Вывести на печать

Местное управление. Территория Франции разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну. Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости. В марте 1982 была проведена основная реорганизация учреждений местного управления, в результате которой существенно укрепилась местная автономия и уменьшился контроль со стороны правительства страны.

Первые шаги к децентрализации были предприняты в 1956. Тогда департаменты были сгруппированы в 21 регион (или планово-экономические районы) для того, чтобы облегчить экономическое планирование и развитие на местном уровне. Эти регионы приблизительно соответствовали историческим областям Франции. Париж и прилегающие департаменты были выделены в один регион в 1976. Каждый регион управляется выборным региональным советом, который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом, надзирает за деятельностью Регионального совета, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и руководит учреждениями национального правительства в регионе. До марта 1982 каждый регион управлялся региональным префектом, которого назначало национальное правительство и которому помогал консультативный региональный совет.

Каждый департамент управляется генеральным советом. Этот совет избирается сроком на шесть лет прямым всеобщим голосованием – по одному представителю от каждого кантона. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделен полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна. До 1982 каждый департамент управлялся префектом, назначавшимся национальным правительством, при помощи генерального совета, имевшего ограниченные полномочия. Префект имел широкую власть в пределах департамента и, будучи представителем государства, играл ключевую роль при принятии решений общенациональным правительством.

Коммуны – важные единицы местного управления. Каждая из них управляется коммунальным (муниципальным) советом, избираемым прямым голосованием, и мэром, который избирается членами этого совета. Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера. Сам мэр разрабатывает проект бюджета. Ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований. До 1982 контролем за делами коммуны больше занимался префект департамента.

Париж как столица и место пребывания основных государственных учреждений раньше управлялся по специальной системе, обеспечивающей строгий контроль со стороны правительства. Должности мэра не существовало, городом управляли префект Парижа и префект полиции, которые назначались правительством. Однако по закону от 1975 Париж с 1977 стал департаментом, управляемым так же, как и остальные департаменты, за исключением того, что за полицейскими функциями продолжал надзирать префект полиции, назначаемый правительством. Муниципальная власть в Париже устроена так же, как и в других городах Франции, и возглавляется мэром, избираемым Советом Парижа. Город разделен на 20 округов, в каждом из которых также имеются мэр и районный совет.

(44.31 Кб) (37.96 Кб)

Политические партии. Как во времена Третьей республики до Второй мировой войны, так и во времена Четвертой республики с 1946 по 1958 крупнейшие партии (исключение составляла лишь Французская коммунистическая партия – ФКП) являлись широкими, внутренне неоднородными коалициями. Они объединялись вокруг авторитетных политиков и представляли интересы местных и региональных блоков избирателей. Имелось также большое число мелких партий, особенно на правом фланге. Правительства, как правило, формировались на основе коалиции нескольких партий.

В начальный период существования Третьей республики на первый план вышли три основные политические коалиции, или партии. Социалистическая партия была господствующей политической силой левого толка и выступала за революционные преобразования, в частности национализацию промышленности. На практике она делала особый упор на антиклерикализм, антимилитаризм (исключая времена Первой мировой войны) и радикальные социальные реформы. В 1920 от Социалистической партии откололось левое крыло – Французская коммунистическая партия, являвшаяся секцией Коммунистического Интернационала.

Центристски и умеренно настроенные левые входили в партию радикалов и радикал-социалистов. В ее рядах состояли люди свободных профессий, мелкие бизнесмены, интеллигенция (главным образом школьные учителя) и некоторые крестьяне.

Основные группы консерваторов – католики, националисты, сторонники авторитарной власти и монархисты – сформировали в период с 1901 по 1939 сильную парламентскую коалицию, названную Демократическим альянсом. Его сторонники имели влияние в таких сельских и католических районах, как Нормандия, Бретань, а после 1918 – в Эльзасе и Лотарингии.

После Второй мировой войны ФКП стала ведущей политической силой левого фланга, ее престиж значительно вырос благодаря активной роли коммунистов в движении Сопротивления. На смену правым партиям пришли христианско-демократическое Народно-республиканское движение (МРП) и партия сторонников генерала де Голля – Объединение французского народа (РПФ). ФКП и РПФ представляли более трети электората. Однако они не вступали в коалиции с другими политическими объединениями. Остальные партии – от социалистов на левом крыле до «независимых» на правом – формировали нестабильные, часто сменявшие друг друга коалиции.

Серьезный политический кризис, вызванный войной в Алжире, привел к установлению в 1958 Пятой республики во главе с генералом Ш. де Голлем. Его сторонники сразу после утверждения новой конституции объединились в партию Союз за новую республику (ЮНР). На первых же парламентских выборах Пятой республики ЮНР занял ведущее место в Национальном собрании.

В 1967, когда состоялись третьи выборы Пятой республики, голлисты, партия которых была переименована в Союз демократов за республику (ЮДР), и их союзники, партия «независимых республиканцев», получили большинство в Национальном собрании.

В июне 1968, вслед за студенческими волнениями и всеобщей забастовкой, состоялись новые выборы. На них голлисты, выступившие под маркой «партии порядка», одержали полную победу. На парламентских выборах 1973 голлисты с союзниками («независимыми республиканцами» и центристами) получили только незначительное большинство голосов. На президентских выборах 1974, последовавших после смерти президента Помпиду, голлисты не смогли выступить единым фронтом, и их официальный кандидат в первом туре выборов вышел на третье место. Во втором туре кандидат «независимых республиканцев» Валери Жискар д'Эстен с небольшим перевесом победил социалиста Франсуа Миттерана.

Накануне парламентских выборов 1978 союз левых сил распался. В результате победу одержали правящие партии – голлисты, партия которых стала называться Объединением в поддержку Республики (ОПР), республиканцы и центристы, объединившиеся в Союз за французскую демократию (ЮДФ). Однако в 1981 левые добились успеха. На президентских выборах в мае Ф.Миттеран победил Жискар д'Эстена. Последовавшие в июне парламентские выборы принесли социалистам абсолютное большинство голосов.

Следующие парламентские выборы 1986 привели к победе правых. ОПР и ЮДФ получили незначительное большинство в Национальном собрании. Премьер-министром стал лидер голлистов Жак Ширак. Социалисты оставались самой большой единой партией. Влияние коммунистов значительно уменьшилось. На крайне правом фланге широкую поддержку получил Национальный фронт.

Период «сосуществования» Миттерана и Ширака значительно усилил авторитет социалистов, и в мае 1988 Миттеран был переизбран на пост президента. На парламентских выборах в следующем месяце социалисты опять получили большинство. Новым премьер-министром был назначен социалист Мишель Рокар.

В мае 1991 правительство Рокара ушло в отставку. Следующим премьер-министром была назначена Эдит Крессон, кабинет которой оставался у власти до апреля 1992. На посту премьера Крессон сменил Пьер Береговуа. В марте 1993 на новых парламентских выборах победу вновь одержали правые партии. Новым премьер-министром стал представитель ОПР Эдуар Балладюр. В 1995 как Балладюр, так и Ширак выставили свои кандидатуры на пост президента. В первом туре голосования Ширак опережал Балладюра, однако на первом месте оказался кандидат социалистов Лионель Жоспен. Во втором туре Ширак обошел Жоспена, набрал 52% голосов и стал пятым президентом Пятой республики. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Ален Жюппе.

Весной 1997 Ширак воспользовался своим правом роспуска Национального собрания и назначил внеочередные выборы, победу в которых одержали социалисты. Премьер-министром был назначен Лионель Жоспен.

назад   дальше



ФРАНЦИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Горы
Плато
Равнины
Реки
Климат
Растительность
Животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Этногенез
Язык и конфессиональный состав
Демография
Иностранцы
Географическое распределение населения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Государственное устройство
Президент
Премьер-министр и кабинет министров
Парламент
Местное управление
Париж
Политические партии
Правовая система
Французское Сообщество
ЭКОНОМИКА
Основные экономические районы
Занятость
Горнодобывающая промышленность
Энергетика
Каменный уголь
Нефть
Природный газ
Производство электроэнергии
Транспорт
Автомобильные и железные дороги
Внутренние водные пути
Морской транспорт
Воздушный транспорт
Телекоммуникации
Формы собственности и управление производством
Экономическое планирование
Сельское хозяйство
Лесное и рыбное хозяйство
Обрабатывающая промышленность
Ведущие отрасли промышленности
Строительство
Сфера обслуживания
Туризм
Внешняя торговля и платежи
Денежная и банковская системы
Государственный бюджет
ОБЩЕСТВО
Социальная структура
Труд
Положение иностранцев
Образ жизни и социальные проблемы
КУЛЬТУРА
Образование
Система образования
Литература и искусство
Телевидение и радио
Кино
Журналы и газеты
Спорт и праздники
ИСТОРИЯ
Завоевание Галлии римлянами
Распад Западной Римской империи
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФРАНЦИЯ
Галлия при Меровингах
Франция при Каролингах
Карл Великий
Преемники Карла Великого
Феодальная система
Франция при Капетингах
Усиление королевской власти
Филипп II Август
Людовик IX
Филипп IV Красивый
Экономический подъем при Капетингах
Развитие культуры
Короли династии Валуа
Столетняя война
Укрепление монархии
ФРАНЦИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Эпоха французского Ренессанса
Франциск I
Гражданские войны во Франции
Династия Бурбонов
Людовик ХIV
Упадок монархии
Людовик ХVI: прелюдия к революции
Великая Французская революция
Первая республика
Директория
Наполеон Бонапарт
Консульство
Империя
Реставрация
Июльская монархия
Революция 1848
Вторая республика
Вторая Империя
Третья республика
Общественная жизнь и политика в 1875–1914
Дело Дрейфуса и его последствия
Первая мировая война
Межвоенный период (1918–1939)
Вторая мировая война
Четвертая республика
Пятая республика
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!