Вывести на печать

Взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти. На практике, однако, основные рычаги власти находятся в исполнительной, а не законодательной ветви. Эффективность разносторонней деятельности правительства, осуществляемой органами исполнительной власти, обеспечивается в том числе и характерным для британского парламентаризма наличием в парламенте дисциплинированных фракций политических партий, которые служат связующим звеном между правительством и его политической базой в законодательном органе. «Заднескамеечники» партии большинства или партийной коалиции всегда являются прочной опорой правительства. Они неизменно отдают себе отчет в том, что были избраны в парламент исключительно благодаря своей партийной принадлежности и что их шансы на переизбрание целиком зависят от эффективности работы правительства. Вставая в оппозицию к правительству, представляющему их партию в парламенте, они рискуют добиться его отставки и проведения досрочных выборов. А без партийной поддержки шансы «заднескамеечников» на переизбрание очень невелики (впрочем, в 1990-е годы бывали случаи, когда члены парламента, не получив партийной поддержки, сумели победить на выборах и, вопреки воле своих бывших партийных соратников, получить места в парламенте). Так что выступать с критикой правительства куда безопаснее на съездах своей парламентской фракции, чем на заседаниях парламента (причем лейбористы всегда голосуют солидарно – в соответствии с решениями партийного большинства). В сенате, как и в палате представителей, члены фракций строго подчиняются партийной дисциплине – хотя изначально предполагалось, что сенаторы будут отражать интересы штатов, и хотя бывают ситуации, когда исход голосования никоим образом не отражается на судьбе правительства.

Впрочем, было бы ошибкой считать парламент второстепенным компонентом государственной машины. Парламент остается формальным и символическим центром демократической системы и остается в фокусе пристального общественного внимания. Это арена, на которой проходят обкатку и получают известность национальные лидеры. Парламент предоставляет трибуну оппозиции, чей лидер получает такую же зарплату и такие же привилегии, как член правительства, и чей «теневой кабинет» занимается теми же вопросами, что и действующий кабинет. Ежедневно в рабочей повестке дня парламента выделяется время для рассмотрения так называемых «текущих вопросов», когда парламентарии заслушивают отчеты министров о работе возглавляемых ими ведомств. Хотя министры частенько уходят от острых тем, поднимаемых членами оппозиции, и занимаются скорее саморекламой, отвечая на наводящие вопросы однопартийцев-заднескамеечников, эти выступления становится хорошим поводом для политических дебатов.

Кроме того, сенат, в силу его особой роли и возможностей в государственной системе, является эффективным фактором ограничения исполнительной власти. Правящей партии или коалиции трудно получить большинство в сенате. Баланс сил между проправительственными сенаторами и сенаторами от оппозиции обычно обеспечивают независимые члены сената или сенаторы, представляющие мелкие партии. И хотя отклонение сенатом того ли иного законопроекта не влечет за собой уход правительства в отставку, скорее может послужить для правительства поводом пригрозить сенату «двойным роспуском» с последующими досрочными выборами, возможности правительства в управлении страной существенно ограничиваются, если подобные поражения в сенате становятся регулярными. Поэтому, чтобы добиться прохождения законопроектов в сенате, правительство нередко вынуждено заключать компромиссные договоренности с сенаторами от мелких партий, а иногда и с оппозицией. В последние десятилетия повысилась также роль сената как инструмента контроля над исполнительной ветвью власти.

Но и в сенате соображения политической целесообразности и партийная принадлежность остаются решающими факторами. Для осуществления своих предвыборных обещаний недавно избранное или уверенное в широкой общественной поддержке правительство может напрямую апеллировать к «мандату избирателей». Чаще, однако, достигаются компромиссы, когда правительство соглашается с предложениями оппозиции или мелких партий, не меняющими существа предложенного законопроекта.

Самый деликатный момент во взаимоотношениях между правительством и сенатом связан с прерогативой сената выносить решение по предложенному правительством проекту бюджета, так как, не заручившись одобрением сената, правительство просто не может нормально функционировать. По конституции, сенату запрещено вносить поправки в законопроекты, касающиеся налогообложения или программ финансирования, но при этом он вправе отклонить такие законопроекты и тем самым вынудить палату представителей вносить в них поправки. До 1975 сенат ни разу не проваливал бюджетные законопроекты правительства. Но в 1975 либерально-национальная оппозиция, имевшая большинство в сенате, предприняла попытку отправить в отставку непопулярное лейбористское правительство. Поэтому оппозиция с сенате блокировала принятие бюджета. Правительство, однако, отказалось уйти в отставку, сославшись на британский опыт парламентаризма: в Англии правительство, имеющее поддержку в нижней палате, остается у власти. В результате возник конституционный кризис. Он был «разрешен» драматическим и противоречивым способом – беспрецедентным вмешательством номинального главы государства. Генерал-губернатор, вопреки традиционному положению о том, что он действует от имени кабинета министров, но по букве конституции, уволил премьера Уитлема и его лейбористское правительство. Назначив лидера оппозиции премьером переходного правительства, хотя это новое правительство имело в палате представителей поддержу меньшинства, генерал-губернатор объявил о досрочных выборах в обе палаты. На этих выборах новое правительство получило подавляющее большинство мест в обеих палатах. Однако дискуссии относительно законности тех или иных действий во время конституционного кризиса, в частности – действий генерал-губернатора в 1975, не стихают до сих пор.

назад   дальше



АВСТРАЛИЯ
ПРИРОДА
СТРОЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ
Геологическая история
Природные районы
Западное плато
Горы Восточной Австралии
Центральные низменности
ВОДЫ
Реки
Озера
Подземные воды
КЛИМАТ
Циркуляция атмосферы
Осадки
Температуры
ПОЧВЫ
ФЛОРА
Экология
1. Среднее годовое количество осадков менее 125 мм
2. Среднее годовое количество осадков 125–250 мм
3. Среднее годовое количество осадков 250–500 мм
4. Среднее годовое количество осадков 500–750 мм
5. Среднее годовое количество осадков 750–1250 мм
6. Среднее годовое количество осадков свыше 1250 мм
Флористический анализ
Антарктический элемент
Индо-меланезийский элемент
Австралийский элемент
ФАУНА
Млекопитающие
Птицы
Рептилии
Амфибии
Рыбы
Беспозвоночные
НАРОД И ОБЩЕСТВО
Население
Коренные жители
Иммиграция
Религиозный состав
Городские территории
Общественные отношения
Социальное обеспечение
Здравоохранение
Общественные и профессиональные организации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Конституционные основы государственного устройства
Исполнительная власть
Законодательная власть
Взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти
Судебная власть
Споры о республике
Региональные органы власти и местное самоуправление
Избирательная система
Партийная система
Избиратели
Либеральная партия
Австралийская лейбористская партия (АЛП)
Национальная партия
Австралийские демократы
Единая нация
Внешняя политика
Оборона
ЭКОНОМИКА
Экономическая история
Современное экономическое положение
Самодеятельное население
Энергетика
Транспорт
Морские перевозки
Железные дороги
Автомобильные дороги
Воздушный транспорт
Сельское хозяйство
Овцеводство
Мясное животноводство
Молочное животноводство
Прочие отрасли животноводства
Растениеводство
Обрабатывающая промышленность
Горнодобывающая промышленность
Лесное хозяйство
Рыбное хозяйство
Туризм
Внешняя торговля
Денежное обращение и банковское дело
Государственные финансы
Система налогообложения
Распределение налоговых поступлений
КУЛЬТУРА
Образование
Попечительство и финансирование искусства
Фестивали искусств
Литература
Поэзия
Романы
Новеллы
Драматургия
Исполнительское искусство
Театр
Опера
Балет и хореография
Кинематография
Классическая музыка
Поп-музыка
Изобразительное искусство
Архитектура
Музеи и библиотеки
Наука
Издательская деятельность
Радиовещание
Спорт
Праздники и обычаи
ИСТОРИЯ
Ранние исследования
Заселение Нового Южного Уэльса
Администрация Нового Южного Уэльса
Дальнейшие исследования
Золотая лихорадка 1850-х годов
Развитие демократии
Землепользование
Рабочее движение
Протекционизм
Создание Австралийского Союза
Первые годы существования союза
Внешняя политика и оборона
Развитие экономики
Иммиграционная политика
Первая мировая война
Межвоенный период
Лейбористское правительство
Международные отношения
Вторая мировая война
Послевоенный период
1950–1960-е годы
1970-е годы
1980-е годы
1990-е годы
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!