Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Восстановленная Византия. Обосновавшаяся в Константинополе в 1261 династия Палеологов не располагала экономическими ресурсами для создания сильной центральной власти и была вынуждена расширять провинциальные и муниципальные привилегии и автономии. Кроме того, Византия признала власть Венеции над многими островами и подтвердила привилегии генуэзских и венецианских купцов. Упадок могущества Византийской империи имел место на фоне возрождения литературы, искусства и религии. Превратности службы императорам заставляли многих греков покидать столицу и переезжать в провинцию. Здесь, в новой обстановке, удалившиеся от столичной суеты греческие ученые стремились опереться на традиции античной Греции и тем самым укрепляли преемственность между древним эллинизмом и современностью. Блестящий двор Морейского деспотата в Мистре превратился в колыбель эллинизма. В 15 в. Мистра стала центром неоплатонической философской школы Гемистия Плифона, апостола эллинского Возрождения. Здесь возник оплот греческого гуманизма и рационализма, отсюда распространяются новые представления об искусстве выразительном, вычурном и мистическом. Окончательный упадок Византии сопровождался усилением турок-османов, которые основали Османскую империю на бывших территориях Византийского государства. В 1331 они завоевали Никею, в 1354 Ангору (Анкару) и Галлиполи, в 1362 Адрианополь. Турки нанесли поражения сербским войскам, размещенным в Македонии, Эпире и Фессалии, а также разгромили саму Сербию (1363, 1371 и 1389), захватили большую часть Македонии и покорили всю Болгарию (1396). В 1430 турецкие войска заняли Янину и Салоники; наконец, когда в 1453 пал Константинополь, Византийская империя прекратила свое существование. Афинское герцогство было покорено в 1458, Сербия в 1459, Мистра в 1461. После продолжительной борьбы турки овладели Албанией. Несмотря на турецкую экспансию, некоторые части Греции оставались под властью западноевропейцев. Генуя владела Хиосом в 13041566, Венеция Ионическими островами в 12041797, Кипром в 14891571, Критом в 12041669, а также Кикладами. Рыцарям-иоаннитам в 13081522 принадлежал Додеканес. Хотя на этих островах греки зачастую страдали от экономической эксплуатации и религиозных преследований гораздо сильнее, чем их собратья в областях, захваченных турками, когда Османская империя в 1617 вв. стала мало-помалу распространять свою власть на греческие острова, местная аристократия приняла в борьбе против турок сторону своих правителей. Военные действия между турками-османами и Венецией не затихали на протяжении большей части второй половины 17 в. и продолжались вплоть до 1718. Крит был захвачен турками в 1669, но в 16851687 венецианцы заняли Пелопоннес, а в конце столетия приобрели над ним суверенитет (по Карловицкому миру 1699). Однако народные волнения в период венецианского правления помогли туркам отвоевать Пелопоннес в 1715. Османское правление. В период, когда Грецией владели турки-османы, здесь происходили значительные изменения в составе населения, поскольку власти, руководствуясь экономическими и политическими соображениями, осуществляли широкие переселения. Кроме того, многие греки бежали за границу, чтобы не оставаться под властью турок и не подвергнуться насильственному переселению. Значительное число греков эмигрировало из таких областей, как Эпир и Пелопоннес, в Италию, на Ионические острова, принадлежавшие в то время Венеции, а многие анатолийские греки переселились в Грузию и другие районы Кавказа.Турки селились в городах и на плодородных равнинах Фракии, Македонии и Фессалии, где становились землевладельцами и чиновниками. Османская администрация создала всеохватную военно-ленную систему. Земельные лены или иные источники дохода (самые мелкие из них назывались тимарами, средние зеаметами, крупнейшие хассами) жаловались в наследственное пользование и могли быть отобраны в случае неисполнения тимариотом (так именовался держатель тимара) принятых на себя обязательств, чаше всего касавшихся личного участия в войнах и поставки конников. На районы, где жили греки, была также распространена система набора янычар (т.н. «налог кровью»). Янычарский корпус это регулярная пехота турецкой армии, набиравшаяся в основном из молодых обращенных в ислам христиан попавших в плен, выкупленных у работорговцев или набранных в качестве рекрутов из детей христианских жителей внутренних районов в европейской части империи. В соответствии с османской административно-территориальной системой, народы империи делились на общины (миллеты) по религиозному принципу. Существовали миллеты мусульман, православных христиан, иудеев и армян. В соответствии с мусульманской традицией соединения религиозной и светской власти, глава каждого миллета отвечал перед турецкой администрацией за все стороны жизни своей общины. Миллет православных христиан, охватывавший почти всех греков империи, возглавлял Константинопольский патриарх. Он был приравнен в правах к министру султанского правительства, и его кандидатуру утверждал султан, который мог сместить его с этой должности. В последние десятилетия 15 в. на пост патриарха обычно назначали того, кто больше заплатит. Поэтому епископам, добивавшимся этого назначения, обычно приходилось обращаться к армянским, греческим и еврейским ростовщикам и купцам, чтобы быть в состоянии поднести дары влиятельным чиновникам, от которых зависело назначение. Поэтому патриархи не задерживались на своем посту, и, например, в период с 1623 по 1700 сменилось около 50 патриархов. Некоторые греки на островах и в столице постепенно скопили большие богатства и заняли важные посты в администрации Османской империи, особенно в дипломатических и экономических ведомствах, где высоко ценились их опыт и знание языков. Поскольку греки селились в квартале Константинополя, называемом Фанар (маяк), их прозвали фанариотами. Помимо немногочисленных отпрысков византийской знати, в фанариотскую общину входили богатые купцы и откупщики (последние получали права на сбор налогов в определенном районе, уплачивая в султанскую казну крупную сумму денег). Фанариоты, предоставлявшие средства патриархам, взяли под свой контроль светские и финансовые дела церкви; кроме того, в их руках находились внешние сношения Османской империи и внутренняя торговля страны. Некоторыми провинциями, например Валахией и Молдовой в 18 в. управляли наместники-фанариоты. Благодаря знанию иностранных языков и контактам с Западной Европой фанариоты испытывали сильное влияние со стороны европейского Просвещения. Но, близкие Западу духовно, своим привилегированным экономическим и политическим положением они были обязаны Османской империи. Разочаровавшись в османах, фанариоты начали склоняться к тому, чтобы связать свои надежды с одной из крупных европейских держав, прежде всего с Россией, Австрией, Францией или Англией. Вплоть до середины 16 в. восстания против турецкого господства носили в основном локальный характер, их поддерживали и вдохновляли преимущественно круги эмигрантской интеллигенции, епископы, руководители греческого ополчения, находившиеся на жалованье у различных иностранных государств (особенно итальянских), главы родов и греческие сельские и окружные чиновники. Впрочем, следует отметить, что у значительной греческой прослойки не было претензий к султанскому правительству, поскольку оно предоставляло им экономические преимущества, а также общинное и провинциальное самоуправление. Зажиточные землевладельцы-христиане назначались сборщиками налогов, христиан набирали в состав ополчения. Когда лица из привилегированных слоев населения становились во главе восставших, турки просто передавали привилегии более лояльным группам. Таким образом, мятежников наказывали, а институт привилегий сохранялся. Поэтому бедные и угнетенные греки были склонны рассматривать фанариотов и власть имущих как «крещеных турок». В конце 16 в. и в первой половине 17 в., до упрочения положения фанариотов, несколько епископов обессмертили свои имена как предводители повстанцев. Более того, чтобы противостоять пропаганде католической Контрреформации, начавшейся вслед за распространением протестантизма в Западной Европе, православные иерархи разрешили перевод Нового Завета на новогреческий язык, и патриарх Кирилл Лукарь (впоследствии обвиненный в кальвинизме и казненный турецкими властями), занимавший свой пост в 16201638 (с перерывами), установил связи с английскими и голландскими протестантами. К концу 17 в. возросло мусульманское религиозное давление на греков, особенно на тех, что обитали на Крите, в Эпире и Малой Азии, и многие из них были вынуждены принять ислам. Потерпев поражения в войнах с Австрией в 1699 и 1718, турки разрешили свободный вывоз сырья из Османской империи в Европу и ввоз готовых европейских изделий в балканские страны и на Ближний Восток. Османские землевладельцы приветствовали эти решения, обеспечившие их продукции рынок сбыта. Однако в конечном итоге все эти изменения лишь усугубили кризис. Открытие новых рынков стимулировало расширение товарного земледелия, особенно в районах, пригодных для производства зерновых, оливкового масла, хлопка, шелка и табака. Рассчитывая на увеличение доходов, многие помещики и военные отбирали пашни, пастбища и леса у их законных хозяев. Они заставляли крестьян отдавать им часть урожая, провозглашали себя управляющими имуществом или сособственниками, обзаводились множеством челяди, которая должна была отстаивать имущество и статьи доходов, на которые претендовал хозяин, или захватывать у соседей и соперников скот, рабочую силу и земли. Так формировалась система наследственного помещичьего землевладения (чифтлик). Как прежние, так и новые помещики стремились поощрять торговлю, и обитателям горных деревень было позволено перевозить товары из Фессалии, Эпира и Македонии в Центральную Европу. Расширялись и морские торговые связи Европы с Эгейским регионом, жители некоторых небольших островов, преимущественно православные албанцы, строили суда и занимались перевозкой товаров. Развитию судостроения в Средиземноморском регионе способствовали многие факторы, в том числе вытеснение отсюда французских кораблей и купцов во время Семилетней войны (17561763), военных действий в период Американской революции, Французской революции и наполеоновских войн, непрерывно длившихся до 1815. Имела значение и проявленная Россией готовность разрешать грекам и албанцам плавать на своих судах под российским флагом. Греки и православные албанцы сконцентрировали в своих руках немалую часть средиземноморской торговли. Развитие товарного земледелия и международной торговли наряду с организацией небольших частных армий вело к массовому распространению разбойников, особенно в периоды войн и кризисов. Разбойники (или клефты, как их называли в Греции) были здесь и раньше, но теперь они действовали в новой обстановке, когда крестьяне были закрепощены, а на сцене появилось не имевшее особых привилегий, однако растущее количественно и процветавшее в финансовом смысле купечество, осваивавшее европейские рынки. |
|