списки). Довольно скоро стали формироваться смешанные общества, членами которых могли быть и предприниматели. Выйдя из подполья в 1878, «Рыцари труда» под руководством Теренса Паудерли стали активно вербовать сторонников, и к 1886 их число достигло 800 тыс. «Рыцари» уделяли сравнительно мало внимания стачкам и бойкотам, занимаясь проблемами законодательства и арбитража, а также созданием кооперативов производителей. К началу 1890-х годов влияние «Рыцарей труда» сошло на нет.
Американская федерация труда (АФТ), созданная в 1881 как Федерация организованных профессиональных и трудовых союзов США и Канады, возглавлялась Сэмюэлем Гомперсом. АФТ стремилась усилить отраслевые союзы путем создания фондов членских взносов и забастовочных фондов и выдвигала задачу добиться повышения заработной платы, сокращения рабочего дня и улучшения условий труда с помощью стачек, бойкотов и заключения коллективных трудовых соглашений. Федерация пережила депрессию 18931896, руководила множеством забастовок и впоследствии продолжала активную организационную работу. К 1900 в ее союзы входили 500 тыс. человек.
назад
дальше
|