Вывести на печать

Правительство Пирсона. Общие выборы 1962 показали, что консерваторы лишились того подавляющего большинства, которым они располагали четыре года назад. Дифенбейкер оказался во главе правительства меньшинства. В 1963 парламент проголосовал за выражение недоверия правительству. В последовавшей избирательной кампании основным был вопрос о том, должна ли Канада иметь собственное ядерное оружие, которое ей предлагали США. Среди консерваторов по этому вопросу существовали разногласия. Либералы высказывались в пользу ядерного вооружения, и пообещав создать правительство, которое будет проводить решительную политику в этом вопросе, получили относительное большинство голосов и сформировали кабинет меньшинства, который возглавил Лестер Пирсон.

Национализм Квебека. Трудности, которые испытывало правительство, еще более усугублялись вспышкой национализма в Квебеке. В конце 1950-х годов политика квебекского премьера Дюплесси подвергалась нападкам небольшой, но влиятельной группы молодых франкоканадских реформистов, которые возглавили либеральную партию Квебека и добились ее возрождения. В 1960, через год после смерти Дюплесси, они одержали победу над партией Национальный союз и образовали правительство, которое возглавил Жан Лесаж. Будучи снова избраны в 1962, квебекские либералы начали осуществление т.н. «тихой революции» – программы реформ в области экономики, политики и образования; целью проводимых реформ была модернизация экономики и поддержка франкоканадской культуры. В ответ на требования о представлении Квебеку большей автономии, Оттава согласилась принять т.н. «формулу неучастия», согласно которой Квебек освобождался от обязательного участия в некоторых федеральных программах социального обеспечения (например, в пенсионной программе), но мог вместо этого получить от федерального правительства ассигнования, равной тем, которые могла бы получить эта провинция в случае участия в конкретной программе. Такой «особый статус» Квебека раздражал многих англоязычных канадцев и не мог удовлетворить франкоканадских сепаратистов; движение сепаратизма, быстро набиравшее силу, требовало полной независимости Квебека. Некоторые вожди сепаратистов прибегли даже к терроризму, и в 1963 в англоязычных кварталах Монреаля было устроено несколько взрывов.

Перед угрозой серьезного кризиса правительство Пирсона назначило специальную королевскую комиссию для изучения проблем двуязычия и сосуществования двух культур. Отчет комиссии зафиксировал факты, когда франкоканадцы терпели финансовый ущерб, и рекомендовал признать равенство французского и английского языков как официальных на федеральном уровне, а также в провинциях Квебек, Нью-Брансуик и Онтарио. При решении административных вопросов правительство придерживалось т.н. «кооперативного федерализма», осуществляя постоянные консультации между федеральными ведомствами и администрацией провинций; кроме того, регулярно проводились конференции, на которых были представлены как федеральное, так и провинциальные правительства.

В 1966 администрация Лесажа в Квебеке потерпела поражение от партии Национальный союз. Тем временем либеральное правительство Пирсона в Оттаве, которое было переизбрано в 1965 на новый срок, добилось утверждения парламентом нового государственного флага Канады с изображением кленового листа, который стал символом страны. Из других образцов законотворческой деятельности правительства Пирсона следует упомянуть Акт о государственном медицинском страховании, средства на которое выделялись как из федерального бюджета, так и из бюджетов провинций.

Правительство Трюдо. В 1968 Пирсон объявил о своем решении уйти в отставку. Лидером Либеральной партии был избран Пьер Эллиот Трюдо. В том же году состоялись федеральные выборы. Во время избирательной кампании Трюдо выступал с призывами противостоять шовинистическому национализму и сохранить федеративное государство. В результате либералы победили, впервые после 1950-х годов завоевав большинство мест в парламенте.

Первое правительство Трюдо произвело некоторые важные изменения во внешней политике страны, уделяя меньше внимания связям с США и Европой. Канада наполовину сократила свое участие в НАТО, отказалась от ядерных вооружений и установила дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой. Однако центральное место в политической жизни страны продолжал занимать вопрос об отношениях франкоязычных и англоязычных канадцев. Трюдо был связан предвыборными обязательствами поднять статус французского языка в Канаде. В 1969 был принят закон об официальных языках, который сразу же вызвал недовольство в англоязычных районах из-за некоторых содержавшихся в нем положений, в частности о том, что государственные служащие обязаны учить французский язык. Несмотря на это, в Квебеке в 1970 снова прокатилась волна терроризма. В октябре 1970, вскоре после того, как либералы, поддерживавшие политику федерализма, во главе которых стоял Робер Бурасса, одержали впечатляющую победу на провинциальных выборах, члены националистической организации Фронт освобождения Квебека (ФОК) похитили сотрудника британской торговой миссии в Монреале, а затем похитили и убили министра труда Квебека П.Лапорта. Бурасса потребовал от Трюдо ввести давно не применявшийся Закон о мерах военного времени, который разрешал федеральным властям временно ограничить гражданские свободы. Действуя в рамках этого закона, Трюдо ввел в Квебек войска, захватил террористов и объявил вне закона Фронт освобождения Квебека.

В 1971 правительство Трюдо, занимаясь проблемой американо-канадских отношений, ставивших Канаду в положение полуколонии, приняло решение о создании государственной монополии «Корпорация развития Канады»; целью этой новой структуры было осуществление финансового контроля над важнейшими иностранными компаниями в Канаде. Кроме того, ее задачей было направить капиталовложения в такие области, как разведка природных богатств, где до тех пор доминировал американский капитал. В соответствии с рядом принятых законодательных актов, на приобретение канадских предприятий иностранными фирмами требовалось согласие правительства; кроме того, такие фирмы обязаны были предоставлять финансовую документацию для проверки по требованию правительственных служб.

Несмотря на то что Трюдо выступал против сепаратизма, многие англоязычные канадцы оставались недовольными политикой правительства в вопросе об официальном языке. Именно это недовольство, наряду с общим беспокойством по поводу инфляции и растущей безработицы, привело к тому, что на выборах 1972 либералы лишились большинства в парламенте, хотя поддержка со стороны Новой демократической партии позволила Трюдо сохранить пост главы правительства парламентского меньшинства.

Будучи экспортером нефти, Канада выиграла от четырехкратного увеличения цен на нефть на мировом рынке в 1973–1974. Тем не менее в стране продолжала развиваться инфляция и росло число безработных. В 1974 парламент не утвердил представленный правительством бюджет, что привело к объявлению новых выборов. На этих выборах, состоявшихся в июле 1974, партия Трюдо получила значительное большинство, однако авторитет его правительства снова упал после принятия постановлений, регламентировавших заработную плату и цены.

Конфликт по поводу официального языка в Квебеке разгорелся с новой силой после появления нового закона, обязывавшего обучать французскому языку детей всех иммигрантов, кроме тех, родным языком которых является английский. На провинциальных выборах 1976 либеральное правительство Р.Бурасса проиграло сепаратистской Квебекской партии, лидер которой Рене Левек пообещал провести в провинции референдум по вопросу от отделении Квебека. В 1977 был принят новый закон о французском языке, обязывавший все крупные фирмы в Квебеке пользоваться французским языком, а всех переселенцев посылать своих детей во франкоязычные школы; после принятия этого закона несколько крупных компаний покинули пределы провинции. Чтобы смягчить недовольство деловых кругов его сепаратистской политикой, Левек выступил с предложением о предоставлении Квебеку «суверенитета при сохранении экономических связей» с Канадой.

Когда ограничения на цены были сняты, инфляция увеличилась почти до 9%, а количество безработных достигло миллиона человек. На выборах 1979 либералы потеряли большинство в парламенте, получив 114 мест из 282. Консерваторы провели 136 депутатов, также не получив большинства голосов избирателей. Лидер консерваторов Джо Кларк сформировал правительство меньшинства.

Однако уже в декабре 1979 кабинет Кларка пал после того, как палата общин отказалась утвердить представленный им бюджет. Это повлекло за собой роспуск парламента, и на следующих выборах в феврале 1980 либералы во главе с Трюдо вновь пришли к власти, получив 146 мест в парламенте; 103 места получили консерваторы и 32 – Новая демократическая партия. Во время избирательной кампании основные дискуссии велись по вопросам о правах провинций и об энергетической политике; при этом либералов поддерживали главным образом Квебек и Онтарио, а западные провинции выступали на стороне Кларка.

В последующие месяцы правительство Альберты, основной нефтедобывающей провинции Канады, продолжало осаждать федеральное правительство требованиями повысить цены на нефть до уровня мировых. Когда Трюдо (опиравшийся в основном на поддержку восточных провинций, являющихся потребителями нефти) предложил лишь небольшое повышение закупочных цен на нефть, администрация провинции Альберта снизила добычу и приостановила вложение средств в нефтедобывающую промышленность. В результате в сентябре 1981 федеральное правительство было вынуждено согласиться на повышение цен, которые должны были достичь уровня 75% от мировых в течение следующих 5 лет.

В мае 1980 в Квебеке был проведен давно обещанный Квебекской партией референдум по вопросу об отделении этой провинции от Канады, в ходе которого примерно 2/3 участников высказалось против отделения. Вскоре после этого Трюдо (в порядке выполнения своих предвыборных обещаний о конституционных реформах) предложил проект новой конституции страны взамен Акта о Британской Северной Америке 1867. Сохраняя основные положения Акта, проект делал его более «канадским» и включал билль о правах и положения, регулирующие процедуру внесения поправок. Первоначальный проект был отвергнут всеми провинциями, за исключением Онтарио и Нью-Брансуика. Однако позднее, в 1981, после того как Верховный суд Канады подтвердил правомерность действий Трюдо, направленных на «канадизацию» конституции, все провинции кроме Квебека пришли к соглашению с федеральным правительством. По условиям соглашения, внесение любой поправки должно получить одобрение не менее чем 7 провинций, население которых составляет не менее 59% населения страны; кроме того, провинция могла не применять поправку на своей территории при условии, что она берет на себя финансовые последствия такого отказа. Билль о правах включал гарантии для англоязычных жителей Квебека и франкоязычных жителей других провинций получать образование на своем родном языке. В таком виде проект был одобрен парламентом и ратифицирован Великобританией в 1982.

В 1982 страну охватила экономическая депрессия, подобной которой не было с 1930-х годов. Нарастала безработица; к концу 1982 не имели работы почти 13% трудоспособного населения. В то же время курс канадского доллара по отношению к американскому упал до рекордно низких значений, инфляция выросла до 11% в год, а процентные ставки увеличились. Неспособность правительства Трюдо справиться с экономическими проблемами в многом способствовала падению его популярности. В июне 1984 Трюдо ушел в отставку, сняв с себя обязанности и главы правительства, и лидера Либеральной партии. В надежде исправить положение преемник Трюдо Джон Тернер назначил досрочные выборы на сентябрь. Однако на этих выборах победу одержали консерваторы под руководством Брайана Малруни, получившие 211 мест из 282. Либералы завоевали всего 40 мест – меньше, чем когда-либо, Новая демократическая партия – 30, одно место досталось независимым кандидатам. Консерваторы имели парламентское большинство во всех десяти провинциях, и впервые с 1958 они смогли выступить как реальная политическая сила в национальном, а не только региональном масштабе. На провинциальных выборах консерваторы получили 58 мест из 75. Вскоре после этих выборов Рене Левек, лидер сепаратистской Квебекской партии и постоянный противник Трюдо, провозгласил новую политику сотрудничества с федеральным правительством Канады.

При Малруни экономика страны стала постепенно выходить из состояния депрессии; в 1984–1988 рост национального дохода составлял около 3% в год. В 1987 Малруни совместно с администрацией Квебека выработал условия соглашения, направленного на более полную интеграцию этой провинции в федеральную систему. В соответствии с этим соглашением Квебек признавался «отдельным сообществом» в составе Канады и получал новые права. Для того чтобы это соглашение вступило в силу, оно должно было быть единогласно одобрено всеми провинциями. Срок ратификации истекал в июне 1987. Однако незадолго до его истечения парламент Ньюфаундленда проголосовал против утверждения, а парламент Манитобы прекратил заседания на лето, не проголосовав по этому вопросу.

Малруни стоял за укрепление связей с США; при нем были сняты многие ограничения на участие иностранного капитала в канадских корпорациях и использовании энергетических ресурсов. В то же время очень быстро увеличивался объем канадских инвестиций за границей, прежде всего в США. В 1988 Малруни вел переговоры с Соединенными Штатами относительно договора о свободной торговле и отмене пошлин и таможенных тарифов в торговле между странами. Это соглашение стало основной темой дискуссий во время предвыборной кампании 1988. Хотя в конечном счете большинство голосов получили партии, выступившие против договора, консерваторы, набрав 43% голосов, завоевали прочное большинство в парламенте.

В 1990 начался спад производства, который продолжался вплоть до 1993 и неблагоприятно сказался на экономике Канады. В 1992 в Шарлоттауне (провинция Остров Принца Эдуарда) были продолжены переговоры о статусе Квебека, в которых приняли участие премьер-министры всех провинций и главы администраций территорий, а также представители трех наиболее влиятельных политических партий страны. По условиям нового соглашения, Квебек получал право избирать сенат, расширялась автономия групп коренного населения (индейцев и эскимосов) и признавался статус провинции Квебек как «отдельного сообщества».

Шарлоттаунское соглашение было вынесено на национальный референдум 26 октября 1992. Большинство населения страны (54% против 46%) высказалось против соглашения.

Введение с 1 января 1991 федерального налога на все товары и услуги вызвало широкое недовольство правительством Малруни. В декабре 1992 Малруни и президенты США и Мексики подписали Северо-американское соглашение о свободной торговле (NAFTA). К февралю 1993 популярность Малруни, по данным опросов общественного мнения, опустилась на самый низкий уровень за все время – в его поддержку высказалось всего 17% опрошенных. Малруни объявил о своем уходе с поста премьер-министра и снял с себя обязанности лидера Консервативной партии. На съезде консерваторов в июне 1993 новым лидером была избрана Ким Кемпбелл, министр обороны в правительстве Малруни. 25 июня 1993 она стала преемником Малруни на посту премьер-министра.

Кемпбелл назначила всеобщие выборы на 25 октября 1993, на которых консерваторы потерпели поражение. Либералы под руководством Жана Кретьена, гражданина Квебека, свободно владевшего и французским и английским языком, построили свою предвыборную кампанию на обещании создать рабочие места путем расширения общественных работ, а также добиться пересмотра договора о свободной торговле с США и Мексикой. Новая демократическая партия упорствовала в своем неприятии договора. В выборах участвовали также Квебекский блок, созданный в 1990 семью членами парламента от Квебека, добивавшимися отделения от Канады, и Партия реформ, учрежденная в 1987 недовольными консерваторами провинции Альберта, стоявшими на позициях «западного» сепаратизма; платформа этой партии выражала недовольство налоговой политикой, враждебность по отношению к иммигрантам из Азии и традиционную оппозицию по отношению к восточным политическим деятелям.

Либералы одержали убедительную победу, получив в палате общин 178 мест из 295. Квебекский блок, поддержанный жителями Квебека, завоевал 54 места и занял таким образом положение официальной оппозиционной партии. Партия реформ получила 52 места, большей частью за счет голосов из Британской Колумбии и Альберты. НДП получила только 8 мест, пять из которых приходились на долю Саскачевана. Консерваторы получили всего два места, одно от Квебека и одно от Нью-Брансуика, и полностью утратили свое значение как партии большинства. 4 ноября 1993. Жан Кретьен занял пост премьер-министра страны.

Тем временем возвращение к власти в Квебеке в 1994 Квебекской партии создало предпосылки для проведения второго референдума о предоставлении этой провинции независимости. По итогам второго референдума изоляционисты были гораздо ближе к победе, чем в 1980, поскольку за отделение провинции высказалось 49,4% голосовавших, а против – 50,6%. Федеральное правительство откликнулось на результаты референдума принятием символического обращения, в котором Квебек вновь признавался «отдельным сообществом», но вопрос о начале каких-либо серьезных переговоров по конституционным проблемам откладывался до проведения очередных выборов в провинции, а возможно, и до проведения третьего референдума. После того как лидер Квебекского блока Люсьен Бушар перестал заниматься политикой на федеральном уровне и занял в 1996 пост премьер-министра Квебека, а Жан Шаре стал в 1998 лидером Либеральной партии этой провинции, открылась возможность для продолжения дебатов о будущих взаимоотношениях Квебека и остальной Канады.

В конце 1990-х годов Канада столкнулась с проблемой высокого уровня государственного долга и необходимостью выплаты процентов по долгам, что составляло значительную и все возраставшую долю бюджета. Очевидный способ решения этой проблемы виделся в сокращении государственных расходов, в первую очередь – на здравоохранение, образование и социальное обеспечение. Поскольку большую часть этих расходов несли на себе провинциальные органы власти, то руководству страны было значительно проще сокращать федеральные ассигнования на эти нужды, предоставляя властям провинций возможность самим справляться с возникающими трудностями и недовольством на местах. Подобные попытки предпринимались и в других отраслях экономики. Было сокращено число лиц, имеющих право на страховку по безработице, уменьшено число государственных служащих. Продолжалась политика содействия приватизации государственных предприятий.

2 июня 1997 состоялись новые выборы в парламент. Основная предвыборная полемика свелась к вопросам обеспечения интересов регионов, эффективности экономики и сохранения единства страны. Доводы правительства либералов во главе с Жаном Кретьеном, доказывавшим, что оно делает все возможное в существующих трудных условиях, позволили ему остаться у власти. Либералы завоевали 155 места в палате общин из 301, при этом 101 депутат был избран от провинции Онтарио, остающейся надежным оплотом Либеральной партии. В ходе последних выборов оппозицию представляли многочисленные, но разрозненные группировки, которые к тому же опирались в основном на региональные объединения. Партия реформ добилась значительного успеха на выборах, завоевав по количеству депутатов второе место в парламенте. 60 кандидатов от этой партии победили в четырех западных провинциях. Таким образом, Партия реформ сменила Квебекский блок в качестве официальной оппозиции в палате общин. Сам же блок, кандидаты от которого баллотировались только в Квебеке, получил 44 места. Новая демократическая партия упрочила свое положение, расширив свою базу в Новой Шотландии и Нью-Брансуике и получив 21 место в парламенте. Консервативная партия несколько оправилась после своего сокрушительного поражения в 1993 и получила 20 мест, однако продолжала подвергаться нападкам со стороны Партии реформ за свое нежелание пойти на «объединение правых». После того как лидер консерваторов Жан Шаре посвятил себя исключительно проблемам Квебека (став лидером местных либералов), Консервативная партия в 1998 избрала своим новым лидером бывшего премьер-министра Джо Кларка, который, по всей видимости, решил продолжить тот умеренный курс, который так хорошо служил Либеральной партии на протяжении большей части 20 в.

(50.49 Кб) (61.32 Кб) (53.37 Кб) (27.98 Кб) (30.88 Кб) (60.87 Кб) (51.22 Кб) (42.94 Кб) (24.58 Кб) (50.00 Кб) (26.66 Кб) (21.83 Кб) (47.56 Кб) (47.57 Кб) (31.19 Кб) (39.63 Кб) (34.99 Кб) (50.36 Кб) (35.27 Кб) (49.05 Кб)

назад



КАНАДА
ПРИРОДА
Границы
Площадь
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
Канадский щит
Молодые горы
Юрский период
Меловой период
Альпийская складчатость
Прогибы
Древние горы
Ледниковый период
РЕЛЬЕФ
Поверхность щита
Структурно предопределенные проходы
Северо-Восток
Северный Квебек
Приатлантические провинции
Бассейн р. Св. Лаврентия
Долины Квебека
Район Гудзонова залива
Великие озера
Северо-западная часть провинции Онтарио
Манитоба
Саскачеван
Северо-Западные территории
Альберта
Британская Колумбия
Территория Юкон
КЛИМАТ
Температура
Осадки
Сезонный режим осадков
Лето в Арктике
Снег
ПОЧВЫ
Подзолы
Черноземы
Каштановые почвы
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Тундра
Тайга
Леса области Великих озер
Акадийские леса
Зона прерий
Британская Колумбия
ФАУНА
НАСЕЛЕНИЕ
Рост населения Канады
Этнический состав и происхождение
Язык
Религия
Распределение населения
Структура населения
Города
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Канада в 18 в
Борьба за самоуправление
Конфедерация
Движение за независимость
Федерализм
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ КАНАДЫ
Исполнительная власть
Законодательная власть
Палата общин
Сенат
Государственные служащие
Органы управления провинциями и местное самоуправление
Политические партии
Развитие отношений между федеральной властью и провинциями
Судебно-правовая система
Полиция
Международные отношения
Вооруженные силы
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХОЗЯЙСТВА
Введение
История экономического развития Канады
Рыба и меха
Лес и пшеница
Эра железных дорог и национальная политика
Индустриализация
Великая депрессия
Экономика в годы войны
Послевоенные годы
Организация производства
Национальный продукт и доход
Трудовые ресурсы
Внешняя торговля и инвестиции
Финансы
ОСНОВНЫЕ СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ
Сектор добывающей промышленности и сельского хозяйства
Сельское хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Лесное хозяйство и лесозаготовки
Рыболовство и меха
Производство энергии
Обрабатывающая промышленность и строительство
Обрабатывающая промышленность
Сектор услуг
Транспорт
Телекоммуникации
Финансы, страхование, недвижимость
ОБЩЕСТВО
«Два народа»
Канадская «мозаика»
Коренное население
Классовая структура
Рабочее движение
Религия
Социальное обеспечение
КУЛЬТУРА
Фон, на котором развивалась современная культура Канады
Французские и британские элементы
Другие этнические группы
Коренное население
Колониальный период
Литература
Живопись
Изобразительные искусства
«Группа семи»
Современная живопись
Другие изобразительные искусства
Современная литература
Англоязычная поэзия
Англоязычная проза
Франкоязычная поэзия
Франкоязычная проза
Исполнительское искусство
Образование
Начальное и среднее образование
Высшее образование
Научные исследования
Музеи и библиотеки
Музеи
Библиотеки
Печать и средства массовой информации
Газеты и журналы
Книгоиздание
Радио и телевидение
Спорт и праздники
ИСТОРИЯ
Первые обитатели
Первые европейцы в Канаде
ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОГО КОЛОНИАЛЬНОГО ГОСПОДСТВА
Основание Новой Франции
Королевская провинция
Расширение французских владений в глубь континента
Англо-французское соперничество
Война французов и индейцев с англичанами
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Политика нового правительства
Квебекский акт
Канада и американская революция
Переселения лоялистов
Экспансия и внутренние конфликты
Война 1812 года
КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ
Иммиграция и экономическое развитие
Восстание 1837 года
Доклад Дергема
Акт о союзе
Создание ответственного правительства
ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА
Договор о взаимности
Истоки идеи объединения
Строительство железных дорог
Подъем консерватизма
ДВИЖЕНИЕ ЗА КОНФЕДЕРАЦИЮ
Квебекские резолюции
Акт о Британской Северной Америке
РАСШИРЕНИЕ ДОМИНИОНА, 1867–1914
Проблемы единства и присоединения земель
Первое восстание Риля
Провинция Британская Колумбия
Вашингтонский договор
Победа либералов
Политика Макдональда
Протесты и восстания
Упадок консерватизма
Правительство Лорье
Отношения с метрополией
МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ, 1914–1945
Первая мировая война
Неустойчивость в послевоенное время
Избрание Макензи Кинга
Связи с другими членами Британского Содружества
Проблемы благосостояния страны
Вторая победа Кинга на выборах
Годы депрессии
Вторая мировая война
КАНАДА ПОСЛЕ 1945
Конец эпохи Кинга
Оборона страны и внешняя политика
Иммиграция и экономический рост
Возвращение консерваторов к власти
Правительство Пирсона
Национализм Квебека
Правительство Трюдо
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!