Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Религия и религиозные институты. Одним из основных факторов общественной жизни египтян является ислам. Исламское право официально утверждено в качестве одного из главных источников законодательства. Начиная с 1956 мусульманские религиозные суды стали составной частью государственной судебной системы. В юрисдикции мусульманских и коптских религиозных судов находятся все вопросы гражданского состояния: брак, развод, опека и наследование. Построенная в 969 каирская мечеть аль-Азхар важнейший интеллектуальный и духовный центр ислама. Государство оказывает материальную поддержку всем мечетям на территории Египта. Традиционно отношения между мусульманским большинством страны, египетскими коптами и евреями характеризовались большой степенью дружелюбия и веротерпимости. Так, например, многие мусульмане отмечали коптские праздники и наоборот. После поражения Египта в войне с Израилем в 1967 социальная и политическая роль ислама в жизни страны значительно возросла. В каждом округе по всей стране была создана сеть самостоятельных мечетей. Такие мечети взяли на себя заботу по религиозному обучению, медицинскому обслуживанию, опеке учащихся общественных учебных заведений и по целому ряду других вопросов. Сеть подобных мечетей и группы происламски настроенных студентов университетов составили социальную базу исламской оппозиции. Участились случаи межобщинных конфликтов и столкновений. Чаще всего они происходили в южных районах страны, где с начала 1990-х годов радикальные исламистские группы развернули вооруженную борьбу с правительством. Поскольку цель воинствующих исламистов заключается в том, чтобы превратить Египет в мусульманское государство, жертвами боевиков зачастую становятся египтяне-копты. Положение женщин. Женщины-крестьянки и малообеспеченные горожанки Египта всегда участвовали в сельскохозяйственном и ремесленном производстве, что позволяло им пользоваться значительным влиянием в семье и общине. Тем не менее в общественном сознании их юридический и социальный статус был значительно ниже, чем у мужчин. В соответствии с традицией городские женщины из высших слоев общества должны были избегать участия в общественной жизни. Однако в том случае, если женщины владели или управляли значительной собственностью, они могли рассчитывать на почет и уважение со стороны мужчин. С 1899 в стране зародилось движение за женское равноправие. Импульс к его развитию дал выход в свет книги некоего Касима Амина под названием «Эмансипация женщин». Во время восстания в Египте против английского господства в 1919 Худа Шаарави, жена известного деятеля антиколониального движения, привлекла внимание к женскому вопросу, участвуя в уличных демонстрациях. В 1923 она организовала Союз женщин Египта, который выступал за равноправие женщин и изменения в законодательстве, связанные с вопросами гражданского состояния (брак, развод и установление опеки над детьми).Формальные гарантии юридического равенства женщин и мужчин были закреплены в Хартии национальных действий 1962. После 1956 женщинам было предоставлено избирательное право, а также право занимать государственные должности. После 1962 в стране появились женщины-министры и женщины-депутаты парламента. Система обязательного школьного образования в равной степени охватывает и мальчиков, и девочек. Совместное обучение полов в системе государственного образования практикуется на всех ступенях обучения. До сих пор невесту молодому человеку часто выбирают родители. Повсеместно распространены традиционные представления о женской чести, и несоблюдение женщиной этих представлений навлекает на нее всеобщее осуждение. Лишь 45% египетских семей сознательно планируют количество детей. В 1970-х годах попытку внедрить в египетское общество западные концепции о равноправии женщин предприняла Джихан Садат, жена президента страны Анвара Садата. Тогда многие отвергли ее призывы, одни потому что считали, что копирование достижений западной цивилизация не принесет египетскому обществу ничего хорошего, другие из-за недовольства политикой ее мужа. Молодежь. Вследствие высоких темпов естественного прироста населения и успехов медицины в снижении младенческой и детской смертности, доля молодежи в общей численности населения увеличивается быстрыми темпами. Однако социальные и экономические возможности молодого поколения египтян резко ограничены. Вследствие низкого уровня заработной платы и острых жилищных проблем в крупных городах молодым людям крайне сложно найти работу, которая дала бы им возможность зарабатывать достаточно средств для обзаведения семьей и приобретения собственного жилья. В 1970-е и в начале 1980-х годов стал обычным явлением выезд молодых мужчин на работу за границу, особенно в нефтедобывающие арабские государства.Экономические реформы 1990-х годов открыли новые перспективы для предприимчивой части молодежи. Выпускники университетов устраиваются на работу в престижный туристический бизнес и предприятия частного сектора. Им предлагают работу в компьютерных фирмах, торговых компаниях, рекламных агентствах, посреднических организациях, банках, финансовых и других компаниях, которые обслуживают бурно развивающуюся капиталистическую экономику. Молодежь с высшим образованием составляет среднее звено управления в расширяющейся сфере услуг. Значительная часть молодежи находит работу в неформальном секторе экономики. |
|