Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Римский период (после 146 до н.э.). Включив Грецию и Македонию в состав своей империи, Рим постепенно овладел значительной частью территории, завоеванной Александром на Ближнем Востоке. Пергамский царь Аттал III, который умер в 133 до н.э., завещал свое царство Риму, и вскоре эта область превратилась в римскую провинцию Азия. Династия Селевкидов пресеклась в 83 до н.э., и когда в 6463 до н.э. римский полководец Помпей Великий превратил Сирию в римскую провинцию, границы Римской державы на востоке продвинулись до Евфрата. После поражения флота Антония и Клеопатры в битве у мыса Акций в Эпире (31 до н.э.) Египет, последнее из крупных эллинистических царств, превратился в римскую провинцию (30 до н.э.). Входившие в состав Римской империи греческие города, прежде всего Афины, стремились сохранять славные традиции прошлого. Римские завоеватели с уважением относились к великим культурным достижениям греков и старались их поддерживать. Философские школы Афин продолжали благоденствовать, пока император Юстиниан не закрыл их в 529. Александрия оставалась центром науки и изящной словесности, во времена Римской империи отсюда вышло много видных философов-неоплатоников. Греческие философы, ученые и писатели обосновывались в Италии, а Грецию посещало все большее число римлян, чтобы ознакомиться с памятниками культуры либо завершить образование. Во 2 в. н.э. император Адриан украсил Афины новыми памятниками и расширил город. В 330 н.э. император Константин Великий перенес свою резиденцию в Византий, переименованный по этому случаю в Константинополь, и сделал христианство официальной религией римского государства. Новая религия встретила сильное сопротивление среди части образованных кругов и во многих сельских местностях. Политеизм сохранялся в отдельных областях греческого мира вплоть до 600 н.э. Наиболее организованной силой христианство сделалось на Ближнем Востоке, а Константинополь как резиденция императора стал главным оплотом христианской церкви. Латинский язык оставался официальным языком Римской империи, но на Востоке больше пользовались греческим. В Константинопольском университете, основанном в 425, обучение шло на латинском и греческом языках. После кончины римского императора Феодосия I Великого в 395 империя разделилась на две части Западную, которой правил его сын Гонорий, и Восточную со столицей в Константинополе, которая отошла к другому его сыну Аркадию. После падения Западной Римской империи в 476, когда германский военачальник Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и стал правителем Италии, Восточная Римская империя продолжала существовать как греческое государство Византийская империя, пока в 1453 турки не овладели Константинополем. Средневековая Греция. Византийская империя была одним из самых значительных государств Средневековья. На протяжении своей 1100-летней истории эта империя сохраняла культурное наследие античного мира, усваивала многие достижения Ближнего Востока и вместе с тем вносила в мировую культуру свой собственный уникальный вклад. Современная культура бльшей части Восточной Европы и России берет начало в этой грекоязычной империи с центром на Босфоре. По иронии судьбы, регион современной Греции оставался в Византии «задворками империи». Некоторое время знаменитые школы в таких городах, как Афины, еще привлекали учащихся, но постепенно средоточием духовной жизни империи стал Константинополь. Ученые и художники покидали Грецию, и многие произведения искусства были перевезены в Константинополь, чтобы украсить столицу.В 6 в. в этническом составе населения Балканского полуострова происходили крупные перемены. Гибель значительной части населения империи вследствие эпидемий в середине 6 в. облегчила проникновение славян и аваров из-за Дуная во все уголки Балканского полуострова, кроме крупных городов. В этот период переселений, начавшийся в последние десятилетия 6 в., греки и другие балканские народы искали убежища в городах или бежали в горы и леса, так что исконно греческие районы Балкан, включая Пелопоннес (в Средние века его называли Морея), в значительной мере славянизировались. Эллинизм и православие. Благодаря сокращению территории Византийская империя стала более однородной греческой по этническому составу. Греки переселялись в районы, перешедшие под власть Византии, славян насильственно выселяли с Балкан в Малую Азию, а армян из Малой Азии на Балканы. В этих обстоятельствах возрос интерес государства к Аттике и Пелопоннесу, который оставался в значительной степени эллинским, или языческим.В 7 в. начался процесс примирения между эллинизмом и православием (или восточным христианством), что привело к преобразованию последнего в греческое православие, отличное как от восточных церквей (например, армянской и коптской), так и от латинской, или западной, церкви Рима. Важную роль в формировании греческого православия сыграл политический и церковный кризис, разразившийся в связи с иконоборческим движением, которое сотрясало империю в 8 и 9 вв. В императорском эдикте от 726 содержалось повеление уничтожить иконы, т.е. широко почитаемые в народе изображения Иисуса, девы Марии и святых. Во главе сопротивления иконоборческому эдикту встали прежде всего монахи из монастырей, расположенных в европейской части империи, особенно в современной Греции. Народное возмущение попытками удалить иконы из церквей в 727 привело к восстанию на Эгейском море. Суровость преследований, которым подвергались защитники икон, менялась по мере изменения имперской политики. В 814 в Византийской империи разразилась новая волна иконоборчества, вызвавшая второе массовое восстание в 823. Православная церковь справляет торжественное восстановление иконопочитания в 843 как Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста. Это событие стало важным символом разделения восточной православной и католической церквей. Восточная церковь вышла из кризиса и с еще большей энергией начала распространять свою веру среди сербов и болгар на Балканах, а также западных и восточных славян, включая население древней Руси. В 9 и 10 вв. многие славянские князья были обращены в христианство. Византийское государство оправилось от жестоких внутренних распрей и, сохраняя контроль над Малой Азией, стало расширяться в северном направлении на Балканском полуострове. |
|