Вывести на печать

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Конституционные основы государственного устройства. Либерально-демократическая система органов власти и управления Австралии основана на принципах федерализма и парламентаризма.

Федерализм отражает наследие колониального прошлого Австралии. 1 января 1901 шесть самоуправляемых британских колоний – Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия и Тасмания – объединились на федеративных началах и образовали Австралийский Союз. Эти шесть колоний остались первыми штатами новой федеральной системы. Кроме того, выделены две территории – Северная территория и Австралийская столичная территория, которые на протяжении всей истории были непосредственно подчинены национальному правительству Союза, а ныне обладают властными полномочиями, сопоставимыми с полномочиями правительств штатов. Институты законодательной, судебной и исполнительной власти федерального правительства Союза сосредоточены в столице страны Канберре.

Акт британского парламента, создавший федеративный Союз, даровал Австралии собственную конституцию, которая сформулировала принципы распределения власти между Союзом и отдельными штатами. В компетенции федеральных органов власти находятся в основном традиционные функции «общенационального» характера: оборона, внешняя политика, иммиграция, международная торговля, выпуск национальной валюты, почтовая служба и т.д. Ряд этих функций носит эксклюзивный характер, большинство же формально совпадают с властными полномочиями штатов, хотя в случае расхождения федерального и местного законодательства федеральные законы имеют верховенство над законами штатов. За штатами закреплены все иные полномочия, не делегированные Союзу.

С момента образования Австралийского Союза роль федерального правительства неуклонно возрастала. Это происходило отчасти за счет принятия новых поправок к конституции, хотя на практике провести подобные поправки довольно трудно: для этого требуется получить большинство голосов на референдумах в четырех из шести штатов, а также простое большинство голосов на общенациональном уровне. Лишь восемь из сорока двух предложенных на референдумах поправок удалось провести. Некоторые из них, тем не менее, упрочили власть центрального правительства – например, поправка 1946 о расширении льгот по социальному обеспечению и поправка 1967 о государственной помощи австралийским аборигенам. Постановления Высокого суда, который осуществляет надзор за конституционностью новых законов, также способствовали усилению федерального правительства. Решения Высокого суда стали существенным фактором укрепления центральной власти. Обычно в истории суда выделяют четыре этапа: два из них (1900–1920 и 1942–1971) стали периодами определенного ограничения полномочий федерального правительства, в то время как в другие два периода (1920–1942 и 1971–1990-е годы) эти ограничения снимались. Компетенция Высокого суда по состоянию на конец 1990-х не вполне ясна в связи с уходом ряда судей в отставку и новыми назначениями.

С другой стороны, баланс власти между федеральным правительством и правительствами штатов зависит от политических, законодательных и конституционных факторов. Политически штаты куда сильнее, чем это предполагается их слабым конституционным статусом. Попытки федерального правительства навязать свою волю тем или иным штатам не получают поддержки среди избирателей, и в политическом смысле такую ситуацию следует рассматривать как сдерживающий фактор для амбиций политиков общефедерального масштаба и как потенциальный инструмент политического торга для местной властной элиты.

Федеративная система сосуществует с парламентскими институтами. В 19 в. колонии позаимствовали британскую парламентскую модель, которая сохранилась и в 20 в., когда они обрели статус самоуправляемых штатов. Национальное законодательное собрание (парламент) состоит из двух палат: палаты представителей, где партия большинства формирует правительство, и сената, в котором каждому штату принадлежит равное число мест.

Исполнительная власть. Главой государства в Австралии номинально является британский монарх, чьи полномочия формально делегируются генерал-губернатору, назначаемому монархом по представлению австралийского правительства. Согласно строгому правилу, лежащему в основе парламентской системы, этот номинальный глава государства волен действовать лишь с ведома правительства, в частности – премьер-министра.

Премьер-министр по традиции является лидером партии большинства или коалиции в палате представителей. Другие министры избираются из членов обеих палат парламента, причем большинство из них являются членами нижней палаты. Законодательно устанавливается максимальное число министров. По состоянию на конец 1998, коалиционное правительство Джона Говарда насчитывает максимальное число членов, предусмотренное текущим законодательством (30 чел.). По традиции, принятой обеими крупнейшими партиями страны, премьер-министр и «старшие» министры (в нынешнем правительстве их насчитывается 16) формируют кабинет, остальные же («внешние министры») лишь участвуют в дискуссиях кабинета при рассмотрении дел, входящих в их непосредственную компетенцию.

Возглавляемый премьер-министром кабинет является основой правительства. Он определяет стратегические, политические и законодательные приоритеты правительства, учитывая политические возможности, определяемые политической платформой партии, находясь в тесном взаимодействии с сенатом и в соответствии с рекомендациями государственных чиновников, а также сообразуясь с общественным мнением, которое формируется и отражается в средствах массовой информации. Министры разрабатывают политику и осуществляют руководство конкретными министерствами и ведомствами федерального уровня, впрочем в ряде случаев функции «старших» и «младших» министров дублируются.

Министерства и ведомства укомплектовываются служащими независимо от их партийной принадлежности. В 1980–1990-е годы были проведены глубокие структурные и управленческие реформы, направленные на повышение эффективности и прозрачности работы бюрократии. Ряд министерств, в силу их важной координирующей роли и высокого престижа, считаются более значимыми, нежели другие. Канцелярия премьер-министра и кабинета играет ключевую роль в координации политической стратегии, вырабатывая рекомендации премьер-министру и осуществляя административное обеспечение работы кабинета. Казначейство формирует экономическую политику страны. Министерство финансов контролирует расходы всех министерств и координирует составление ежегодного бюджета.

Существует ряд важнейших ведомств, которые формально не входят в структуру государственных учреждений, обладая в той или иной мере финансовой и политической самостоятельностью. Среди наиболее значимых – Австралийская почта, Телстра (телекоммуникационное ведомство, чья прежнее монопольное положение было нарушено после частичной приватизации, проведенной правительством Говарда) и Австралийская телерадиовещательная комиссия (осуществляет государственное теле- и радиовещание в условиях конкуренции с частными телерадиосетями).

назад   дальше



АВСТРАЛИЯ
ПРИРОДА
СТРОЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ
Геологическая история
Природные районы
Западное плато
Горы Восточной Австралии
Центральные низменности
ВОДЫ
Реки
Озера
Подземные воды
КЛИМАТ
Циркуляция атмосферы
Осадки
Температуры
ПОЧВЫ
ФЛОРА
Экология
1. Среднее годовое количество осадков менее 125 мм
2. Среднее годовое количество осадков 125–250 мм
3. Среднее годовое количество осадков 250–500 мм
4. Среднее годовое количество осадков 500–750 мм
5. Среднее годовое количество осадков 750–1250 мм
6. Среднее годовое количество осадков свыше 1250 мм
Флористический анализ
Антарктический элемент
Индо-меланезийский элемент
Австралийский элемент
ФАУНА
Млекопитающие
Птицы
Рептилии
Амфибии
Рыбы
Беспозвоночные
НАРОД И ОБЩЕСТВО
Население
Коренные жители
Иммиграция
Религиозный состав
Городские территории
Общественные отношения
Социальное обеспечение
Здравоохранение
Общественные и профессиональные организации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Конституционные основы государственного устройства
Исполнительная власть
Законодательная власть
Взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти
Судебная власть
Споры о республике
Региональные органы власти и местное самоуправление
Избирательная система
Партийная система
Избиратели
Либеральная партия
Австралийская лейбористская партия (АЛП)
Национальная партия
Австралийские демократы
Единая нация
Внешняя политика
Оборона
ЭКОНОМИКА
Экономическая история
Современное экономическое положение
Самодеятельное население
Энергетика
Транспорт
Морские перевозки
Железные дороги
Автомобильные дороги
Воздушный транспорт
Сельское хозяйство
Овцеводство
Мясное животноводство
Молочное животноводство
Прочие отрасли животноводства
Растениеводство
Обрабатывающая промышленность
Горнодобывающая промышленность
Лесное хозяйство
Рыбное хозяйство
Туризм
Внешняя торговля
Денежное обращение и банковское дело
Государственные финансы
Система налогообложения
Распределение налоговых поступлений
КУЛЬТУРА
Образование
Попечительство и финансирование искусства
Фестивали искусств
Литература
Поэзия
Романы
Новеллы
Драматургия
Исполнительское искусство
Театр
Опера
Балет и хореография
Кинематография
Классическая музыка
Поп-музыка
Изобразительное искусство
Архитектура
Музеи и библиотеки
Наука
Издательская деятельность
Радиовещание
Спорт
Праздники и обычаи
ИСТОРИЯ
Ранние исследования
Заселение Нового Южного Уэльса
Администрация Нового Южного Уэльса
Дальнейшие исследования
Золотая лихорадка 1850-х годов
Развитие демократии
Землепользование
Рабочее движение
Протекционизм
Создание Австралийского Союза
Первые годы существования союза
Внешняя политика и оборона
Развитие экономики
Иммиграционная политика
Первая мировая война
Межвоенный период
Лейбористское правительство
Международные отношения
Вторая мировая война
Послевоенный период
1950–1960-е годы
1970-е годы
1980-е годы
1990-е годы
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!