Вывести на печать

Профессиональные объединения. Профессия человека может служить основой для определения его социального статуса и принадлежности к определенной группе как в традиционном, так и в современном обществе. Издавна сложились значительные социальные, политические и экономические различия между сельскими скотоводами и земледельцами и жителями городов. На Ближнем и Среднем Востоке развито разделение труда, каждого ремесленника или купца принято считать специалистом в определенной сфере производственной деятельности. Кроме того, во многих районах прочно укоренилось разделение труда по этническому признаку. Например, в некоторых местностях Ирана азербайджанские турки являются почти полными монополистами в автосервисе и перевозках грузов на дальние расстояния. Подобную этническую специализацию легко обнаружить в традиционных городских ремеслах и торговле. Профессии часто переходят по наследству, поскольку родственные связи обеспечивают наиболее надежную базу для реализации экономических возможностей.

Современные формы профессиональных объединений заменяют или по крайней мере изменяют традиционную ориентацию работников на семью в таких странах, как Турция и Египет. В Израиле профессиональные объединения организованы по западному образцу. Однако независимый тред-юнионизм американского образца не получил распространение даже в Израиле, поскольку его крупнейшая профсоюзная организация Гистадрут традиционно охватывала большую часть занятых в экономике. Потребности экономического развития и необходимость централизованного политического контроля породили ситуацию, когда профсоюзные организации были созданы правительствами и превратились в проводников их политики. Даже возникшие без участия правительства профсоюзы, такие как в Египте, перешли под строгий контроль государства.

В результате земельной реформы в Египте, Ираке, Иордании и Сирии крестьяне были вовлечены в сельскохозяйственные организации. В Египте, например, крестьянин получал землю при условии, что он будет обрабатывать ее как член местного кооператива, т.е. под руководством представителя национального правительства. Таким образом, кооператив становился инструментом для выполнения двоякой задачи: улучшить положение конкретного производителя и поставить под государственный контроль сельскохозяйственное производство.

Образ жизни. Кочевое скотоводство. Кочевники, занимающие наименее пригодные для земледелия земли, составляют менее 1% населения Ближнего и Среднего Востока. В Саудовской Аравии их доля доходит до 5%, в Турции их почти нет. Почитание семьи, личная честь, гостеприимство – основные нравственные ценности кочевых племен. Родственные группы скотоводов остаются хранителями и носителями идеалов, которые ценят земледельцы и жители городов. Современное скотоводство во многих районах является высокотоварным и механизированным.

Мобильным, вооруженным и проживающим в труднодоступной местности скотоводам-кочевникам в прошлом нередко удавалось сохранить независимость от центральной и местной городской власти, а когда та была слабой, они совершали удачные набеги на оседлое население. Однако современное оружие сделало кочевников уязвимыми в пустыне и в горах. Сирийские племена пасут свой скот там, где им укажет правительство, и племена Саудовской Аравии в случае восстания не смогли бы успешно противостоять королевской армии. Но такие племена до сих пор могут играть значительную роль в массовых волнениях гражданского населения, пример – активность племени шаммар в Ираке после революции 1958 и некоторых иранских племен после 1978.

Земледелие. Примерно половина населения Ближнего и Среднего Востока напрямую связана с земледелием. Деревня обычно представляет собой компактно застроенное поселение, насчитывающее в среднем 50–60 домов. В дельте Нила поселения, которые в административных целях до сих пор именуются деревнями, могут иметь более 15 тыс. жителей, однако в других частях Ближнего и Среднего Востока такие крупные поселения считаются поселками или городами. В сельских домах, как правило, живет больше людей, чем в городских, в среднем около восьми человек, чаще всего там проживают большие семьи. Во многих странах взрослые мужчины уезжают в город или за границу на заработки, поэтому вести домашнее хозяйство и работать в поле приходится женщинам.

Главные общественные здания деревни – мечеть и построенная на государственные средства школа. В большинстве деревень есть одна или несколько лавок, в которых продаются основные продукты питания, керосин, нехитрый набор одежды и предметов гигиены. Как правило, имеется чайная, где люди собираются на досуге. Из числа местных жителей правительство обычно назначает деревенского старосту, совещательным органом при нем является совет старейшин. Староста занимается урегулированием внутренних конфликтов и ведет дела с властями. Модернизация деревни обычно заключается в ее соединении с современной сетью дорог, электрификации и обеспечении школы учителями. В каждой стране Ближнего и Среднего Востока имеются программы по ликвидации неграмотности в деревне, приняты законы, требующие обеспечения минимального уровня образования для всех детей.

назад   дальше



БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
ПРИРОДНАЯ СРЕДА
Рельеф
Климат
Почвы и растительность
Воздействие окружающей среды на здоровье человека
Водообеспечение
Опасность засоления почвы
Ресурсы полезных ископаемых
Другие полезные ископаемые
Региональные различия
Долины Нила и Тигра – Евфрата
Иран и Турция
Левант
НАСЕЛЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РАЗВИТИЕ
Введение
Экономические ресурсы
Сельскохозяйственные ресурсы
Нефть
Население, трудовые ресурсы и занятость
Ресурсопотоки: внутренняя и внешняя торговля
Модели экономического развития
Путь развития нефтяных стран с небольшим населением
Особенности развития нефтяных стран с большим населением
Особенности развития стран, не имеющих высоких доходов от нефти
Выводы
ОБЩЕСТВО
Социальные группы
Родственные связи
Религиозные объединения
Языковые группы
Профессиональные объединения
Образ жизни
Кочевое скотоводство
Земледелие
Города
Социальные и культурные изменения
Факторы перемен
Последствия преобразований
Образование и средства массовой информации
НОВАЯ ИСТОРИЯ
От экспедиции Наполеона до смещения хедива Исмаила (1798–1879)
Мухаммед Али – основатель современного Египта
Ливан и Сирия
Цена европеизации
От смещения хедива Исмаила до крушения Османской империи
Британская оккупация Египта
Правление лорда Кромера в Египте
Влияние Франции и Германии
Введение конституции в Иране
Младотурецкая революция
Окончательный распад Османской империи
От крушения Османской империи до окончания Второй мировой войны
Великобритания и арабское национальное движение
Французская подмандатная территория
Создание Турецкой Республики
Англо-иранское соглашение
Временное равновесие (1927–1935)
Итальянская интервенция
Политика Великобритании в палестинском вопросе
Вторая мировая война
Англо-советское вторжение в Иран
Британское давление на Египет
Экономика военного времени на Ближнем и Среднем Востоке
Независимость Сирии и Ливана
Турция и Иран
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Иран и доктрина Трумэна
Арабо-израильская война 1947–1949
Иранский нефтяной кризис
Национальное движение в арабском мире
Египет и арабское национальное движение
Доктрина Эйзенхауэра
Объединенная Арабская Республика
Война в Йемене
ОПЕК
Палестинское движение
Июньская война 1967
Нефтяной фактор после 1967
Октябрьская война 1973
Кемп-Дэвидские соглашения
Гражданская война в Ливане
Иранская революция
Ирано-иракская война
Палестинская интифада
Война в Персидском заливе (1990–1991)
Соглашения в Осло
Послевоенный Ирак
Исламский фундаментализм
Террор и переворот в Алжире
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!