Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Создание ответственного правительства. Сэр Чарлз Бэгот, сменивший Сиденема на посту губернатора в 1841, имел большой дипломатический опыт и хорошо разбирался в тонкостях межнациональных отношений. Когда его исполнительный совет (получивший теперь название министерства) не был утвержден законодательной властью, он сразу же предложил Болдуину и Лафонтену сформировать новое правительство, в котором ведущие посты должны были занимать реформисты, имевшие большинство в ассамблее. Понимая, что нормальное управление Канадой невозможно без сотрудничества с франкоканадцами, Бэгот признал ответственность кабинета перед избранным законодательным собранием и необходимость участия различных политических партий в полностью развитой парламентской системе. Консервативное правительство в Лондоне было недовольно уступками оппозиции, сделанными Бэготом. Однако отмена в 1846 британских Хлебных законов, ознаменовавшая переход от протекционистских имперских тарифов к свободной торговле, устранила главную причину, по которой правительство сопротивлялось предоставлению колониям автономии. И когда в том же 1846 к власти вернулись виги, министерство по делам колоний возглавил лорд Грей, родственник Дергема. Грей назначил генерал-губернатором Канады лорда Элгина, зятя Дергема и сторонника его взглядов; вновь назначенный правитель Канады получил указания завершить создание ответственного правительства. Первое колониальное правительство нового типа было создано в Новой Шотландии, где партия реформ, возглавлявшаяся Джозефом Хау, никогда не прибегала к насилию и где «французской проблемы» просто не существовало. Грей рекомендовал губернатору Новой Шотландии сделать лидера партии, имевшей большинство в законодательной ассамблее, своим главным советником и поручить ему в качестве премьер-министра сформировать правительство. Губернатору вменялось в обязанность следовать его советам во всех вопросах, за исключением имевших отношение к внешней политике, обороне и внешнеторговым тарифам и пошлинам. Однако, если этот премьер-министра утратит «доверие» большинства в ассамблее, он должен уйти со своего поста, и губернатор должен в этом случае поручить формирование нового правительства лидеру оппозиции. При этой системе губернатор становился как бы конституционным монархом в том, что касалось внутренней политики колонии; при рассмотрении вопросов, находящихся в юрисдикции метрополии, он мог или наложить вето на решение правительства провинции, или направить его на рассмотрение в Лондон. Эта новая система встретила, однако, энергичное сопротивление в Объединенной провинции Канада. Свободная торговля представляла серьезную угрозу интересам консервативных монреальских купцов, привыкших к протекционистским тарифам. Их недовольство привело к открытым выступлениям в 1849, когда правительство Болдуина Лафонтена приняло решение о выплате компенсации тем, кто понес убытки во время восстания в Нижней Канаде. Поскольку в список потерпевших попали и те, кто выступал на стороне мятежников, тори сразу же потребовали от Элгина, чтобы он не утверждал постановление о награждении мятежников. Когда губернатор отверг это требование, монреальские предприниматели спровоцировали уличные беспорядки, участники которых закидали Элгина тухлыми яйцами и подожгли правительственные здания в Монреале. Вскоре после этого в монреальской «Газетт» был опубликован «Манифест аннексии», призывавший к союзу с США; под ним стояли подписи некоторых наиболее известных предпринимателей Монреаля. Впрочем, эти настроения в пользу союза, хотя и были довольно сильными, вскоре угасли. Чтобы как-то компенсировать эти уступки, а также возместить потерю при переходе к свободной торговле выгод, связанных с режимом благоприятствования, британское правительство пыталось добиться для Канады доступа на американские рынки путем заключения тарифных соглашений с США. Начало переговорам по этому поводу было положено спорами по поводу рыбной ловли в прибрежных водах Приморских провинций, куда доступ американским рыбакам был закрыт конвенцией 1818. В ходе переговоров в Вашингтоне весной 1854 Элгин предложил уладить этот конфликт при условии, что американцы согласятся на взаимное снижение тарифов. В США в это время шла борьба по вопросу об освобождении негров. Демократическое большинство в сенате опасалось, что предлагаемый «договор о взаимности» явится первым шагом на пути к присоединению Канады, что может сильно укрепить позиции «фрисойлеров» сторонников бесплатной раздачи земли переселенцам. Однако Элгин убедил сенат в том, что если экономические нужды Канады будут удовлетворены при помощи «договора о взаимности», то идея присоединения к США перестанет быть привлекательной для канадцев.По условиям Договора о взаимности, отменялись пошлины на сырье и продукцию сельского хозяйства (лес, рыбу, зерно, уголь) и американские рыбаки получали свободный доступ к рыбным промыслам у берегов Приморских провинций. Последовавшее оживление торговли способствовало подъему экономики британских колоний в Северной Америке и позволило Канаде выступить против контроля метрополии над всей сферой торговли. В 1859 Канада ввела протекционистские пошлины на импортируемые промышленные товары; это было сделано с целью найти новые источники для финансирования общественных работ, строительства железных дорог и развития промышленности. Введение пошлин вызвало негодование британских промышленников, которые требовали от Министерства по делам колоний отмены этого закона. Однако, когда британские официальные лица выразили недовольство, указав, что подобное нововведение противоречит принципам свободной торговли, канадский министр финансов А.Т.Голт заявил: «Наше правительство обязано способствовать осуществлению права законодательного собрания Канады проводить налоговую политику по своему усмотрению, даже если она не встретит одобрения британского министерства». |
|