Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Последствия преобразований. Процесс экономических, социальных и политических преобразований был неравномерным и встречал значительное противодействие. В большинстве случаев власти существенно ограничивали влияние религии на образование, право и судебную систему, что порождало конфликты; подчас реакция проявлялась в возрождении влияния религии, как, например, в Иране начиная с 1978. Турция и в меньшей степени Египет секуляризировали свои судебные системы и передали контроль над образованием светским школам и университетам. Религиозные власти Каирского университета и мечети аль-Азхар, которые раньше считались высшим правовым авторитетом для мусульман-суннитов, теперь занимают во многом подчиненное положение по отношению к светской власти Египта. Судебная система Йемена основана на мусульманском праве (шариате), но не сводится к нему. Ирак и Сирия сделали крупные шаги к секуляризации судебной системы, хотя определенные категории дел до сих пор остаются в юрисдикции мусульманского права. Институт семьи на Ближнем и Среднем Востоке также претерпел изменения. Расширение доступа к образованию и экономическое развитие дали возможность получить профессию и найти работу вне родственной группы, снизилось значение семьи и как гаранта благосостояния. К тому же модернизация аппарата управления привела к ослаблению родственных связей как главного фактора, гарантировавшего определенный социальный и политический статус. В нарушение другой традиции Ближнего и Среднего Востока теперь не редкость, когда женщины работают на ответственных должностях, учатся в университетах и даже ищут работу за границей. В Египте, Ираке, Сирии, Турции и других странах наиболее активными проводниками политических и социальных реформ оказались военные и правительственные чиновники. В результате преобразований власть перешла от малочисленной и могущественной олигархии к растущему среднему классу управленцев, а контроль над основными экономическими ресурсами к правительственной бюрократии. Образование и средства массовой информации. Уровень грамотности взрослого населения стран Ближнего и Среднего Востока колеблется от примерно 95% в Израиле, 80% в Турции и 70% в Иране и Сирии до 60% в Саудовской Аравии и 40% в Йемене. Для повышения уровня грамотности реализуются планы подготовки учителей и строительства школ ключевые элементы программ развития региона. Однако становление более или менее приемлемой системы образования идет медленно и с трудом. В большинстве стран высокий процент детей посещает начальные школы, но лишь немногие из них продолжают образование в средней школе. Для большинства населения радио и телевидение, находящиеся под государственным контролем, являются основным источником информации и развлечений. Газет много, но все они выходят малым тиражом. Пресса служит важным средством воздействия на политически активную часть населения, как, например, в Египте и Турции, где развита журналистика. |
|