Вывести на печать

Положение иностранцев. В 1990-е годы значительную группу во французском обществе составляли люди, родившиеся за границей. По данным переписи 1990, в стране проживало почти 4,2 млн. иностранцев (7,4% ее населения). В послевоенный период поток иммигрантов хлынул из бывших французских колоний Северной Африки, особенно из Алжира.

Образ жизни и социальные проблемы. В настоящее время тратится меньше денег на еду, одежду и домашнее хозяйство, в то же время возросли расходы на наем жилья, транспорт, путешествия и отдых. В период между 1970 и началом 1990-х годов в пять раз выросли цены на медицинские услуги. Ежегодные государственные расходы на здравоохранение в 1993 достигли 9% ВВП (самый высокий показатель для стран ЕС). Быстро растущие затраты создали бюджетный дефицит в системе социального обеспечения.

Суммарный рост пенсионных выплат также стал серьезной проблемой, так как средняя продолжительность жизни увеличилась и население страны постарело. В 1996 число лиц в возрасте 65 лет и старше составляло 15,2% населения (в 1970 – 12,8%). В 1991 правительство ввело новый налог для оплаты программы социального обеспечения – «общий социальный взнос».

Безработица превратилась в серьезную проблему 1980-х – 1990-х годах. В 1998 работы не имели более 3 млн. человек (11,8% трудоспособного населения). Безработица больнее ударила по женщинам, чем по мужчинам, в большей степени затронула иммигрантов, чем французов, молодежь по сравнению с людьми среднего возраста, и неквалифицированных рабочих. Существуют и региональные различия: самый высокий уровень безработицы в промышленном северном районе и на средиземноморском побережье.

В 1997 молодежь в возрасте до 25 лет составляла более 28% безработных, что было самым высоким показателем для Северо-Западной Европы. Правительство пыталось смягчить эту проблему, предлагая молодым людям краткосрочные контракты. Столкнувшись с проблемой поиска работы, многие молодые люди продлевали свое обучение, и 2,1 млн. студентов продолжали учиться в высших учебных заведениях в 1998. Движения протеста стали характерными для студентов университетов и других вузов.

Рост безработицы и числа уволенных в 1980-е годы совпал с возрождением такого явления, как бедность. «Новые бедные», составляющие, по оценкам, ок. 15% населения, – люди с низкими доходами или вовсе без них, часто бездомные. В 1985 комедийный актер М.Колюш создал т.н. «ресто дю кёр» («рестораны от сердца»), обслуживаемые добровольцами, где нуждающимся подавали три блюда. Даже после смерти Колюша в 1986 эта благотворительная деятельность продолжалась. Ежегодно обслуживалось почти 400 тыс. человек и бесплатно раздавалось более 27 млн. порций. В 1988 правительство ввело принцип гарантированного минимального дохода, выплачиваемого государством для помощи самым нуждающимся. Благодаря этим мерам помощь была оказана почти 600 тыс. семей.

Такие проблемы современного французского общества, как безработица, бедность, преступность и трудности интеграции иностранцев, затронули в основном крупные города, в частности Париж и Лион. В городских агломерациях жилищные проблемы были разрешены с помощью строительства в пригородах в 1960 – начале 1970-х годов многоэтажных домов для неимущих и бедноты. Часто в этих домах размещали и иммигрантов.

КУЛЬТУРА

Образование. В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что «нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования на всех уровнях должно быть обязанностью государства». Однако образование не является монополией государства. Наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, контролируемыми государством, имеются частные заведения, взимающие плату за обучение и обычно находящиеся в ведении частных или религиозных организаций. Для обеспечения стандартов обучения Министерство образования определяет содержание учебных курсов для всех студентов, желающих получить официальные дипломы независимо от того, где они проходят обучение. Наличие университетского диплома имеет значение для карьеры почти во всех профессиях. Даже работникам физического труда для получения работы желательно иметь документ о полном или незаконченном профессиональном образовании.

Система образования Франции, заложенная реформами Наполеона I в 1806 и 1808, возглавляется министром народного образования. Ему оказывают помощь директора управлений начального и среднего образования и несколько комитетов, состоящих из преподавателей и чиновников. Территория Франции поделена на 27 академий – учебных округов, каждый из которых обслуживает несколько департаментов. Во главе академий стоят ректоры, подчиняющиеся министру образования. Ректору подчинены инспекторы академий – высшие чиновники школьного ведомства в каждом департаменте, которые руководят на местах всеми делами начального и среднего образования.

Под влиянием студенческих волнений 1968, когда выдвигалось требование бльшей децентрализации системы высшего образования, было создано Министерство по делам университетов. Университеты претерпели радикальную реорганизацию: вместо прежнего объединения факультетов появились автономные многоотраслевые центры, состоящие из департаментов. Они управляются администрацией и представителями преподавателей и студентов, которые совместно определяют учебные и исследовательские направления и избирают деканов и президентов университетов. Большинство таких университетов было разделено на два-три самостоятельных университета. Крупнейший из них – Парижский университет – состоит из 13 университетов; три университета из их числа были образованы на базе Сорбонны.

В 1998 во Франции функционировали 77 государственных и 5 частных университетов. В 1966 при традиционных университетах было создано несколько специализированных технических институтов. В 1998 общее число государственных и частных высших учебных заведений, включая университеты, превысило 450. Особо выделяются специальные вузы (grandes coles), готовящие высшие административные кадры и специалистов высокой квалификации для промышленности, торговли, здравоохранения, армии, бизнеса, сельского хозяйства. Созданы коллежи университетского профиля (antennes universitaires), дающие специальное образование, в таких городах, как Блуа, Труа, Тарб, Бове и Байонна. В настоящее время примерно половина студентов происходит из низших и средних сословий и рабочей среды. Около 12% студентов – иностранцы из развивающихся стран. В 1991 правительство одобрило «План развития университетов до 2000» – программу, ориентированную на дальнейшее расширение сети университетов.

Посещение школ обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет. В начальной школе учатся дети в возрасте от 6 до 12 лет, а в средней – от 11 до 17–18 лет. В настоящее время среднее образование дается в неполной средней школе – «едином коллеже» (четырехгодичное обучение) и лицеях общего образования (срок обучения 3 года) либо профессионального образования (срок обучения 2–3 года, готовит квалифицированных рабочих). Число учащихся начальных школ по мере замедления темпов роста населения сокращается, а число учащихся средних школ увеличивается незначительно. Напротив, число студентов высших учебных заведений быстро растет, поскольку молодые люди ищут лучшие места для трудоустройства. В 1998 в начальных школах обучалось 3,9 млн. человек, в средних – 6 млн. и в высших учебных заведениях – 2,1 млн. Кроме того, сетью дошкольных учреждений, т.н. материнских школ, охвачено 2,4 млн. детей в возрасте от 2 до 6 лет.

Уникальное положение занимает Коллеж де Франс, основанный в 1530 королем Франциском I. В нем читают лекции выдающиеся французские и зарубежные ученые. Особо выделяется Французская Академия, учрежденная в 1635 Людовиком XIII. В ее состав входят 40 наиболее выдающихся ученых, т.н. «бессмертные». Основные задачи Академии – выработка норм французского языка, издание стандартной грамматики и словаря французского языка.

назад   дальше



ФРАНЦИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Горы
Плато
Равнины
Реки
Климат
Растительность
Животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Этногенез
Язык и конфессиональный состав
Демография
Иностранцы
Географическое распределение населения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Государственное устройство
Президент
Премьер-министр и кабинет министров
Парламент
Местное управление
Париж
Политические партии
Правовая система
Французское Сообщество
ЭКОНОМИКА
Основные экономические районы
Занятость
Горнодобывающая промышленность
Энергетика
Каменный уголь
Нефть
Природный газ
Производство электроэнергии
Транспорт
Автомобильные и железные дороги
Внутренние водные пути
Морской транспорт
Воздушный транспорт
Телекоммуникации
Формы собственности и управление производством
Экономическое планирование
Сельское хозяйство
Лесное и рыбное хозяйство
Обрабатывающая промышленность
Ведущие отрасли промышленности
Строительство
Сфера обслуживания
Туризм
Внешняя торговля и платежи
Денежная и банковская системы
Государственный бюджет
ОБЩЕСТВО
Социальная структура
Труд
Положение иностранцев
Образ жизни и социальные проблемы
КУЛЬТУРА
Образование
Система образования
Литература и искусство
Телевидение и радио
Кино
Журналы и газеты
Спорт и праздники
ИСТОРИЯ
Завоевание Галлии римлянами
Распад Западной Римской империи
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФРАНЦИЯ
Галлия при Меровингах
Франция при Каролингах
Карл Великий
Преемники Карла Великого
Феодальная система
Франция при Капетингах
Усиление королевской власти
Филипп II Август
Людовик IX
Филипп IV Красивый
Экономический подъем при Капетингах
Развитие культуры
Короли династии Валуа
Столетняя война
Укрепление монархии
ФРАНЦИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Эпоха французского Ренессанса
Франциск I
Гражданские войны во Франции
Династия Бурбонов
Людовик ХIV
Упадок монархии
Людовик ХVI: прелюдия к революции
Великая Французская революция
Первая республика
Директория
Наполеон Бонапарт
Консульство
Империя
Реставрация
Июльская монархия
Революция 1848
Вторая республика
Вторая Империя
Третья республика
Общественная жизнь и политика в 1875–1914
Дело Дрейфуса и его последствия
Первая мировая война
Межвоенный период (1918–1939)
Вторая мировая война
Четвертая республика
Пятая республика
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
24/06/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!