Вывести на печать

Последствия преобразований. Процесс экономических, социальных и политических преобразований был неравномерным и встречал значительное противодействие. В большинстве случаев власти существенно ограничивали влияние религии на образование, право и судебную систему, что порождало конфликты; подчас реакция проявлялась в возрождении влияния религии, как, например, в Иране начиная с 1978. Турция и в меньшей степени Египет секуляризировали свои судебные системы и передали контроль над образованием светским школам и университетам. Религиозные власти Каирского университета и мечети аль-Азхар, которые раньше считались высшим правовым авторитетом для мусульман-суннитов, теперь занимают во многом подчиненное положение по отношению к светской власти Египта. Судебная система Йемена основана на мусульманском праве (шариате), но не сводится к нему. Ирак и Сирия сделали крупные шаги к секуляризации судебной системы, хотя определенные категории дел до сих пор остаются в юрисдикции мусульманского права.

Институт семьи на Ближнем и Среднем Востоке также претерпел изменения. Расширение доступа к образованию и экономическое развитие дали возможность получить профессию и найти работу вне родственной группы, снизилось значение семьи и как гаранта благосостояния. К тому же модернизация аппарата управления привела к ослаблению родственных связей как главного фактора, гарантировавшего определенный социальный и политический статус. В нарушение другой традиции Ближнего и Среднего Востока теперь не редкость, когда женщины работают на ответственных должностях, учатся в университетах и даже ищут работу за границей.

В Египте, Ираке, Сирии, Турции и других странах наиболее активными проводниками политических и социальных реформ оказались военные и правительственные чиновники. В результате преобразований власть перешла от малочисленной и могущественной олигархии к растущему среднему классу управленцев, а контроль над основными экономическими ресурсами – к правительственной бюрократии.

Образование и средства массовой информации. Уровень грамотности взрослого населения стран Ближнего и Среднего Востока колеблется от примерно 95% в Израиле, 80% в Турции и 70% в Иране и Сирии до 60% в Саудовской Аравии и 40% в Йемене. Для повышения уровня грамотности реализуются планы подготовки учителей и строительства школ – ключевые элементы программ развития региона. Однако становление более или менее приемлемой системы образования идет медленно и с трудом. В большинстве стран высокий процент детей посещает начальные школы, но лишь немногие из них продолжают образование в средней школе. Для большинства населения радио и телевидение, находящиеся под государственным контролем, являются основным источником информации и развлечений. Газет много, но все они выходят малым тиражом. Пресса служит важным средством воздействия на политически активную часть населения, как, например, в Египте и Турции, где развита журналистика.

НОВАЯ ИСТОРИЯ

От экспедиции Наполеона до смещения хедива Исмаила (1798–1879). В 18 в. ослабление Османской и Персидской империй (как и империи Великих Моголов в Индии) совпало с наращиванием усилий Великобритании, Франции и России по коренному изменению соотношения сил на Ближнем и Среднем Востоке в пользу европейских держав. Оккупация Россией Бейрута в 1773 послужила прелюдией к завоеванию Египта французским экспедиционным корпусом под командованием Наполеона и трехгодичной оккупации страны Францией (1789–1801). В конце концов Франция была вынуждена вывести войска под давлением коалиции из британского военного флота и сухопутных сил Османской империи. Точно так же попытка двух правителей в Египте и Ливане добиться независимости от Османской империи в 1770–1773 стала прелюдией той частичной независимости, которой удалось достичь двум пашам (правителям) Багдада и Мосула (ок. 1780–1831) и Мухаммеду Али, командующему албанскими войсками, который объявил себя пашой и правил Египтом с 1805 по 1849.

Мухаммед Али – основатель современного Египта. Не один Мухаммед Али усвоил уроки французской экспедиции. Не был он одинок и в стремлении воспользоваться достижениями Запада, использовав знания специалистов. Османские султаны-реформаторы Селим III (1789-1807) и Махмуд II (1808–1839) пытались направить Османскую империю на путь модернизации. Но в Стамбуле намерения султанов в большей мере сдерживались консервативными институтами Османской империи, нежели деятельность их номинального вассала Мухаммеда Али, который стремился превратить египетских шейхов и крестьян в инструмент исполнения собственной воли. Вторгнувшись на Аравийский п-ов, в Судан и Грецию как верный слуга султана, Мухаммед Али без колебаний послал войска для завоевания целых провинций Османской империи (Палестины, Сирии, Киликии), а его сын Ибрахим угрожал безопасности султана в самом Стамбуле. Однако территориальные приобретения Мухаммеда Али во время первой сирийской кампании (1831–1833) навлекли на него подозрения министра иностранных дел Великобритании лорда Пальмерстона, опасавшегося распада Османской империи, от которого выиграла бы Франция в восточном Средиземноморье и Россия на Балканах и Черном море. В 1839 попытка султана Махмуда II отвоевать Сирию окончилась полным провалом, и османский флот перешел на сторону Мухаммеда Али. Последний пользовался активной поддержкой французского премьер-министра Адольфа Тьера, который надеялся использовать Али в качестве замены Наполеону как политика, который мог бы способствовать расширению сферы влияния Франции. Эта стратегия провалилась, когда Пальмерстон создал коалицию европейских держав против Франции и Мухаммеда Али. В 1840 коалиция вынудила Ибрахима вывести свои силы из Сирии и Палестины. Мухаммед Али, которому к тому времени исполнился 71 год, вынужден был довольствоваться переходом в его наследственное правление Египта и Судана, хотя юридически они продолжали считаться провинциями Османской империи. Мухаммед Али вывел Египет из застоя, и поэтому многие считают его основателем современного Египта.

назад   дальше



БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
ПРИРОДНАЯ СРЕДА
Рельеф
Климат
Почвы и растительность
Воздействие окружающей среды на здоровье человека
Водообеспечение
Опасность засоления почвы
Ресурсы полезных ископаемых
Другие полезные ископаемые
Региональные различия
Долины Нила и Тигра – Евфрата
Иран и Турция
Левант
НАСЕЛЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РАЗВИТИЕ
Введение
Экономические ресурсы
Сельскохозяйственные ресурсы
Нефть
Население, трудовые ресурсы и занятость
Ресурсопотоки: внутренняя и внешняя торговля
Модели экономического развития
Путь развития нефтяных стран с небольшим населением
Особенности развития нефтяных стран с большим населением
Особенности развития стран, не имеющих высоких доходов от нефти
Выводы
ОБЩЕСТВО
Социальные группы
Родственные связи
Религиозные объединения
Языковые группы
Профессиональные объединения
Образ жизни
Кочевое скотоводство
Земледелие
Города
Социальные и культурные изменения
Факторы перемен
Последствия преобразований
Образование и средства массовой информации
НОВАЯ ИСТОРИЯ
От экспедиции Наполеона до смещения хедива Исмаила (1798–1879)
Мухаммед Али – основатель современного Египта
Ливан и Сирия
Цена европеизации
От смещения хедива Исмаила до крушения Османской империи
Британская оккупация Египта
Правление лорда Кромера в Египте
Влияние Франции и Германии
Введение конституции в Иране
Младотурецкая революция
Окончательный распад Османской империи
От крушения Османской империи до окончания Второй мировой войны
Великобритания и арабское национальное движение
Французская подмандатная территория
Создание Турецкой Республики
Англо-иранское соглашение
Временное равновесие (1927–1935)
Итальянская интервенция
Политика Великобритании в палестинском вопросе
Вторая мировая война
Англо-советское вторжение в Иран
Британское давление на Египет
Экономика военного времени на Ближнем и Среднем Востоке
Независимость Сирии и Ливана
Турция и Иран
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Иран и доктрина Трумэна
Арабо-израильская война 1947–1949
Иранский нефтяной кризис
Национальное движение в арабском мире
Египет и арабское национальное движение
Доктрина Эйзенхауэра
Объединенная Арабская Республика
Война в Йемене
ОПЕК
Палестинское движение
Июньская война 1967
Нефтяной фактор после 1967
Октябрьская война 1973
Кемп-Дэвидские соглашения
Гражданская война в Ливане
Иранская революция
Ирано-иракская война
Палестинская интифада
Война в Персидском заливе (1990–1991)
Соглашения в Осло
Послевоенный Ирак
Исламский фундаментализм
Террор и переворот в Алжире
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!