Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() Китай. В 1895 Япония разгромила Китай, и Германия, Россия, Франция и Англия предприняли попытки разделить китайское побережье на сферы влияния. Беззащитность Китая перед лицом иностранной агрессии побудила Джона Хея, государственного секретаря в администрации президента Маккинли, выступить в 1899 с изложением знаменитой доктрины «открытых дверей». Хей считал, что эта доктрина защитит территориальную целостность Китая, одновременно он хотел заручиться гарантиями неприкосновенности американских капиталовложений и прав в торговле. Такие гарантии были получены, и американский капитал устремился в Китай. Таким образом, к концу 19 в. США пересмотрели свою традиционную политику невмешательства, став мировой державой, имеющей колониальные владения и располагающей флотом, чью мощь превосходили лишь флоты Великобритании и Франции.
После 1900 целая плеяда публицистов предприняла «крестовый поход за социальную справедливость». Горячий отклик у большинства читателей нашла деятельность «разгребателей грязи» группы прогрессивных репортеров, таких как Линкольн Стеффенс, разоблачивший коррумпированные муниципальные власти, Джон Спарго, вскрывший систему эксплуатации детского труда, и Айда Тарбелл, представившая убедительные свидетельства преступлений трестов. Прогрессизм как политическое движение затронул все уровни государственного управления. Вначале прогрессисты пытались добиться увольнения коррумпированных политиков. Такие муниципальные лидеры, как кливлендский мэр Том Джонсон и мэр Толидо Сэмюэл Джонс, сумели одержать победу в борьбе с продажными политиками. Губернаторы-реформисты вроде Роберта Лафоллетта (шт. Висконсин) и Чарлза Эванса Хьюза (шт. Нью-Йорк) добились аналогичных побед на уровне штатов. Реформисты в городах и штатах вводили новые формы управления (должность городского управляющего и постоянные муниципальные комиссии) и новую политическую технологию т.н. прямую демократию (общественные инициативы, референдумы, отзыв депутатов, прямые первичные выборы, прямые выборы судей и сенаторов), чтобы предоставить возможность самим избирателям разоблачать планы коррумпированных политических организаций. Некоторые прогрессисты, осознав недостаточность чисто политических методов, стали добиваться проведения экономических и социальных реформ. Они надеялись возродить принцип равных возможностей с помощью законодательства о социальном обеспечении. В некоторых штатах были приняты законы о железных дорогах, в других введены ограничения на продолжительность рабочего дня и запрещен детский труд. Возникли первые агентства социального обеспечения. Эти меры создали прецеденты для последующего совершенствования социального законодательства. Местные администрации и правительства штатов стали лабораториями прогрессизма. Успехи на местном уровне стимулировали попытки проведения реформ в государственном масштабе. Хотя прогрессисты добились успеха далеко не во всех начинаниях, они внушили обществу мысль, что правительство обязано стоять на защите общественных интересов, сдерживая и контролируя власть монополий. Теодор Рузвельт и прогрессизм. Рузвельт, историк, политик, «лихой всадник» и проповедник «активной жизни», в 1901, после того как президент Маккинли был застрелен анархистом, неожиданно занял президентский пост. Отнюдь не реформист по натуре, Рузвельт был вовлечен в водоворот событий. Он ответил на веление времени, выдвинув «теорию служения», которая ставила перед президентом задачу более позитивного, чем прежде, содействия повышению общего благосостояния народа. В период первого президентства Рузвельт начал применять концепцию позитивного лидерства, развернув кампанию против сверхкрупных корпораций, и приобрел репутацию борца с трестами. В 1904 он успешно провел судебный процесс против «Нортерн секьюритиз», холдинговой компании, созданной для контроля над железными дорогами Запада. Президент вмешался и в профсоюзные баталии, выступив посредником на переговорах с бастующими шахтерами в 1902. Поддержка Рузвельтом закона Элкинса 1903, вводившего федеральный контроль за железнодорожными тарифами, упрочила его высокую репутацию среди прогрессистов. В 1904 Рузвельт успешно провел избирательную кампанию, победив Олтона Паркера, умеренного восточного демократа, вызывавшего недовольство у аграрного крыла своей партии, с результатом 7628 тыс. голосов против 5085 тыс. Второй срок пребывания в Белом доме был отмечен еще более энергичным проведением прогрессистского курса, что отражало результат возросшего влияния прогрессистов на уровне штатов и муниципалитетов. Закон Хепберна (1906) усилил действие антитрестовского закона Шермана, но ценой этой победы стало обещание, данное Рузвельтом консервативному крылу Республиканской партии, не возвращаться к вопросу о пересмотре тарифов. Закон о чистоте продуктов питания и лекарств (1906) запрещал продажу товаров, не прошедших санитарный контроль, что явилось прямой реакцией на популярный роман Э.Синклера Джунгли, изображавший вопиющую антисанитарию на мясоперерабатывающих заводах. Несмотря на эти реформистские шаги, присущая Рузвельту умеренность устраивала его консервативных сторонников и членов Конгресса, критиковавших его «радикальные» программы. Разочарование в «политическом» прогрессизме, как в общенациональном масштабе, так и на местах, углублялось по мере все чаще звучавших утверждений прогрессистов, что покончить с укоренившимся в обществе неравенством можно лишь с помощью фундаментальных социально-экономических преобразований.Рузвельт ушел в отставку в 1909, благополучно передав бразды правления Уильяму Говарду Тафту, своему военному министру, одержавшему победу над Уильямом Дженнингсом Брайаном с результатом 7679 тыс. голосов против 6110 тыс. Тафт очень скоро попал под перекрестный огонь критики консервативных лидеров своей партии, в частности сенатора от Массачусетса Генри Кэбота Лоджа и сенатора от Род-Айленда Нельсона Олдрича, с одной стороны, и более энергичных прогрессистов с другой. Тафт продолжил антитрестовскую кампанию, проводя ее даже более широким фронтом, чем Рузвельт. Во время его президентства были приняты еще две поправки к Конституции (1913) 16-я, дававшая Конгрессу право устанавливать и взимать подоходные налоги, и 17-я, вводившая прямые выборы сенаторов. Следуя своим предвыборным обещаниям, Тафт попытался снизить тарифы, но в Конгрессе прошел закон о тарифах Пейна Олдрича (1909), который лишь незначительно пересматривал существующие ставки. Неспособность президента добиться их снижения, а также успехи демократов на выборах 1910 вынудили многих прогрессистов от него отвернуться, особенно после того, как Рузвельт вернулся в большую политику в роли критика действующей администрации. Очередной ощутимый удар нанес конгрессмен-республиканец из Небраски Джордж Норрис, который возглавил коалицию «мятежных» республиканцев и демократов-прогрессистов против автократической власти спикера палаты представителей республиканца Джозефа Кеннона, заблокировавшего ряд прогрессистских инициатив. Верховный суд также нередко выступал против деятельности реформистов. В своих решениях судьи все чаще стали руководствоваться «правилом разума», позволявшим судам самостоятельно решать, являются ли административные законы нарушением юридического процесса или же представляют собой законное применение права. На практике такой подход успешно работал против некоторых важнейших прогрессистских законов. Разногласия между «лояльными» и «мятежными» республиканцами вышли на поверхность в 1912. Партия вновь выдвинула Тафта в президенты, но «мятежники» откололись и создали Прогрессивную партию («Партию Сохатого»), которая выставила своего кандидата Теодора Рузвельта. Рузвельт забыл о привычной умеренности и в знаменитой речи о «Новом национализме» открыто заявил о своей приверженности идее сильного президента и эффективного контроля над безответственными частными интересами. Кандидатом демократов стал Вудро Вильсон, губернатор Нью-Джерси и бывший президент Принстонского университета. Раскол в стане республиканцев фактически обеспечил ему победу. Выйдя на выборы с программой «Новой свободы», Вильсон получил внушительный перевес голосов выборщиков (435 голосов из 531), хотя за него проголосовало меньше избирателей (6297 тыс.), чем за Рузвельта (4119 тыс.) и Тафта (3487 тыс.) вместе взятых.
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]()
|