Вывести на печать

Родственные связи. Как у мусульман, так и у немусульман счет родства ведется по мужской линии, по ней же выделяются семейные и фамильные группы с различной степенью интегрированности их членов. Самая малочисленная группа – семья, члены которой живут вместе. Более крупными образованиями, где взаимная поддержка и тесное взаимодействие слабее, чем в семье, являются большая семья, род или клан и племя. Во многих отношениях понятие этнической принадлежности – продолжение того же принципа. В обществах Ближнего и Среднего Востока этническую и первоначальную социальную принадлежность человек наследует от отца.

Семья, состоящая из мужа, жены и детей, является основой общности родственников и базовой ячейкой экономической взаимопомощи. Члены этой общности могут занимать отдельное жилище и в экономическом смысле полагаться только на собственные силы, а могут вести совместное хозяйство и жить под одной крышей с ближайшими родственниками из большой семьи. Большая семья состоит из семей-ячеек, объединенных родственными связями по мужской линии между отцами и детьми и между братьями и сестрами. Так, большая семья может состоять из мужа и жены, их неженатых детей, женатых сыновей с их женами и незамужнего и неженатого потомства от этих браков. Последняя перепись населения в Турции показала, что почти в каждом четвертом сельском доме и в каждом седьмом городском доме проживают две и более родственные семьи. В менее промышленно развитых районах эти показатели могут быть выше.

Поскольку обычно новобрачные поселяются в деревне в доме родителей мужа, большая семья проживает компактно и является эффективной структурой для экономического, социального и политического взаимодействия. На большей части Ближнего и Среднего Востока сложилась традиция, которая сохраняется и в наши дни: именно большая семья, а не общество в целом предоставляет личности экономическую и социальную защищенность. Взаимные обязательства внутри большой семьи обеспечивают ее членам по меньшей мере прожиточный минимум за счет общих запасов, а при возможности открывают доступ к экономическим ресурсам, таким, как работа, наследство, земля или домашние животные. Принадлежность к определенной родственной группе определяет социальный статус человека. Характерная забота о чести семьи – необходимость, от этого зависят положение и репутация каждого члена данной родственной группы. В политической сфере личность защищена родственниками от внешних опасностей. В случае нанесения кому-либо тяжелого оскорбления или крупного ущерба все родственники-мужчины связаны обязанностью мести.

Пользуясь такой помощью и поддержкой, человек, в свою очередь, несет высокую степень ответственности перед родственниками. Объединение родственников (по крайней мере номинально) управляется старшими членами мужского рода, власть семьи может распространяться на различные стороны жизни человека, включая выбор супруга при вступлении в брак и контроль за поведением в обществе.

Разрешенная исламом полигамия запрещена законом в Турции и во многих других странах Ближнего и Среднего Востока. Нигде в регионе доля полигамных браков не превышает 10%. В разных регионах и у разных социальных классов брачные обычаи имеют свои особенности, однако их объединяет то, что браки заключаются между близкими родственниками. Браки между родственниками по мужской линии поощряются в арабоязычных странах и в значительной мере в Турции и Иране.

Следующим, более крупным объединением является род или клан. Это расширенная большая семья с более древней генеалогией, его члены ведут свое происхождение от некоего древнего знаменитого предка. Род обычно считается составной частью племени. Он может делиться на подроды, членов которых объединяет происхождение от общего предка, жившего в более поздние времена, чем предок рода. Как и в большой семье, члены рода несут взаимные, хотя и менее значительные экономические, социальные и политические обязательства. Принадлежность индивидуума к роду не столь важна для удовлетворения его насущных нужд, как принадлежность к семье, поскольку род крупнее и его члены нередко живут далеко друг от друга. Жители городов не придают большого значения своей принадлежности к тому или иному роду, что не мешает им использовать в случае необходимости дальние родственные связи. У кочевников род может быть объединением, внутри которого налажено разделение труда во время выпаса скота на пастбищах. У крестьян принадлежность к роду определяет основные политические пристрастия, но обычно не является поводом для объединения основных хозяйственных ресурсов. В деревнях на основе родов или других патрилинейных объединений обычно формируются политические группировки.

Племя является самой крупной родственной группой. Оно состоит из родов, связанных идеей происхождения от общего древнего предка. В общем виде принадлежность к племени похожа на этническую общность и означает несколько больше, чем осознание общей истории и единого происхождения. Однако при определенных обстоятельствах племенная принадлежность и солидарность могут быть основой для политических и социальных действий. Например, в период ослабления государственной власти в Иране в конце 1970-х – начале 1980-х годов учет племенной организации стал важным фактором в осуществлении региональной исполнительной власти. Во время восстаний курдов действовали военные части, сформированные по племенному принципу.

Племенные связи отчетливо прослеживаются среди скотоводов-кочевников, таких как бедуины, и играют важную роль в их обществе. У бедуинов племя традиционно было крупнейшей политической общностью, с которой ассоциировал себя индивид и которая занимала или удерживала определенную территорию. По традиции именно глава бедуинского племени предоставляет материальную помощь обездоленным и является верховным судьей в разрешении внутриплеменных конфликтов. У некоторых племен, например в Турции и в северном Ираке, никогда не было исключительных прав на территорию. У городского населения по всему Ближнему и Среднему Востоку не существует практики ссылаться на принадлежность к тому или иному племени для определения своего социального статуса. Это практикуется в некоторых частях Аравийского п-ова семьями с политическим весом для достижения конкретных политических целей.

назад   дальше



БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
ПРИРОДНАЯ СРЕДА
Рельеф
Климат
Почвы и растительность
Воздействие окружающей среды на здоровье человека
Водообеспечение
Опасность засоления почвы
Ресурсы полезных ископаемых
Другие полезные ископаемые
Региональные различия
Долины Нила и Тигра – Евфрата
Иран и Турция
Левант
НАСЕЛЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РАЗВИТИЕ
Введение
Экономические ресурсы
Сельскохозяйственные ресурсы
Нефть
Население, трудовые ресурсы и занятость
Ресурсопотоки: внутренняя и внешняя торговля
Модели экономического развития
Путь развития нефтяных стран с небольшим населением
Особенности развития нефтяных стран с большим населением
Особенности развития стран, не имеющих высоких доходов от нефти
Выводы
ОБЩЕСТВО
Социальные группы
Родственные связи
Религиозные объединения
Языковые группы
Профессиональные объединения
Образ жизни
Кочевое скотоводство
Земледелие
Города
Социальные и культурные изменения
Факторы перемен
Последствия преобразований
Образование и средства массовой информации
НОВАЯ ИСТОРИЯ
От экспедиции Наполеона до смещения хедива Исмаила (1798–1879)
Мухаммед Али – основатель современного Египта
Ливан и Сирия
Цена европеизации
От смещения хедива Исмаила до крушения Османской империи
Британская оккупация Египта
Правление лорда Кромера в Египте
Влияние Франции и Германии
Введение конституции в Иране
Младотурецкая революция
Окончательный распад Османской империи
От крушения Османской империи до окончания Второй мировой войны
Великобритания и арабское национальное движение
Французская подмандатная территория
Создание Турецкой Республики
Англо-иранское соглашение
Временное равновесие (1927–1935)
Итальянская интервенция
Политика Великобритании в палестинском вопросе
Вторая мировая война
Англо-советское вторжение в Иран
Британское давление на Египет
Экономика военного времени на Ближнем и Среднем Востоке
Независимость Сирии и Ливана
Турция и Иран
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Иран и доктрина Трумэна
Арабо-израильская война 1947–1949
Иранский нефтяной кризис
Национальное движение в арабском мире
Египет и арабское национальное движение
Доктрина Эйзенхауэра
Объединенная Арабская Республика
Война в Йемене
ОПЕК
Палестинское движение
Июньская война 1967
Нефтяной фактор после 1967
Октябрьская война 1973
Кемп-Дэвидские соглашения
Гражданская война в Ливане
Иранская революция
Ирано-иракская война
Палестинская интифада
Война в Персидском заливе (1990–1991)
Соглашения в Осло
Послевоенный Ирак
Исламский фундаментализм
Террор и переворот в Алжире
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!