Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Образование. Система образования находится в ведении правительств провинций. Исключение составляют территории федерального подчинения, в которых школы находятся в ведении центрального правительства. Последнее оказывает также некоторую финансовую поддержку системе высшего образования и научным исследованиям, однако не может напрямую вмешиваться в управление школами и университетами; все они находятся в сфере действия законов провинций. Система образования ниже университетского уровня обеспечивается субсидиями, которые выделяются провинциальными и муниципальными органами. Уровень финансирования существенно меняется от провинции к провинции; богатые области западной Канады выделяют на нужды образования значительно больше средств, чем Приморские провинции. Поскольку система образования контролируется провинциями, уровень образования и конкретные правила, действующие в этой системе, также варьируют в весьма широких пределах. В 1960-е годы сеть учебных заведений всех уровней в Канаде значительно расширилась. С 1960 по 1970 доля валового внутреннего продукта, затрачиваемая на образование, почти удвоилась с 4,5% до 8,8%. Особенно заметно это отразилось на высшем образовании; федеральное правительство вложило большие средства в создание новых университетов, колледжей и других средних и специальных учебных заведений. В 1960-х годах Ньюфаундленд, провинция с наиболее низким уровнем образования, попыталась повысить его уровень путем введения бесплатного высшего образования. Наиболее радикальные изменения произошли в Квебеке, где традиционная система образования под контролем церкви была заменена светским образованием, значительным изменениям подверглись и сами программы. Начальное и среднее образование. В первые 200 лет истории Канады почти все школы находились в ведении церкви. Первые светские школы, открытые правительством, появились в начале 19 в. К началу 20 в. было введено всеобщее начальное обучение, и сейчас во всех провинциях существует обязательное обучение для детей в возрасте от 6 или 7 лет до 15 или 16. Многие дети посещают также дошкольные учреждения.В большинстве провинций полный курс начальной и средней школы, где обучение производится бесплатно, охватывает 12 лет. За исключением нескольких районов, начальная школа обычно включает первые восемь лет обучения, а средняя последние три, четыре или пять лет. Школьное обучение в общем напоминает принятое в США, хотя до некоторой степени сказывается английское и французское влияние. Например, некоторые средние школы являются не общеобразовательными, а профессиональными. 95% всех учащихся Канады посещают государственные бесплатные школы. Большинство этих школ являются чисто светскими, но в Квебеке и в Ньюфаундленде до недавнего времени все школы были разделены по принадлежности к той или иной религиозной группе. Обучение в большинстве школ Квебека производится на французском языке, а в остальных провинциях на английском; предусмотрены также возможности получения образования на английском языке в Квебеке и на французском в районах, где расположены крупные общины франкоканадцев, особенно в Онтарио и Нью-Брансуике. Высшее образование. Во второй половине 1990-х годов в Канаде существовало 78 университетов, обладающих правом присвоения ученой степени. В большинстве университетов обучение ведется на английском языке. В нескольких учебных заведений, в основном в Квебеке, преподавание ведется на французском языке, а еще в нескольких, включая университет Оттавы, на двух языках. Во всех канадских университетах обучение совместное для лиц обоего пола. Чтобы получить степень бакалавра, обычно требуется три или четыре года занятий (в зависимости от того, претендует ли студент на обычный диплом, диплом с отличием или специализацию по какому-либо предмету).Университеты в Канаде представляют собой независимые институты, управляемые особыми советами. В прошлом большинство университетов существовало на средства частных лиц или организаций; начиная с 1960-х годов высшее образование в стране в значительной степени стало государственным (на федеральном или провинциальном уровне), чему способствовало открытие новых университетов под эгидой провинциальных правительств, а также увеличение федеральных субсидий уже существующим высшим учебным заведениям. В 1990-х годах система высшего образования более 75% необходимых средств получала из государственного бюджета. Некоторые колледжи сохраняют религиозную принадлежность, но каждый из них связан с тем или иным университетом (чтобы иметь возможность присуждать дипломы и ученые степени). Такие «присоединенные» колледжи могут находиться на территории университетского городка, но часто они расположены в другом городе и даже в другой провинции. В ряде университетов плата за обучение зависит от того, является ли студент жителем провинции, в которой находится данный университет. Около половины учащихся университетов и колледжей берут ссуды, чтобы оплатить учебу. Начало высшему образованию во Французской Канаде было положено в 1635 основанием в г.Квебек Колледжа иезуитов. На основе квебекской семинарии, основанной в 1663 и позднее включившей в свою программу курсы по гуманитарным наукам, ранее изучавшимся в Колледже иезуитов, был создан университет Лаваля. Каждый из франкоканадских университетов по традиции входит в федерацию католических «классических колледжей»; в этих учебных заведениях, программа которых рассчитана на 8 лет и охватывает курс средней школы и первых курсов университета, преподают в основном духовные лица. В 1960-е годы большинство классических колледжей было реорганизовано и включено в систему светского общего и специального образования; эта система заменила также многие учительские колледжи, медицинские училища и технические институты. В колледжах учащиеся оканчивают трехгодичный курс, дающий среднее специальное образование, а затем учатся по двухлетней программе, включающей предметы, необходимые для поступления в университет. Программа франкоканадских университетов также подверглась пересмотру; если ранее упор делался на классическое и религиозное образование, то теперь она максимально приближена к курсам англо-канадских университетов. Первым англоязычным колледжем в Канаде был Королевский колледж в Уинсоре (Новая Шотландия), основанный в 1789. В него принимались только лица англиканского вероисповедания; в середине 19 в. свои колледжи стали основывать другие религиозные группы. Открывались также и светские учебные заведения, такие как Макгилский университет в Монреале. Позднее в каждой из четырех западных провинций было открыто по одному университету. Некоторые из англо-канадских и двуязычных университетов (например, университет Торонто) организованы по образцу британских Оксфорда и Кембриджа и объединяют несколько самостоятельных колледжей. В 1960-е годы некоторые англоязычные провинции стали развивать у себя систему муниципальных колледжей. Некоторые из них дают общее образование, подобно франкоканадским колледжам, другие ограничиваются профессионально-техническим обучением. Многие канадцы учатся заочно посещают различные курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации. |
|