Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Упадок Птолемеев. Первоначально царям из династии Птолемеев принадлежали значительные территории за пределами Египта Киренаика, Кипр и ряд менее надежных плацдармов на территории Азии и Греции. Но постепенно в результате распрей внутри царствующего дома власть и влияние династии стали ослабевать. Великому победителю в войнах с Сирией Птолемею III Эвергету (247221 до н.э.) наследовал его сын Птолемей IV Филопатор, который хотя и одержал победу при Рафии, описан в египетских анналах как слабый правитель. Государство еще более ослабело в результате династических распрей во втором веке, когда Птолемей IV Филопатор погряз в борьбе за власть со своим братом Птолемеем IX Эвергетом II. Начиная с жены Птолемея II царицы Арсинои II женщины этой династии отличались властолюбием и жестокостью. Последней и, возможно, самой великой в их череде была царица Клеопатра VII (5130 до н. э.), дочь Птолемея XII Неоса Диониса (Авлета) и любовница Юлия Цезаря, а затем Марка Антония. Ее отчаянная попытка сохранить царство осталась в памяти потомков на гораздо более долгое время, чем разгром Октавианом Августом ее войск и войск Марка Антония в битве у мыса Акций в 31 до н.э. Гибель Марка Антония и Птолемея XVI (предположительно сына Клеопатры от Юлия Цезаря), а также драматическая смерть самой царицы оставили Египет на милость римлян-победителей. Период римского правления. Первоначально на территории Египта было размещено не меньше трех римских легионов; вся военная и гражданская власть была сосредоточена в руках префекта, который назначался императором Рима и подчинялся лично ему. Префекту также подчинялись чиновники со специальными судейскими и финансовыми полномочиями. Верховный жрец Александрии и всего Египта, римский гражданский чиновник, ведающий делами храмов и жрецов, который осуществлял строгий надзор за традиционными привилегиями местных священнослужителей. Другие должности в египетской бюрократической иерархии были скопированы с администрации Птолемеев. На момент захвата Египта римскими войсками население страны было близко к созданию единого в этническом и культурном отношении общества. Римские правители делали все возможное, чтобы остановить этот процесс. Во-первых, Рим с подозрением относился к восточным обществам с присущими им культурой и религией, а во-вторых, опыт римских завоеваний подсказывал, что управлять разделенной страной неизмеримо легче. Исторические документы, относящиеся к периоду римского господства, свидетельствуют о том, что население египетского села было разделено римлянами на социальные и этнические категории, общественный статус которых определялся объемом и частотой выплат подушного налога, который был установлен еще при Птолемеях и заимствован новыми правителями Египта. От уплаты подушного налога были освобождены проживавшие в Египте граждане Рима, граждане Александрии и других греческих городов, а также определенное число египетских жрецов. Полугреки или эллинизированное население столиц номов выплачивали уменьшенную сумму налога, а египетские крестьяне были обязаны вносить его полную сумму. Казалось бы, такая политика подразумевала социальное возвышение греческого и эллинизированного населения Египта, но вскоре «привилегированная» часть жителей страны обнаружила, что государственные и другие почетные посты в системе управления стоят очень дорого. Случалось даже, что власти навязывали эти почетные посты отдельным гражданам силой. Налоговый пресс становился все тяжелее; и крестьяне-единоличники, и сельские общины порой вынуждены были обрабатывать землю себе в убыток и не могли рассчитывать на послабления сумма налога не уменьшалась даже в неурожайные годы. Когда же, как нередко случалось, отчаявшиеся крестьяне бросали свой участок, их долг распределялся между теми, кто оставался и продолжал работать. Порой население целых деревень покидало свои земли. Волнения в Александрии. Рим осуществлял эффективный военный контроль над Египтом, и с первых лет римской оккупации до 172 в стране не происходило серьезных выступлений местного населения. Однако отдельные волнения иногда случались, и происходили они главным образом в Александрии. Вскоре после прихода римлян греки Александрии обратились к императору Рима с просьбой разрешить создать в городе совет по самоуправлению (буле). Недовольство александрийских греков отказом Рима было усугублено рядом уступок, которые были предоставлены римлянами еврейской общине города. Евреи появились в эллинизированном Египте достаточно давно, еще первые Птолемеи приглашали еврейских военачальников на военную службу, и в последние годы существования династии евреи нередко командовали египетскими армиями. Численность еврейского населения в Египте была значительной, особенно в Александрии, где на момент захвата страны римлянами два городских квартала из пяти были заселены евреями. Когда евреи обратились с просьбой о предоставлении им александрийского гражданства (в Египте это являлось предпосылкой для получения римского гражданства) греки с негодованием восприняли эту инициативу. Кроме того, греческую сторону угнетало то влияние, которым евреи пользовались в римском императорском суде. Противоборство между греками и евреями выплеснулось в насильственные действия, и обе стороны направили в Рим свои депутации. Взгляд евреев на это противоборство отражен в работах Филона, мнение греческой стороны можно узнать из памфлетов под названием «Acta Alexandrinorum» и в важном письме римского императора Клавдия, датируемого 41 н.э. В 115 недовольство евреев вылилось в восстание, охватившее Египет и Киренаику. После подавления восстания спустя два года численность еврейского населения Египта значительно сократилась. |
|