Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Развитие отношений между федеральной властью и провинциями. Схема построения партийных структур и политической системы страны в целом отражает политические разногласия, в основе которых могут быть как территориальные противоречия (особенно в западной Канаде), так и культурные различия. Франкоканадцы изначально составляли меньшинство в провинциях Онтарио, Нью-Брансуик и Манитоба и численно преобладали только в одной провинции Квебек. Для англоязычных канадцев характерен приоритет канадской национальной идеи над интересами провинций. Для франкоканадцев Квебека на первом месте стоит лояльность по отношению к правительству провинции, которое они выбирают. Таким образом, основной источник внутренней напряженности в Канаде заключается в противоречии между двумя культурами (а возможно, и между двумя нациями). В то время как большинство канадцев, живущих за пределами провинции Квебек, оставляют право на руководство за федеральным правительством, франкоканадцы обычно стремятся всемерно повышать значение родной провинции. Большинство политических деятелей страны 19601970-х годов были заняты решением проблемы: как обеспечить провинциям достаточную степень самостоятельности и при этом избежать предоставления «особого статуса» Квебеку. Если признать, что в Канаде фактически имеются две нации, то естественным становится вопрос о придании Квебеку ряда дополнительных прав. Альтернативная возможность, которую пыталось реализовать руководство страны в 19601970-х годах, состоит в том, чтобы обеспечить эффективное участие франкоканадцев в решении федеральных проблем, что сделало бы беспредметной постановку вопроса об «особом статусе» Квебека. В результате нового подхода к правам провинций многие важные решения стали приниматься на совещаниях представителей федерального и провинциальных правительств. Такие вопросы, как налогообложение, выплата пенсий, медицинское обслуживание, а также конституционные проблемы часто обсуждаются премьер-министром страны непосредственно с премьер-министрами провинций. В течение многих лет возможность внести изменения в текст Акта о Британской Северной Америке имела только британская сторона. Канадская сторона была лишена такой возможности, поскольку провинции и федеральное правительство страны не могли договориться между собой о новой процедуре внесения изменений. В конце концов, в 1982 Канада получила возможность вносить поправки в собственную конституцию после принятия компромиссного решения о том, что внесение поправок может осуществляться по совместному решению федерального правительства и семи провинций, в которых проживает не менее 50% населения страны. Квебек, однако, выступил с критикой текста конституции, поскольку в нем не содержалось упоминания о франкоканадцах как об «отдельном народе». Наиболее серьезную угрозу для сохранения федеральной системы страны представляло появление в Квебеке такого правительства, которое попыталось бы вывести провинцию из состава федерации. Такая возможность казалась реальной после того, как в 1976 сепаратистская Квебекская партия возглавила правительство провинции. Еще более реальной была возможность отделения Квебека в 1993, когда выступающий за выход из федерации Квебекский блок завоевал на выборах большинство мест от провинции в палате общин и стал официальной оппозиционной партией в парламенте страны. Проведенный по инициативе блока в 1995 в Квебеке референдум о суверенитете этой провинции завершился победой федералистов, хотя и с минимальным перевесом (против суверенитета проголосовало 50,6% избирателей, за 49,4%). Судебно-правовая система. Хотя в Канаде судебная и правовая системы относятся к юрисдикции двух уровней правительственной власти, в стране существует единая общая структура судоустройства, первичным звеном которой является провинциальная судебная система. Провинции обладают собственной законодательной властью, позволяющей им учреждать провинциальные суды и организовывать их работу, а также устанавливать процессуальные нормы при рассмотрении гражданских исков. Однако уголовное право и судопроизводство находятся в исключительной юрисдикции федерального парламента. Кроме того, согласно конституции, парламент имеет право образовывать и формировать Генеральный Апелляционный суд страны и учреждать другие суды. Судьи провинциальных судов назначаются федеральным правительством. Решением парламента в стране было образовано два суда, деятельность которых имеет очень важное значение; Верховный суд и Федеральный суд. Верховный суд Канады находится в Оттаве и является последней и окончательной инстанцией при рассмотрении апелляций по всем гражданским и уголовным делам. В состав суда входят главный судья Канады и восемь судей. По меньшей мере три судьи Верховного суда должны представлять Квебек, поскольку гражданское право и судопроизводство этой провинции основаны на положениях старофранцузского гражданского права, тогда как другие провинции руководствуются основами английского общего права. На пленарных заседаниях Верховного суда рассматриваются только дела, касающиеся конституционных или юридических вопросов первостепенной важности. Большая часть дел рассматривается Верховным судом в составе трех или пяти судей. При рассмотрении апелляций по гражданским делам, поступившим из Квебека, судьи, представляющие эту провинцию, как правило, составляют большинство состава суда.Федеральный суд обычно разбирает апелляции, поступающие от федеральных управлений и служб, а также осуществляет надзор за деятельностью провинциальных судов, издавая судебные приказы о запрещении производства по делу, истребовании дел и о выполнении требований истца. Федеральный суд разделяет с провинциальными судами юрисдикцию по вопросам уголовного права и судопроизводства, а также обладает «остаточной» юрисдикцией по всем вопросам, выходящим за пределы компетенции провинциальных судов. Кроме того, Федеральный суд занимается вопросами морского права и разбирает иски к федеральному правительству. В суде имеется специальный отдел апелляций, который возглавляет главный судья. В состав отдела входят четыре судьи, в судебных разбирательствах дополнительно участвуют еще восемь судей. Не менее четырех судей на заседаниях должны представлять Квебек. В стране существует три вида провинциальных судов. Провинциальные суды высшей категории включают суды первой инстанции и апелляционные суды. Они заслушивают дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях, а также наиболее важные гражданские дела. К судам более низкой категории относятся суды графств и окружные суды, которые создавались в первую очередь для того, чтобы обеспечить оперативное и не требующее больших затрат рассмотрение мелких гражданских и уголовных дел. Кроме того, в провинциях существуют и специальные суды, которые рассматривают дела о наследстве, о мелких правонарушениях, а также исковые требования на небольшие суммы. В более крупных населенных пунктах имеются муниципальные суды, занимающиеся случаями нарушений постановлений местных органов. Уголовные дела рассматриваются судом в составе судьи и 12 присяжных. Предварительные слушания обычно производятся судьей нижестоящего суда. Обвиняемому предоставляется также возможность либо предстать перед судьей нижестоящего суда, который может провести рассмотрение дела по упрощенной процедуре (без участия присяжных), либо продолжительное время дожидаться следующей выездной сессии суда высшей категории. Требования, предъявляемые к лицам, заседающим в суде в качестве присяжных, несколько отличаются в различных провинциях. (В Квебеке, например, только в 1972 женщинам было разрешено выполнять обязанности присяжных.) |
|