Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Политика Макдональда. В 1878 избирательная кампания консерваторов проходила под лозунгами «национальной» политики протекционизма, строительства железных дорог и роста иммиграции. Им оказывали поддержку католическое духовенство и англоязычные предприниматели Квебека, а также все те, кто ожидал выгод от развития транспорта и промышленности; наконец, их поддерживали многие городские рабочие, которые надеялись, что тори расширят права профсоюзов. Эта поддержка помогла тори победить на выборах и получить 137 мест в парламенте (либералы получили 69). Вернувшись на пост премьер-министра, Макдональд не стал терять времени. Были подняты пошлины на ввоз промышленных товаров (с 17% в среднем до 25%). В ответ на яростные протесты фермеров производителей зерна, рыболовов и судостроителей, которым теперь приходилось платить гораздо больше за необходимое им оборудование, правительство настаивало на том, что канадским товарам необходима защита в виде пошлин, пока экономика страны не достигнет такого стадии промышленного развития, что сможет конкурировать с Великобританией. Более того, утверждали тори, развитие национальной промышленности под защитой пошлин вскоре принесет процветание всем слоям и группам канадского общества и таким образом предотвратит поглощение страны быстро растущей экономикой США. Введение пошлин вдохновило некоторые американские фирмы на создание дочерних предприятий в Канаде с тем, чтобы избежать таможенных формальностей. Этот импорт капитала вызвал медленное, но постоянное увеличение количества рабочих мест в Канаде и одновременно стимулировал развитие промышленности. Однако в то же время к середине 20 в. приток американского капитала в страну привел к развитию новой формы «экономического» колониализма, при котором канадцам принадлежит лишь небольшая часть предприятий, разрабатывающих природные ресурсы их собственной страны, и меньше половины предприятий, выпускающих промышленную продукцию. В 1880 правительство Макдональда выполнило одно из своих обещаний, данных во время избирательной кампании, и заключило контракт на строительство Тихоокеанской железной дороги с синдикатом канадских капиталистов, во главе которого стояли Джордж Стефен из Банка Монреаля и Дональд Смит из Компании Гудзонова залива. Воспользовавшись временным оживлением на международном кредитном рынке, они смогли получить достаточные суммы от британских инвесторов (при минимальном участии США), чтобы убедить правительство в своей способности завершить это колоссальное предприятие. Либералы в палате общин, возглавляемые Эдуардом Блейком, критиковали условия контракта, который был заключен с вновь образованной Компанией Канадской Тихоокеанской железной дороги; по условиям контракта, компания получала 25 млн. долл. наличными, 25 млн. акров (10 млн. га) земли, которые она могла выбрать по своему усмотрению по трассе дороги, постоянные налоговые льготы и 20-летнюю монополию на перевозки на западе (правительство обещало в течение 20 лет не допускать создания параллельных путей вдоль этой магистрали), и это при том, что 1100 км дороги уже были построены за счет государства. Кроме того, были отменены пошлины на ввозимые строительные материалы, а правительство почти не занималось контролем качества производимых работ. Эта сделка вполне отражала убеждение Макдональда, что «чем крупнее капиталист и чем больше его капиталовложения, тем лучше для страны»; кроме того, иначе трудно было бы собрать средства, необходимые для осуществления столь громадного проекта, который мог начать приносить выгоды только после начала массовой иммиграции. Строительство шло успешно. Прокладываемые с двух сторон рельсовые пути сошлись на станции Крейглаш в Британской Колумбии, и 7 ноября 1885 канадский рабочий Дональд Смит вбил последний костыль, закончив тем самым сооружение трансконтинентальной линии. 28 июня 1886 из Монреаля в сторону Тихого океана отправился первый трансконтинентальный поезд. Протесты и восстания. Создание профсоюзов было официально узаконено Актом о профсоюзах 1872; в 1880-е годы правительство даже поощряло их деятельность. В это же десятилетие в некоторых городах, особенно в провинции Онтарио, активно работали отделения американской рабочей организации «Рыцари труда». В 1886 был основан Профессиональный и рабочий конгресс, явившийся первой централизованной организацией Канады, объединившей различные профсоюзы. Тесные связи с Американской федерацией труда способствовали развитию системы организаций квалифицированных рабочих по всей стране. На рубеже веков растущая иммиграция рабочих из Англии вызвала оживление профсоюзной борьбы и привела к созданию политических организаций социалистического толка. Однако только в 1900 представитель организованных рабочих был впервые избран в федеральный парламент.На западе, хотя Королевская конная полиция Северо-Запада и поддерживала там закон и порядок, росло недовольство среди поселенцев, индейцев и метисов, которые считали, что Оттава пренебрегает их интересами. Индейцы, жившие на равнинах, были переселены в резервации; переселение происходило мирно, но правительство, которое крайне неохотно тратило деньги на что-либо, кроме «развития», почти ничего не сделало, чтобы помочь переселенцам обосноваться на новом месте. Высокие тарифы на перевозки по Тихоокеанской железной дороге, которые устанавливала компания, вместе с высокими ценами на товары способствовали возникновению движения протеста среди фермеров. В Саскачеване метисы, многие которых переселились сюда из Манитобы, а также белые фермеры, количество которых постепенно увеличивалось, имели серьезные претензии к администрации по поводу раздачи земель и практики межевания. В частности, метисы возражали против нарезки прямоугольных участков, которая нарушала их систему размещения наделов в виде узких полос вдоль рек. Они требовали также самоуправления и статуса провинции, а не территории. Однако в начале 1880-х годов Оттава игнорировала эти требования и протесты против проводимой ею политики на западе. Весной 1885 вожди метисов обратились к Луи Рилю, который был в то время американским гражданином и преподавал в школе в штате Монтана, и призвали его вернуться на родину. Риль был убежден, что он получил божественное откровение, и прибыл в Саскачеван, где при поддержке нескольких индейских вождей возглавил второе восстание на западе. На запад по новой железной дороге была немедленно послана военная экспедиция численностью 7 тыс. человек под командованием генерала Мидлтона. В битвах при Фиш-Крик и Батош повстанцы были разгромлены, а Риль захвачен в плен. (42.99 Кб) Подавление восстания разожгло политические страсти. В ноябре Риль был обвинен в государственной измене, и суд присяжных приговорил его к смертной казни через повешение. Жители Онтарио считали Риля «закоренелым бунтовщиком» и, припомнив ему «убийство» Томаса Скотта в 1870, приветствовали вынесенный приговор. В Квебеке вождя метисов, напротив, рассматривали как защитника прав французов и католиков, хотя в глазах католической церкви он был опасным еретиком. Макдональда осаждали просьбами о помиловании, но после долгих колебаний он все же оставил приговор в силе. 16 ноября 1885 Риль был повешен в Риджайне. |
|