Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
«Два народа». После захвата англичанами колонии Новая Франция в 1760 ее франкоязычное население оказалось включенным в более крупное сообщество говорящей на английском языке Британской Северной Америки, а позднее Канады. И все же французский язык и культура и римско-католическая религия не дали поглотить себя англоязычному протестантскому большинству. Торговля и промышленное производство были в основном монополизированы англоязычными купцами и предпринимателями. Однако с 1950-х годов в квебекском обществе происходит быстрая модернизация; частично именно она послужила источником франкоканадского национализма. Политические партии, такие как Квебекская партия, возглавлявшая правительство провинции с 1975 по 1985 и вернувшаяся к власти в 1994, требовала немедленного провозглашения независимости Квебека. В Квебеке доля франкоязычного населения составляет около 80%, и те, кто вырос в семьях, где основным языком был французский, обычно продолжают говорить на этом языке. Однако на остальной территории Канады уже много лет идет процесс постепенной ассимиляции франкоканадцев англоязычным обществом. Почти всюду за пределами Квебека (за исключением сравнительно большой группы жителей Акадии в Приморских провинциях и небольших групп в провинциях Онтарио и Манитоба) франкоязычные канадцы составляют быстро сокращающееся меньшинство. В Квебеке же под действием франкоканадского национализма позиции французского языка крепнут, а английского заметно ослабевают. В последнее время правительство Квебека прилагало усилия, пытаясь обеспечить господство французского языка во всех проявлениях общественной жизни; для этого использовались такие средства, как ограничение возможностей получения образования на английском языке, запрет на использование этого языка в объявлениях и рекламе, требование расширять использование французского языка как в учреждениях, так и на производстве. Подобные мероприятия, как и попытки федерального правительства поощрять за пределами Квебека двуязычие, вызвали всеобщую враждебность со стороны англоязычных канадцев. Короче говоря, две нации, различные по языку и культурным традициям и издавна сосуществовавшие в Канаде, начинают все более обособляться, причем Квебек постепенно берет на себя функции единственного хранителя французского языка и культуры. Канадская «мозаика». Противостояние англо- и франкоканадцев не должно затмевать того факта, что и внутри самой «английской» Канады существуют очень большие различия. Благодаря огромной протяженности более 4500 км с востока на запад, существованию множества природных рубежей, препятствующих свободному перемещению границ, а также исторически сложившимся различиям в хозяйствовании Канада разделяется на отдельные области, экономические интересы которых могут значительно различаться и даже приводить к межрегиональным конфликтам. Франкоязычный Квебек; индустриальная провинция Онтарио «сердце» Канады, сосредоточившая в себе более трети всего населения страны; степные провинции Манитоба, Саскачеван и Альберта, с развитым сельским хозяйством и горнодобывающей промышленностью; тихоокеанская провинция Британская Колумбия, с ее шахтами и лесозаготовками; и наконец, самые старые и хронически отстающие в развитии Приатлантические провинции, по-прежнему живущие рыболовством, лесным хозяйством и земледелием, в каждом из этих регионов формируются общества, непохожие на других.Хотя изначально Канада имела британские и французские корни, она, как и США, приняла множество иммигрантов из самых разных стран. Однако здесь не сложилось языка и культуры, единых для всей страны. Наиболее образно это различие охарактеризовано в часто употребляемой метафоре: Канада это «мозаика», тогда как США «плавильный тигель». В Канаде не стремятся сделать всех иммигрантов полностью ассимилированными «канадцами»; идеалом считается скорее сохранение «мозаичной» культуры, в которой различные этнические группы сочетаются, создавая неповторимый узор. Следуя в этом направлении, федеральное правительство старается официально поддерживать разнообразие культур, оказывая финансовую и иную помощь культурным организациям различных этнических групп. Наиболее пестрыми в этническом отношении являются три степных провинции, где обосновалось большинство иммигрантов из Европы. Относительно высока степень разнообразия в Онтарио и Британской Колумбии. Гораздо более однообразны Приатлантические провинции; в Ньюфаундленде, например, более 90% населения потомки выходцев из Великобритании. В Квебеке разнообразие также значительно меньше, чем в среднем по стране, четыре пятых его населения происходят от французских переселенцев. Коренное население. Судьба коренного населения Канады эскимосов (инуитов) и индейцев во многом повторяет судьбу местного населения в других районах европейской колонизации. Вытолкнутые на обочину и остающиеся в стороне от нормального течения жизни, они находятся в наименее выгодном положении по сравнению со всеми остальными группами населения. В районах, уже давно колонизованных европейцами, коренные жители составляют незначительное меньшинство, но на обширном пространстве от северного Онтарио до Тихоокеанского побережья встречаются территории, где их доля довольно велика. С другой стороны, эскимосы начали в полной мере ощущать последствия колонизации только к концу 20 в., когда полным ходом пошло освоение ресурсов северных земель.Некоторые из наиболее серьезных конфликтов на этнической почве связаны именно с коренным населением. Все большее число индейцев оставляет резервации и переселяется в крупные города. Там, столкнувшись с безработицей, ограниченными возможностями для получения образования и часто с неприкрытой дискриминацией, многие из них спиваются и добывают пропитание проституцией или мелким воровством. Условия жизни индейцев в резервациях значительно хуже, чем у большинства остальных канадцев. Детская смертность среди индейцев вдвое выше, а среди эскимосов втрое выше, чем у белого населения. По-видимому, в худшем положении находятся метисы; будучи полукровками, они, с одной стороны, лишены тех минимальных льгот, которые закон предоставляет индейцам, а другой стороны, ощущают неприязнь со стороны белого большинства. |
|