Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Монархия. Порядок наследования престола определен Актом о престолонаследии (1701). Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Правом на престол обладают только протестанты. Нынешний суверен королева Елизавета II, она вступила на престол в 1953. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. Монарх важный символ национального единства. Клятвы верности короне произносят министры, государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление государством производится именем Ее Величества. С викторианских времен монарх «царствует», но не правит, располагая всего двумя, обычно формальными, прерогативами: он имеет право роспуска парламента и назначения нового премьер-министра, или главы правительства. Сохранился ритуал консультативных встреч вечером по вторникам между монархом и премьером. Законодательная власть. В Британии двухпалатный законодательный орган; одна из палат палата общин избирается населением, а уникальная среди современных представительных демократий верхняя палата палата лордов формируется главным образом на наследственной основе. Палата общин является центром политической жизни в Великобритании, а ее члены (члены парламента) составляют класс ее политиков. Почти все министры избираются из их рядов, и по традиции премьер-министр и высшие члены кабинета тоже должны быть членами парламента. До 1911 обе палаты были формально равны, хотя по традиции палата общин считалась главной. В 1911 правительство либералов Парламентским актом закрепило верховенство палаты общин и значительно урезало власть палаты лордов. Палата общин избирается всеобщим голосованием граждан старше 18 лет. Она избирается на 5 лет, но может быть распущена досрочно премьер-министром с согласия монарха. (Она может также продлить свое существование, как это случилось во время Второй мировой войны.) За роспуском палаты следуют всеобщие выборы. В начале 1990-х годов палата общин состояла из 651 членов, каждый из которых представлял свой округ с числом избирателей от 23 000 до 99 000. Около 2/3 парламентариев имеют дополнительные доходы, кроме денежного пособия, получаемого от государства. Они довольно скромно обеспечены помещениями, больше половины парламентариев делят свои офисы с коллегами. Около 4/5 парламентариев имеют какую-либо профессиональную подготовку или опыт управленческой работы. Женщины в палате общин представлены очень слабо, а в правительстве их еще меньше. В палате общин доминирует партийная система. Партия большинства, она же правящая партия располагается по одну сторону зала, имеющего вытянутую форму; министры занимают передние скамьи. Министры «теневого» кабинета, принадлежащие к крупнейшей на данный момент оппозиционной партии, «Ее Величества лояльной оппозиции», занимают первые ряды скамей на противоположной стороне; за ними располагаются члены оппозиционной партии и других партий меньшинства. Первые ряды скамей расположены на расстоянии «вытянутой шпаги», традиция, которая символизирует бурный (часто шумный) и даже враждебный характер заседаний в палате, для которой специально выбрано скромное по размерам помещение. Две крупнейшие партии Консервативная и Лейбористская ведут себя очень дисциплинированно, поэтому голосование вразрез с партийной линией случается редко. Все партии назначают или выбирают «кнутов», которые играют координирующую роль и следят за партийной дисциплиной в парламентской фракции. Парламентариям разрешается голосовать в соответствии с личными убеждениями или решениями по определенным проблемам морального характера, таким, как законность абортов или смертной казни. В начале 1990-х годов наследственные пэры составляли почти 2/3 (783 человека) из 1185 членов верхней палаты. Принц Уэльский и четыре королевских герцога члены верхней палаты по наследству. Остальные члены палаты главным образом пожизненные пэры (354 человека), назначаемые правительством; два архиепископа и 22 епископа Англиканской церкви и 22 «судебных лорда», олицетворяющие высшую судебную власть и образующих верховную апелляционную инстанцию в Британии. Верхняя палата состояла в основном из мужчин, здесь было всего 65 женщин (5,5%), а до 1958 женщинам вообще было запрещено быть членами палаты. Доминирующую роль играют интересы землевладельцев (45%) и представителей бизнеса (36%). Палата лордов серьезно ограничена в правах актами о парламенте 1911 и 1949, она не имеет права вносить исправления в финансовые решения или откладывать их; она имеет право откладывать другие законопроекты только на один год. Палата лордов получила второе дыхание в 1958 в связи с введением пожизненного пэрства, т.е. пэров, назначаемых правительством из среды бывших парламентариев, представителей деловых кругов, юристов, профессуры и других сфер. Эти люди играют большую роль в т.н. «рабочей палате», куда входят приблизительно 400 пэров, постоянно присутствующих на заседаниях, выступающих и голосующих в палате лордов. (Примерно 43% наследственных пэров вообще не посещают заседаний палаты.) В 1993 около 47% активных членов палаты лордов принадлежали к числу консерваторов, превосходя лейбористов (22%) и либеральных демократов (11%). Имеется также значительная прослойка пэров «поперечной скамьи», не принадлежащих ни к одной партии, 2/3 которых обычно голосуют, следуя линии консерваторов. Это неизменное преимущество часто позволяло консерваторам одерживать победу в голосовании по важным политическим вопросам, когда партия мобилизовала резервы наследственных пэров, прозванных пренебрежительно «гостями из лесной глуши», чтобы добиться решающего большинства голосов. Пэрам не платят жалованья, но они получают денежное пособие за работу в палате. По конвенции, провал правительственных предложений по какой-то важной проблеме влечет за собой отставку правительства. Но современное правительство не уйдет в отставку, если это голосование не получило статуса «вотума доверия». В период с 1900 до 1993 только одно правительство было отправлено в отставку таким способом, а именно лейбористское правительство Джеймса Каллагэна, которому было выражено недоверие в марте 1979. Главной задачей обеих палат является тщательное изучение и одобрение законодательных актов, которые почти исключительно вносит правительство; рассмотрение бюджета и финансовых предложений правительства, а также наблюдение и контроль за его повседневной деятельностью. Самой известной особенностью палаты общин является время запросов один час, выделяемый ежедневно, кроме пятницы, когда премьер-министр и главные министры обязаные отвечать на вопросы членов парламента. В середине 1980-х годов палата общин создала ряд специализированных комитетов, «дублировавших» основные министерства, чтобы обеспечить жесткий контроль за деятельностью правительства. Созданная давным-давно счетная палата опирается в своей работе на государственную аудиторскую службу и является наиболее эффективно работающим парламентским комитетом. Большинство парламентских законопроектов вначале являются биллями в палате общин, хотя некоторые из них поступают из палаты лордов. Чтобы стать законом, билль проходит несколько слушаний в каждой палате, где тщательно обсуждаются их основные принципы и тщательно изучаются детали. В начале 1990-х годов британцы обсуждали вопрос об излишней сложности законодательного процесса и низком качестве принимаемых законов. Наблюдатели также выражали недовольство в связи с краткостью времени, отводившегося на обсуждения общеевропейских законов и распоряжений, которые обычно приобретали в Британии характер законов после издания соответствующим указов исполнительной ветвью власти. |
|