Вывести на печать

Эра железных дорог и национальная политика. Активное строительство в 1850-е годы, когда было проложено около 2900 км железных дорог, привело к коренным изменениям структуры канадской экономики; страна вышла на новый уровень индустриализации и урбанизации, а отдельные районы оказались тесно связанными и включенными в национальную экономическую систему. До начала 1860-х годов больше половины экспорта из провинции Онтарио составляли зерно и мука, и они же давали основной доход более чем половине населения. Одновременно развивалось производство молочных продуктов, которое ко времени образования конфедерации в 1867 должно было даже превзойти по значению зерновое хозяйство.

Истощение почвы и приток продуктов из Онтарио вызвали упадок сельского хозяйства в Квебеке, где лишь немногие фермеры могли позволить себе приобретение жаток и молотилок на конной тяге; в Онтарио же подобная сельскохозяйственная техника уже широко использовалась. Средний фермер в Онтарио выручал за свои товары в 3–5 раз больше, чем такой же фермер в Квебеке; в результате в Онтарио создался большой внутренний рынок для промышленной продукции. В отличие от процветающих городов Онтарио, соревновавшихся между собой в прокладке дорог и железнодорожных веток, дающих доступ в богатые сельскохозяйственные районы, в Квебеке города почти не развивались и многие жители этой провинции уходили в поисках заработка на фабрики Новой Англии (США).

Железные дороги сыграли большую роль в создании новых отраслей промышленности, таких, как сталелитейное и сталепрокатное производство. В каждой из паровозно-ремонтных мастерских могло быть занято до 900 человек. Именно развитием этих и связанных с ними отраслей промышленности объясняется быстрый рост таких городов, как Гамильтон, Торонто, Монреаль, а также дальнейшее увеличение численности класса наемных рабочих, как квалифицированных, так и неквалифицированных. Новым отраслям требовались протекционистские тарифы, и они их получили уже в 1859.

После Гражданской войны в США прекратилось действие взаимных льготных таможенных тарифов, и был принят новый курс т.н. «Национальной политики», имевший целью освоение новых земель на западе и преобразование нескольких британских колоний в Северной Америке в жизнеспособную Канадскую Конфедерацию. Предполагалось, что промышленники центральной Канады, которым будут предоставлены различные льготы, будут обеспечивать нужды фермеров западной Канады, а вся торговля между востоком и западом страны будет вестись канадскими торговцами и все товары будут перевозиться исключительно по канадским железным дорогам.

Помимо протекционистских тарифов, Национальная политика включала еще три элемента. Первым было подписание акта о создании конфедерации (Акт о Британской Северной Америке 1867), в соответствии с которым провинции Онтарио, Квебек, Новая Шотландия и Нью-Брансуик получали единое центральное правительство и входили в экономический союз. В 1870 к ним присоединились Манитоба и Северо-Западные территории, в 1871 – Британская Колумбия, а в 1873 – Остров Принца Эдуарда.

Вторым элементом Национальной политики была постройка Канадской Тихоокеанской железной дороги, которая должна была создать единую транспортную систему от Атлантического до Тихого океана. Канадское правительство воспользовалось американским опытом и стало субсидировать постройку дороги, выдавая денежные ссуды железнодорожным компаниям и передавая им права на владение землей вдоль трассы, возмещая стоимость изыскательских работ, а также освобождая строительные компании от налогов и пошлин на ввозимые строительные материалы. Строительство этой железной дороги было завершено в 1885.

Третьим элементом Национальной политики являлось заселение и освоение прерий и создание таким образом новых сельскохозяйственных земель в дополнение к уже заселенным землям Онтарио. Эти земли, находившиеся ранее под контролем Компании Гудзонова залива, были уступлены правительству в 1868, но их освоение задержалось из-за восстаний метисов (потомков французских торговцев пушниной и индианок) в 1869–1870 и 1885.

Результаты Национальной политики заставили себя ждать довольно долго. В конце 1890-х годов начали расти цены на пшеницу, и на дальний запад Канады устремился поток переселенцев, включая многих иммигрантов из Северной и Восточной Европы. Именно этот «пшеничный бум» явился причиной резкого подъема экономики страны. К тому времени, когда Великая депрессия 1930-х годов положила конец «буму», экономика Канады была коренным образом преобразована.

Индустриализация. В первые годы 20 в. происходит постепенное смещение центра экономической активности на запад Канады; этому способствовал продолжавшийся «пшеничный бум», открытие на западе и севере страны новых месторождений полезных ископаемых и «железнодорожная лихорадка». За 13 лет население страны выросло более чем на 3 млн., а иммиграция достигла максимума, составив в одном только 1912 более 400 тыс. чел. Количество ферм в степных провинциях выросло с 55 тыс. в 1901 до 200 тыс. в 1910; через Виннипег, ныне третий по числу жителей город в стране, продавалось больше пшеницы, чем через любой другой сельскохозяйственный центр в мире. Протяженность железных дорог более чем удвоилась после того, как были построены еще две трансконтинентальные линии; впрочем, вскоре стало ясно, что при существующем объеме перевозок они не выдерживают конкуренции. В 1922, когда одна из них была близка к банкротству, правительство выкупило у частных владельцев все железные дороги Канады и приняло на себя их долги; все они (за исключением Тихоокеанской, сохранявшей платежеспособность) были объединены в одной государственной монополии – Канадской национальной железнодорожной сети (Canadian National Railways).

Этот исключительно быстрый и неконтролируемый рост истощал не только государственные средства. Фермеры Запада выступали с протестами против высоких железнодорожных тарифов на перевозку пшеницы, высоких цен за хранение зерна, установленных владельцами элеваторов, против Виннипегской хлебной биржи, банков, протекционистских тарифов (затруднявших ввоз сельскохозяйственной техники из США); они обвиняли правительство в том, что оно не заботится об интересах собственных граждан. Чтобы создать какую-то альтернативу частным компаниям, торгующим зерном, организации фермеров учредили в каждой из степных провинций собственные сбытовые организации – пшеничные пулы. В 1935 федеральное правительство было вынуждено пойти на создание Канадского управления по сбыту пшеницы (Canadian Wheat Board), государственной посреднической организации, в обязанности которой входила закупка пшеницы в степных провинциях и продажа ее на мировых рынках.

К 1913 закончился период бурного развития сельского хозяйства в степных провинциях и огромных капиталовложений в строительство. Последующие годы, до 1929, были отмечены небольшими циклическими колебаниями в экономике. Этот период, однако, характеризовался возникновением новых факторов, стимулировавших развитие экономики. К их числу относится Первая мировая война, вызвавшая к жизни военную промышленность; развитие новых отраслей в лесной и горнодобывающей промышленности и электроэнергетике; и наконец – начало эры автомобилестроения.

Период с 1900 по 1929 явился переломным в экономическом развитии Канады. Не в последнюю очередь это связано с тем, что США в этот период окончательно утвердились в Канаде как основной источник иностранных инвестиций и главный зарубежный торговый партнер – место, которое ранее занимала Великобритания. Особенно большие средства американские компании вкладывали в производство, связанное с разработкой природных ресурсов (причем большая часть полученной продукции вывозилась в США), и в новые отрасли, связанные с производством товаров массового потребления. Для американских компаний, вознамерившихся проникнуть на расширяющийся внутренний рынок Канады, оказалось более выгодным не ввозить готовые товары из США, а создать филиалы своих предприятий в Канаде. Кроме того, дочерние предприятия позволили им создать своего рода «перевалочную базу» для экспорта своей продукции в Великобританию, что оказывалось более выгодным благодаря существовавшему в Британском Содружестве режиму благоприятствования в торговле.

Получение дешевой электроэнергии на гидроэлектростанциях создало возможности для быстрого развития горнодобывающей, алюминиевой и целлюлозно-бумажной промышленности в северных районах провинций Квебек и Онтарио. В южном Онтарио электрификация позволила расширить существующие предприятия и создать несколько новых отраслей, включая химическую и фармацевтическую. Электричество стало обычной формой энергией, широко используемой на производстве и в быту. Общая мощность электростанций выросла с 200 000 л.с. в 1900 до 20 млн. л.с. в 1931. За десятилетие 1920–1930 объем капиталовложений в гидроэнергетику был больше, чем в отрасли, связанные с разработкой всех остальных природных ресурсов. Сначала в этом участвовал преимущественно частный капитал, но затем, уступая требованиям муниципалитетов и крупных промышленных потребителей энергии, правительство осуществило национализацию гидроэнергетических сооружений.

Внутри самого сектора производства, связанного с переработкой природных ресурсов, наибольшие инвестиции привлекла целлюлозно-бумажная промышленность, чему в первую очередь способствовало необычайно бурное развитие газетной индустрии в США. С 1914 по 1929 объем печатной продукции (газет и журналов) увеличился в 6 раз. В горнодобывающей промышленности отмечался рост добычи руды некоторых металлов, как черных, так и цветных, применяющихся при производстве качественных сталей (медь, цинк, свинец, никель).

Развитие обрабатывающей промышленности было связано с переработкой новых видов сырья; предприятия этого сектора занимались обработкой продукции горнодобывающей промышленности или сельского хозяйства, предназначенной на экспорт (например, древесина, целлюлоза, бумага, алюминий), а также выпуском изделий и технических устройств, использующихся в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности (сельхозтехника, стальной прокат для рельсов и пр.).

Второе направление в этом секторе представляло производство товаров широкого потребления для растущего внутреннего рынка. В 1917 в Канаде было произведено 93 тыс. автомобилей; к 1929 их производство достигло 262 тыс., причем около 30% продавалось за границу. К концу 1920-х годов автомобиль прочно вошел в жизнь Канады; он изменил вид ее городов и обеспечил десятки тысяч людей работой на сборочных линиях, в производстве запасных частей, в ремонтных мастерских и на станциях обслуживания, а также на строительстве автомобильных дорог. В эти годы Канада уступала по объему производства автомобилей только США. Всего в этом секторе в 1920 было занято 600 тыс. чел., или около 17% трудоспособного населения.

Хотя отдельные очаги промышленности существовали по всей стране, настоящим средоточием индустриализации была группа городов, расположенных почти по одной линии от Уинсора на юге Онтарио вдоль Великих озер и р.Св. Лаврентия до Монреаля. Большая часть новых капиталоемких и высокотехнологичных товаров производилась в Онтарио, тогда как в Квебеке размещались более трудоемкие производства потребительских товаров, таких, как одежда, ткани, обувь. В Приморских провинциях, когда-то процветавших благодаря Национальной политике и протекционистским тарифам, промышленность не выдержала конкуренции со стороны более крупных компаний центральной Канады. Права местных компаний в промышленных предприятиях, банках и железнодорожном транспорте были выкуплены центрально-канадскими фирмами, а сами предприятия были закрыты или преобразованы в региональные отделения этих фирм. За исключением сталеплавильных заводов в Новой Шотландии и предприятий бумажно-целлюлозной и шерстопрядильной промышленности в Нью-Брансуике, Приморские провинции вернулись к своим традиционным отраслям хозяйства.

назад   дальше



КАНАДА
ПРИРОДА
Границы
Площадь
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
Канадский щит
Молодые горы
Юрский период
Меловой период
Альпийская складчатость
Прогибы
Древние горы
Ледниковый период
РЕЛЬЕФ
Поверхность щита
Структурно предопределенные проходы
Северо-Восток
Северный Квебек
Приатлантические провинции
Бассейн р. Св. Лаврентия
Долины Квебека
Район Гудзонова залива
Великие озера
Северо-западная часть провинции Онтарио
Манитоба
Саскачеван
Северо-Западные территории
Альберта
Британская Колумбия
Территория Юкон
КЛИМАТ
Температура
Осадки
Сезонный режим осадков
Лето в Арктике
Снег
ПОЧВЫ
Подзолы
Черноземы
Каштановые почвы
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Тундра
Тайга
Леса области Великих озер
Акадийские леса
Зона прерий
Британская Колумбия
ФАУНА
НАСЕЛЕНИЕ
Рост населения Канады
Этнический состав и происхождение
Язык
Религия
Распределение населения
Структура населения
Города
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Канада в 18 в
Борьба за самоуправление
Конфедерация
Движение за независимость
Федерализм
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ КАНАДЫ
Исполнительная власть
Законодательная власть
Палата общин
Сенат
Государственные служащие
Органы управления провинциями и местное самоуправление
Политические партии
Развитие отношений между федеральной властью и провинциями
Судебно-правовая система
Полиция
Международные отношения
Вооруженные силы
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХОЗЯЙСТВА
Введение
История экономического развития Канады
Рыба и меха
Лес и пшеница
Эра железных дорог и национальная политика
Индустриализация
Великая депрессия
Экономика в годы войны
Послевоенные годы
Организация производства
Национальный продукт и доход
Трудовые ресурсы
Внешняя торговля и инвестиции
Финансы
ОСНОВНЫЕ СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ
Сектор добывающей промышленности и сельского хозяйства
Сельское хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Лесное хозяйство и лесозаготовки
Рыболовство и меха
Производство энергии
Обрабатывающая промышленность и строительство
Обрабатывающая промышленность
Сектор услуг
Транспорт
Телекоммуникации
Финансы, страхование, недвижимость
ОБЩЕСТВО
«Два народа»
Канадская «мозаика»
Коренное население
Классовая структура
Рабочее движение
Религия
Социальное обеспечение
КУЛЬТУРА
Фон, на котором развивалась современная культура Канады
Французские и британские элементы
Другие этнические группы
Коренное население
Колониальный период
Литература
Живопись
Изобразительные искусства
«Группа семи»
Современная живопись
Другие изобразительные искусства
Современная литература
Англоязычная поэзия
Англоязычная проза
Франкоязычная поэзия
Франкоязычная проза
Исполнительское искусство
Образование
Начальное и среднее образование
Высшее образование
Научные исследования
Музеи и библиотеки
Музеи
Библиотеки
Печать и средства массовой информации
Газеты и журналы
Книгоиздание
Радио и телевидение
Спорт и праздники
ИСТОРИЯ
Первые обитатели
Первые европейцы в Канаде
ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОГО КОЛОНИАЛЬНОГО ГОСПОДСТВА
Основание Новой Франции
Королевская провинция
Расширение французских владений в глубь континента
Англо-французское соперничество
Война французов и индейцев с англичанами
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Политика нового правительства
Квебекский акт
Канада и американская революция
Переселения лоялистов
Экспансия и внутренние конфликты
Война 1812 года
КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ
Иммиграция и экономическое развитие
Восстание 1837 года
Доклад Дергема
Акт о союзе
Создание ответственного правительства
ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА
Договор о взаимности
Истоки идеи объединения
Строительство железных дорог
Подъем консерватизма
ДВИЖЕНИЕ ЗА КОНФЕДЕРАЦИЮ
Квебекские резолюции
Акт о Британской Северной Америке
РАСШИРЕНИЕ ДОМИНИОНА, 1867–1914
Проблемы единства и присоединения земель
Первое восстание Риля
Провинция Британская Колумбия
Вашингтонский договор
Победа либералов
Политика Макдональда
Протесты и восстания
Упадок консерватизма
Правительство Лорье
Отношения с метрополией
МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ, 1914–1945
Первая мировая война
Неустойчивость в послевоенное время
Избрание Макензи Кинга
Связи с другими членами Британского Содружества
Проблемы благосостояния страны
Вторая победа Кинга на выборах
Годы депрессии
Вторая мировая война
КАНАДА ПОСЛЕ 1945
Конец эпохи Кинга
Оборона страны и внешняя политика
Иммиграция и экономический рост
Возвращение консерваторов к власти
Правительство Пирсона
Национализм Квебека
Правительство Трюдо
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
24/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!