Вывести на печать

Великая депрессия. Великая депрессия 1930-х годов тяжело сказалась на Канаде. Валовой национальный продукт страны в интервале 1929–1933 снизился на 42%. В момент наибольшего спада производства около 30% трудоспособного населения страны стали безработными; каждый пятый канадец в это время жил на правительственное пособие. Восстановление хозяйства происходило медленно, с остановками, а резкое падение производства в 1937 практически свело на нет достигнутые к тому времени успехи. Даже в 1939 более 10% канадцев оставались без работы, а доходы фермеров не достигли и половины уровня 1928.

Только после того, как в марте 1933 в США была введена в действие антикризисная программа Рузвельта, начался медленный подъем производства. Крах «пшеничной экономики» особенно сильно отразился на канадских железных дорогах, которые и были построены в основном для того, чтобы перевозить пшеницу на восток, а промышленные товары на запад. Зерна стало перевозиться меньше, а фермеры не могли позволить себе закупки товаров. В итоге объем перевозок падал настолько стремительно, что в добавление к уже существовавшим крупным долгам прибавились значительные ежегодные потери.

Федеральное правительство, возглавлявшееся консерватором Ричардом Б.Беннеттом (1930–1935) и затем либералом Уильямом Л.К.Макензи (1935–1940), отказалось взять на себя полностью борьбу с безработицей и обеспечение нуждающихся пособиями, возложив эту обязанность на провинциальные и местные органы управления. Принятые последними меры были непродуманными, недостаточными и часто жестокими, а с финансовой точки зрения – несостоятельными.

Экономика в годы войны. Конец Великой депрессии положила Вторая мировая война. К моменту вступления Канады в войну в 1939 уровень производства, хотя и значительно поднявшийся по сравнению с 1932–1933, все еще не достигал уровня 1919. Однако уже в 1941 рабочей силы стало не хватать. Война вызвала коренную перестройку экономики, открыв эру тяжелой промышленности и невиданного прежде государственного контроля над производством.

В начале войны численность государственных (федеральных) служащих составляла всего 45 тыс. человек, более четверти из них занимались доставкой корреспонденции. Расходы федерального правительства составляли всего 9,2% валового национального продукта (ВНП), а доходы все еще поступали в основном от сбора таможенных пошлин. В годы войны число государственных служащих утроилось, а расходы возросли в 8 раз.

Федеральное правительство взяло на себя функции управления экономикой, заменив свободный рынок центральным планированием. С этой целью был введен правительственный контроль над заработной платой и ценами, а также над распределением; правительственные ведомства контролировали перевод предприятий горнодобывающией и тяжелой промышленности на военные рельсы, вели учет стратегических материалов; компаниям, заключавшим контракты на поставку военной техники и боеприпасов, предоставлялись государственные субсидии; строились новые государственные предприятия и развивались совершенно новые отрасли промышленности.

Правительственный контроль над распределением людских ресурсов привел к тому, что 26% трудоспособного населения работало в промышленности (преимущественно оборонной и обслуживающей военные нужды). Больше половины рабочих мест в этих отраслях размещалось в Торонто и Монреале; кроме того, развивалось сельское хозяйство на западе и лесная промышленность в Приморских провинциях.

Послевоенные годы. Время после Второй мировой войны можно разделить на два периода. Первый из них, с 1945 по 1973, характеризовался бурным развитием канадской экономики, резким подъемом жизненного уровня, низким уровнем безработицы и стабильными ценами. Безработица в это время не превышала 4%, а инфляция – 2% в год. Заработная плата и прибыли увеличивались в среднем почти на 3% в год; росли и социальные выплаты, включая пособия многодетным семьям, пенсии, расходы на здравоохранение и пр.

Годы после 1973, напротив, характеризовались растущей нестабильностью занятости, застывшими на одном уровне или падающими доходами и высокой степенью социальной неустойчивости. По официальным данным, относительное количество безработных составляло в среднем около 10% трудоспособного населения. В течение всего десятилетия 1973–1983 безработица сочеталась с высокими темпами инфляции, также достигавшими 10% в год. Всего с 1973 отмечены три крупных фазы спада производства – в 1974–1975, 1981–1982 и 1990–1993, причем каждая последующая была дольше предыдущей, и за каждой следовало медленное возвращение к исходному состоянию.

Экономическая политика в период 1945–1973 покоилась на трех принципах: следование теории кейнсианства, принцип «государства всеобщего благосостояния» и соглашение с рабочими профсоюзами. После поразившей страну Великой депрессии и жестких принудительных мер военного времени федеральное правительство объявило о своем намерении обеспечить стабильный рост экономики и социальную защиту всему населению страны. В отличие от предшествовавшего периода, теперь снова основным фактором должны были стать свободный рынок и частное предпринимательство. Вмешательство же правительства сводилось к эпизодической поддержке отдельных предприятий и отраслей для стабильного роста, уменьшения безработицы и снижения инфляции.

Соглашение предпринимателей с профсоюзами предусматривало право трудящихся вести переговоры о коллективных договорах и право на забастовки. В качестве дополнительной гарантии было установлено, что профсоюзные взносы могут вычитаться из заработной платы, причем в отличие от правил, существующих в США, вычеты производятся со всех работников подразделения, заключившего коллективный договор, независимо от того, состоят они в профсоюзе или нет. С другой стороны, теми же законодательными актами объявлялись незаконными забастовки во все время действия коллективного договора, а также любые забастовки солидарности и забастовки с политическими требованиями. Такой компромисс между рабочими и нанимателями открыл период относительного спокойствия в промышленности, который продолжался до середины 1960-х годов. За это время большинство крупных промышленных предприятий было включено в сферу деятельности профсоюзов, и к середине 1950-х годов в профсоюзах состояла примерно треть занятого населения (кроме населения, занятого в сфере сельского хозяйства). С конца 1960-х годов членством в профсоюзах была охвачена основная масса работников государственного сектора; в 1989 доля трудящихся, состоящих в профсоюзах, достигла максимального уровня – почти 40% рабочих и служащих были членами профсоюза. В 1995 37% трудящихся вне сельскохозяйственного сектора состояли в профсоюзах (для США эта цифра составляла всего 15%).

Неудовлетворенный («отложенный») спрос военных лет, послевоенный всплеск рождаемости, массовая иммиграция в страну и внутренние миграции населения из сельских местностей в города и из центральных районов городов в пригороды – все это создавало большой спрос на жилищное строительство, строительство школ, больниц, дорог, систем водоснабжения и канализации, торговых центров, конторских зданий, фабрик, на производство автомобилей и различных товаров широкого потребления. Эти потребности вызвали новое строительство – как в государственном, так и в частном секторе – и приток инвестиций. Однако основным фактором, вызвавшим небывалый экономический подъем, был экспорт полезных ископаемых в США. Экспорт минерального сырья в США рос так быстро, что к 1956 составил 60% общего объема канадского экспорта (до Второй мировой войны он составлял всего 40%). Параллельно с ростом экспорта в США увеличивались и объемы прямых инвестиций США в добывающую промышленность Канады, в основном в добычу нефти и черных металлов, а также лесозаготовки. На эти первичные ресурсы приходилось почти 80% американских капиталовложений в 1946–1956. Это вызвало, в свою очередь, рост импорта американских товаров в Канаду.

Среди крупнейших инвестиционных проектов послевоенных лет особенно выделяются два: создание глубоководного морского пути по р. Св. Лаврентия и строительство нефте- и газопроводов. Оба проекта требовали выделения федеральным правительством больших средств и государственного регулирования. Строительство судоходного канала, которое осуществлялось под эгидой государственной корпорации, помимо того, что оно давало возможность более дешевых перевозок зерна из степных провинций на зарубежные рынки, служило еще двум целям. Постройка каналов (вместе с плотинами) давала новый источник гидроэлектроэнергии, что имело особенное значение в то время, когда недостаток энергии ожидался и в центральной Канаде, и в штате Нью-Йорк; кроме того, этот путь облегчал доставку железной руды с богатейших месторождений Лабрадора на металлургические заводы области Великих озер, что было особенно важно, так как железорудные месторождения Месаби в штате Миннесота к тому времени были близки к истощению. Строительство нефтепроводов началось уже через несколько лет после того, как было открыто первое месторождение Ледюк в провинции Альберта. В середине 1950-х годов при финансовой поддержке государства был построен трансканадский газопровод. Для регулирования этой отрасли был создан Национальный совет по энергетике.

В конце 1950-х годов экономический подъем начал было спадать, но вскоре возобновился. Большую роль в этом сыграл «Авто-Пакт» – соглашение о беспошлинной торговле автомобилями, подписанное Канадой и США в 1965. Как и во многих других отраслях производства, три автомобильных гиганта США, «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер», создали свои дочерние предприятия в Канаде; однако из-за высоких таможенных тарифов (17,5%) на этих предприятиях приходилось осуществлять полный производственный процесс по выпуску автомобилей. Таким образом, они находились в менее выгодном положении по сравнению с американскими заводами. Стоимость автомобилей, произведенных в Канаде, превышала стоимость аналогичных, но изготовленных в США, на 10%, и это при том, что заработная плата в Канаде была на 30% ниже. «Авто-Пакт» создал зону свободной торговли в пределах континента, что позволило канадским производителям выпускать новые модели для североамериканского рынка, а все остальные автомобили ввозить из США. Это соглашение содержало также определенные гарантии для канадских производителей запчастей и деталей и, кроме того, гарантировало определенный минимальный уровень производства для «Большой тройки» американских автомобилестроителей. Результаты соглашения последовали незамедлительно: производство автомобилей и запчастей сразу же начало расти и вскоре вышло на первое место, оставив позади продукцию целлюлозно-бумажной промышленности.

Когда в стране стал чувствоваться спад производства, сопровождавшийся снижением прибылей и обострением борьбы за рынки сбыта, что было характерно для канадской и мировой экономики после 1960-х годов, канадские производители начали активно сокращать стоимость производства. При этом производство подверглось существенной перестройке, подобной которой не происходило со времени введения конвейерной сборки и научной организации труда. Была, в частности, проведена полная компьютеризация производственного и управленческого секторов, а также различных вспомогательных служб; наименее выгодные производства были закрыты или переведены в районы с более низким уровнем заработной платы; заимствовались некоторые приемы, используемые японскими производителями, а именно непрерывное совершенствование производственного процесса, контроль за качеством на всех этапах, бригадный метод и практика передачи менее выгодных операций субподрядчикам, в качестве которых выступали более мелкие компании, не охваченные профсоюзами и часто оффшорные. Уменьшение бюджета вынудило правительство провести подобную же реорганизацию и правительственных учреждений. В результате закрытия более тысячи предприятий и сокращения как в частном, так и государственном секторах число постоянных рабочих мест (с полным рабочим днем) между 1989 и 1995 уменьшилось почти на миллион. Большинство новых рабочих мест требуют неполного рабочего дня или являются временными.

В рамках борьбы с экономическим спадом правительство проводило ряд мероприятий – были приватизированы многие издавна существовавшие государственные корпорации; снято правительственное регулирование транспорта, телекоммуникаций и финансового сектора; проведены переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с США в 1989 и заключен Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) в 1992 (вступил в силу с 1 января 1994).

назад   дальше



КАНАДА
ПРИРОДА
Границы
Площадь
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
Канадский щит
Молодые горы
Юрский период
Меловой период
Альпийская складчатость
Прогибы
Древние горы
Ледниковый период
РЕЛЬЕФ
Поверхность щита
Структурно предопределенные проходы
Северо-Восток
Северный Квебек
Приатлантические провинции
Бассейн р. Св. Лаврентия
Долины Квебека
Район Гудзонова залива
Великие озера
Северо-западная часть провинции Онтарио
Манитоба
Саскачеван
Северо-Западные территории
Альберта
Британская Колумбия
Территория Юкон
КЛИМАТ
Температура
Осадки
Сезонный режим осадков
Лето в Арктике
Снег
ПОЧВЫ
Подзолы
Черноземы
Каштановые почвы
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Тундра
Тайга
Леса области Великих озер
Акадийские леса
Зона прерий
Британская Колумбия
ФАУНА
НАСЕЛЕНИЕ
Рост населения Канады
Этнический состав и происхождение
Язык
Религия
Распределение населения
Структура населения
Города
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Канада в 18 в
Борьба за самоуправление
Конфедерация
Движение за независимость
Федерализм
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ КАНАДЫ
Исполнительная власть
Законодательная власть
Палата общин
Сенат
Государственные служащие
Органы управления провинциями и местное самоуправление
Политические партии
Развитие отношений между федеральной властью и провинциями
Судебно-правовая система
Полиция
Международные отношения
Вооруженные силы
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХОЗЯЙСТВА
Введение
История экономического развития Канады
Рыба и меха
Лес и пшеница
Эра железных дорог и национальная политика
Индустриализация
Великая депрессия
Экономика в годы войны
Послевоенные годы
Организация производства
Национальный продукт и доход
Трудовые ресурсы
Внешняя торговля и инвестиции
Финансы
ОСНОВНЫЕ СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ
Сектор добывающей промышленности и сельского хозяйства
Сельское хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Лесное хозяйство и лесозаготовки
Рыболовство и меха
Производство энергии
Обрабатывающая промышленность и строительство
Обрабатывающая промышленность
Сектор услуг
Транспорт
Телекоммуникации
Финансы, страхование, недвижимость
ОБЩЕСТВО
«Два народа»
Канадская «мозаика»
Коренное население
Классовая структура
Рабочее движение
Религия
Социальное обеспечение
КУЛЬТУРА
Фон, на котором развивалась современная культура Канады
Французские и британские элементы
Другие этнические группы
Коренное население
Колониальный период
Литература
Живопись
Изобразительные искусства
«Группа семи»
Современная живопись
Другие изобразительные искусства
Современная литература
Англоязычная поэзия
Англоязычная проза
Франкоязычная поэзия
Франкоязычная проза
Исполнительское искусство
Образование
Начальное и среднее образование
Высшее образование
Научные исследования
Музеи и библиотеки
Музеи
Библиотеки
Печать и средства массовой информации
Газеты и журналы
Книгоиздание
Радио и телевидение
Спорт и праздники
ИСТОРИЯ
Первые обитатели
Первые европейцы в Канаде
ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОГО КОЛОНИАЛЬНОГО ГОСПОДСТВА
Основание Новой Франции
Королевская провинция
Расширение французских владений в глубь континента
Англо-французское соперничество
Война французов и индейцев с англичанами
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Политика нового правительства
Квебекский акт
Канада и американская революция
Переселения лоялистов
Экспансия и внутренние конфликты
Война 1812 года
КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ
Иммиграция и экономическое развитие
Восстание 1837 года
Доклад Дергема
Акт о союзе
Создание ответственного правительства
ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА
Договор о взаимности
Истоки идеи объединения
Строительство железных дорог
Подъем консерватизма
ДВИЖЕНИЕ ЗА КОНФЕДЕРАЦИЮ
Квебекские резолюции
Акт о Британской Северной Америке
РАСШИРЕНИЕ ДОМИНИОНА, 1867–1914
Проблемы единства и присоединения земель
Первое восстание Риля
Провинция Британская Колумбия
Вашингтонский договор
Победа либералов
Политика Макдональда
Протесты и восстания
Упадок консерватизма
Правительство Лорье
Отношения с метрополией
МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ, 1914–1945
Первая мировая война
Неустойчивость в послевоенное время
Избрание Макензи Кинга
Связи с другими членами Британского Содружества
Проблемы благосостояния страны
Вторая победа Кинга на выборах
Годы депрессии
Вторая мировая война
КАНАДА ПОСЛЕ 1945
Конец эпохи Кинга
Оборона страны и внешняя политика
Иммиграция и экономический рост
Возвращение консерваторов к власти
Правительство Пирсона
Национализм Квебека
Правительство Трюдо
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!