Вывести на печать

Федерализм. Канада получила федеральную форму правления в 1867. В юрисдикции федерального парламента находились оборона страны, внешняя и внутренняя торговля, валюта и банки; он обладал также неограниченной властью в области налогообложения. Права провинций ограничивались в основном местными делами (формирование местных органов управления, охрана имущественных и гражданских прав, образование). В руках федерального правительства сохранялась также реальная власть над провинциями. Оно могло, например, отменить любой закон, принятый провинциальным правительством. В последующие десятилетия власть федерального правительства над провинциями существенно ослабела, и практика отмены провинциальных законов федеральным правительством постепенно сошла на нет.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ КАНАДЫ

Исполнительная власть. Функции исполнительной власти в Канаде распределены между главой государства и главой правительства. Функции первого носят формальный характер, тогда как второй обладает политической и повседневно проявляемой властью. Главой государства является британский монарх, которого в стране представляет генерал-губернатор Канады. Начиная с 1947 генерал-губернатор обладает всеми полномочиями для осуществления всех функций от имени своего суверена. Последний назначает генерал-губернатора по рекомендации премьер-министра Канады.

Премьер-министр является главой правительства. Согласно существующему законодательству, политика исполнительной власти осуществляется по согласованию с генерал-губернатором, однако на практике почти все решения принимаются либо кабинетом министров, во главе которого стоит премьер-министр, либо отдельными министрами. Формально решения кабинета министров не имеют законной силы и передаются на утверждение генерал-губернатору в форме «рекомендаций». Однако на практике генерал-губернатор просто санкционирует решения кабинета министров. Генерал-губернатор может отвергнуть подобную «рекомендацию» только в одном случае – он может отказаться распустить нижнюю палату, если этого потребует премьер-министр, чья партия только что потерпела поражение на общенациональных выборах. В такой ситуации генерал-губернатор может своей властью назначить нового премьер-министра. Возможность назначения нового премьера является важнейшим из полномочий генерал-губернатора, однако даже здесь его выбор практически предопределен, так как премьер-министром должен стать лидер партии, которая обеспечит себе большинство в палате общин. В случае смерти премьер-министра или при невозможности выполнения им своих обязанностей генерал-губернатор назначает его преемника. Но и в этом случае новый премьер-министр для того, чтобы сохранить за собой этот пост, должен получить официальное одобрение своей партии, лидером которой он является.

Премьер-министр может быть смещен со своего поста в любое время в том случае, если потерпит поражение на выборах лидера собственной партии или не получит поддержки при голосовании в палате общин. Премьер-министр не является единственным лицом, на которого возложены функции исполнительной власти, поскольку он (или она) стоит во главе кабинета, в который обычно входят около 30 министров, и этот кабинет принимает наиболее важные правительственные решения коллегиально. И хотя только премьер-министр обладает правом обращаться к генерал-губернатору с предложениями о назначении, снятии или перемещении на другую должность того или другого министра, возможности премьера в вопросах реорганизации своего кабинета ограничены степенью политического влияния конкретных министров.

Поскольку кабинет состоит из министров, занимающих ведущее положение в руководстве одной и той же политической партии, то его решения обычно принимаются при достижении консенсуса и только в редких случаях – большинством голосов. После голосования все министры обязаны подчиниться принятому решению. Они должны либо публично поддерживать его, либо уйти в отставку. Однако, несмотря на то, что все решения кабинета принимаются коллегиально, решающим обычно все же оказывается мнение премьер-министра.

Законодательная власть. Законодательную власть осуществляют палата общин, сенат и генерал-губернатор. Теоретически генерал-губернатор может отказаться одобрить законодательный акт, принятый сенатом и палатой общин. На практике же ни один генерал-губернатор со времен конфедерации не использовал в этой ситуации свое право вето.

Палата общин. Члены парламента избираются в палату общин от одномандатных избирательных округов. Число избирательных округов и, соответственно, число членов палаты общин определяется исходя из численности населения и каждой провинции или территории. Число избирательных округов и их границы изменяются по результатам общенациональной переписи, которая проводится раз в 10 лет. Так, по результатам переписи, проведенной в 1991, было проведено уточненное пропорциональное распределение избирательных округов, результаты которого были реализованы при проведении выборов 2 июня 1997. При этом число округов (и членов избираемой палаты общин) составило 301. Выборы проводятся не реже одного раза в пять лет, однако если правительство примет решение о роспуске палаты общин, то выборы могут произойти досрочно.

Палата общин играет центральную роль в функционировании парламентской системы. По результатам расстановки сил политических партий в палате общин определяется партия, которая будет формировать правительство страны. Возможно образование коалиций, состоящих из нескольких партий. С другой стороны, поскольку правительство должно по определению контролировать большинство в палате общин, то все законопроекты, которые имеют шанс быть принятыми палатой общин, отражают точку зрения правительства. Поражение правительства при голосовании по любому важному вопросу рассматривается как «потеря доверия» и может привести либо к проведению новых выборов палаты общин, либо к формированию нового правительства. Учитывая такое положение, партии, участвующие в правительстве, стремятся обеспечить жесткую дисциплину среди своих членов, и весьма маловероятно, что в какой-либо законодательный акт, вынесенный на рассмотрение палаты общин, будут внесены более или менее существенные поправки.

Хотя правительство обычно может рассчитывать на благополучный исход голосования при обсуждении принципиальных вопросов, оппозиция все же играет существенную роль в работе палаты общин. Она выступает в качестве альтернативы находящемуся у власти правительству, поэтому при каждом удобном случае подвергает тщательному рассмотрению и критическому анализу все действия правительства. Парламентские дебаты превращаются в арену борьбы между правительственными и оппозиционными партиями, в ходе которой обе стороны пытаются заручиться поддержкой общественного мнения. Одним из наиболее важных эпизодов такой борьбы являются дискуссии, происходящие на протяжении ежедневно выделяемого промежутка времени, в течение которого министры отвечают в палате общин на вопросы, касающиеся деятельности правительства.

Во время представления законодательного акта в палату общин, или «первого чтения», парламентариям кратко излагается содержание будущего закона. Во время «второго чтения» закона члены палаты общин обсуждают его основные положения. Затем законопроект поступает в соответствующий комитет, где он рассматривается постатейно. На следующем этапе замечания, подготовленные комитетом, зачитываются перед полным составом палаты общин, которая оценивает все предложения комитета по внесению изменений в текст законопроекта. После этого законопроект рассматривается в «третьем чтении» и ставится на заключительное голосование. Предусмотренные регламентом обсуждение законопроекта при его втором чтении, выработка замечаний в комитетах и процедура третьего чтения дают возможность оппозиции высказать свои замечания и зафиксировать их в протоколе заседаний.

Традиционным поводом для высказывания в парламенте критических замечаний в адрес правительства является обсуждение принимаемого ежегодно закона о бюджете. Обсуждение проекта бюджета проходит в постоянных комитетах. При этом оппозиция опять же не имеет возможности внести изменения в содержание закона, она может только попытаться подвергнуть решения администрации публичной критике.

Правительство практически полностью контролирует повестку дня заседаний палаты общин, не считая того, что ежедневно предоставляется четыре часа для обсуждения вносимых отдельными членами палаты общин, не занимающими правительственных постов, собственных законопроектов и предложений. Однако у оппозиции мало возможностей для внесения своих предложений. Для обсуждения в палате общин вопросов, поднятых оппозиционными партиями, специально выделяется 25 дней. В начале работы каждой сессии выделяется 8 дней на обсуждение «тронной речи» главы государства (программы правительства), а еще 6 дней отводится на дебаты по проекту государственного бюджета. За исключением этих специально оговоренных дней палата общин занимается исключительно обсуждением вопросов, поднимаемых правительством. Однако такое положение не означает, что для правительства не представляет труда быстро провести через палату общин все свои законодательные акты. У оппозиции существуют свои методы борьбы, главный из которых – политика проволочек и откладываний. В силах оппозиции – продлить дебаты, добиваясь снятия законопроекта с обсуждения или внесения в него изменений. Правительство, со своей стороны, применяет для ускорения прохождения своих предложений такие процессуальные приемы, как прекращение прений или манипулирование временем для выступлений в палате общин; пользуется оно этими приемами осторожно, поскольку опасается дать повод оппозиции для обвинения правительства в предумышленном «зажиме» прений.

Изменения, которые вносились в порядок ведения заседаний палаты общин и нашли свое концентрированное отражение в процедурной реформе 1968, дали правительству еще больше возможностей в борьбе с применяемой оппозицией тактикой проволочек. Так, например, впредь оппозиция лишалась возможности вынудить правительство пойти на роспуск парламента в том случае, если задержка с прохождением закона о бюджетных ассигнованиях слишком затягивается. С 1968 на утверждение ежегодного бюджета отводится определенный период времени. Подробное обсуждение законодательных актов, ранее проводившееся на заседаниях всей палаты общин, было перенесено в постоянные комитеты. Это изменение ослабило процедурные возможности оппозиции, которая, однако, получила другие преимущества вследствие, например, введения штата оплачиваемых экспертов, находящихся в распоряжении лидеров оппозиции, учреждения экспертных служб в комитетах палаты общин и расширения информационных возможностей библиотеки парламента. Наиболее существенную роль сыграло изменение функций спикера палаты общин. До 1960-х годов спикером мог стать только представитель правящей партии, который обычно сохранял свой пост в течение всего времени существования данного состава парламента (до его роспуска и новых выборов). С конца 1960-х годов парламентарии стали выбирать спикера из своей среды тайным голосованием.

Акт 1867 о Британской Северной Америке установил максимальное число членов парламента и распределение их числа по отдельным провинциям в зависимости от численности населения последних. После очередной переписи уточняется число депутатов, избираемых в палату общин от каждой провинции. Однако число мест в палате общин, отводимое отдельной провинции, не всегда строго пропорционально числу ее жителей. Так, существует положение, что для каждой провинции число представителей в палате общин не должно быть меньше числа сенаторов и что число мест в палате общин от отдельной провинции может уменьшиться после очередной переписи не более чем на 15%. На представительство регионов в палате общин влияет также и возможное изменение границ отдельных избирательных округов. Избирательная квота (число голосов, необходимых для избрания одного кандидата) для каждой провинции определяется соотношением между численностью ее населения и количеством парламентариев, которые избираются от этой провинции. Численность избирателей в каждом избирательном округе не должна отличаться от значения избирательной квоты (в ту или другую сторону) более, чем на 25%.

назад   дальше



КАНАДА
ПРИРОДА
Границы
Площадь
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
Канадский щит
Молодые горы
Юрский период
Меловой период
Альпийская складчатость
Прогибы
Древние горы
Ледниковый период
РЕЛЬЕФ
Поверхность щита
Структурно предопределенные проходы
Северо-Восток
Северный Квебек
Приатлантические провинции
Бассейн р. Св. Лаврентия
Долины Квебека
Район Гудзонова залива
Великие озера
Северо-западная часть провинции Онтарио
Манитоба
Саскачеван
Северо-Западные территории
Альберта
Британская Колумбия
Территория Юкон
КЛИМАТ
Температура
Осадки
Сезонный режим осадков
Лето в Арктике
Снег
ПОЧВЫ
Подзолы
Черноземы
Каштановые почвы
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Тундра
Тайга
Леса области Великих озер
Акадийские леса
Зона прерий
Британская Колумбия
ФАУНА
НАСЕЛЕНИЕ
Рост населения Канады
Этнический состав и происхождение
Язык
Религия
Распределение населения
Структура населения
Города
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Канада в 18 в
Борьба за самоуправление
Конфедерация
Движение за независимость
Федерализм
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ КАНАДЫ
Исполнительная власть
Законодательная власть
Палата общин
Сенат
Государственные служащие
Органы управления провинциями и местное самоуправление
Политические партии
Развитие отношений между федеральной властью и провинциями
Судебно-правовая система
Полиция
Международные отношения
Вооруженные силы
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХОЗЯЙСТВА
Введение
История экономического развития Канады
Рыба и меха
Лес и пшеница
Эра железных дорог и национальная политика
Индустриализация
Великая депрессия
Экономика в годы войны
Послевоенные годы
Организация производства
Национальный продукт и доход
Трудовые ресурсы
Внешняя торговля и инвестиции
Финансы
ОСНОВНЫЕ СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ
Сектор добывающей промышленности и сельского хозяйства
Сельское хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Лесное хозяйство и лесозаготовки
Рыболовство и меха
Производство энергии
Обрабатывающая промышленность и строительство
Обрабатывающая промышленность
Сектор услуг
Транспорт
Телекоммуникации
Финансы, страхование, недвижимость
ОБЩЕСТВО
«Два народа»
Канадская «мозаика»
Коренное население
Классовая структура
Рабочее движение
Религия
Социальное обеспечение
КУЛЬТУРА
Фон, на котором развивалась современная культура Канады
Французские и британские элементы
Другие этнические группы
Коренное население
Колониальный период
Литература
Живопись
Изобразительные искусства
«Группа семи»
Современная живопись
Другие изобразительные искусства
Современная литература
Англоязычная поэзия
Англоязычная проза
Франкоязычная поэзия
Франкоязычная проза
Исполнительское искусство
Образование
Начальное и среднее образование
Высшее образование
Научные исследования
Музеи и библиотеки
Музеи
Библиотеки
Печать и средства массовой информации
Газеты и журналы
Книгоиздание
Радио и телевидение
Спорт и праздники
ИСТОРИЯ
Первые обитатели
Первые европейцы в Канаде
ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОГО КОЛОНИАЛЬНОГО ГОСПОДСТВА
Основание Новой Франции
Королевская провинция
Расширение французских владений в глубь континента
Англо-французское соперничество
Война французов и индейцев с англичанами
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Политика нового правительства
Квебекский акт
Канада и американская революция
Переселения лоялистов
Экспансия и внутренние конфликты
Война 1812 года
КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ
Иммиграция и экономическое развитие
Восстание 1837 года
Доклад Дергема
Акт о союзе
Создание ответственного правительства
ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА
Договор о взаимности
Истоки идеи объединения
Строительство железных дорог
Подъем консерватизма
ДВИЖЕНИЕ ЗА КОНФЕДЕРАЦИЮ
Квебекские резолюции
Акт о Британской Северной Америке
РАСШИРЕНИЕ ДОМИНИОНА, 1867–1914
Проблемы единства и присоединения земель
Первое восстание Риля
Провинция Британская Колумбия
Вашингтонский договор
Победа либералов
Политика Макдональда
Протесты и восстания
Упадок консерватизма
Правительство Лорье
Отношения с метрополией
МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ, 1914–1945
Первая мировая война
Неустойчивость в послевоенное время
Избрание Макензи Кинга
Связи с другими членами Британского Содружества
Проблемы благосостояния страны
Вторая победа Кинга на выборах
Годы депрессии
Вторая мировая война
КАНАДА ПОСЛЕ 1945
Конец эпохи Кинга
Оборона страны и внешняя политика
Иммиграция и экономический рост
Возвращение консерваторов к власти
Правительство Пирсона
Национализм Квебека
Правительство Трюдо
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!