Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Союз с Египтом. Сирийцы с энтузиазмом одобрили создание ОАР на референдуме 21 февраля 1958. Была принята Временная конституция союзного государства, предусматривавшая наличие единого президента и правительства, а также существование отдельных Исполнительных советов для двух районов ОАР: Северного (Сирийского) и Южного (Египетского). В 1959 египетская партия Национальный союз была объявлена единственной легальной политической партией ОАР. Сарадж стал министром внутренних дел и руководителем всех сирийских спецслужб. По его распоряжению были разгромлены профсоюзы и крестьянские организации. Стремление египтян унифицировать экономическое устройство обеих стран спровоцировало повсеместный рост недовольства в Сирии. В Каире считали возможным механически распространить на нее программы развития, разработанные и пригодные только для долины Нила. Когда в Сирии летом 1961 начали осуществляться национализация и перераспределение собственности сирийские мелкие и средние городские торговцы стали агитировать за выход из ОАР. Против социалистических нововведений выступила даже левая ПАСВ, мотивируя свою позицию желанием смягчить критику процесса объединения двух государств и ссылаясь на то, что эти меры скорее приведут к усилению централизованного контроля над экономикой, чем к достижению социальной справедливости. Широкая оппозиция объединению и ослабление проегипетских сил в Сирии после перевода Сараджа на работу в Каир помогли коалиции гражданских политиков и военных добиться выхода страны из состава ОАР в сентябре 1961. Парламентское междуцарствие. С конца 1961 по начало 1963 на сирийской политической сцене действовали три партийные коалиции. Социалисты во главе с Хаурани и Халедом аль-Аземом выступали за сохранение государственного контроля над тяжелой промышленностью и более широкое участие граждан в политической жизни. Крупные помещики, богатые торговцы и финансисты призывали к восстановлению частных предприятий и политического строя, существовавшего в 1950-е годы. Умеренные, включая крыло ПАСВ, возглавлявшееся Афляком, ратовали за сохранение политической и экономической системы периода ОАР. Сирийские политические партии, функционировавшие до 1958, были уничтожены египетскими спецслужбами, а старые Национальная и Народная партии более не пользовались поддержкой народа. В то же время насеристы все еще занимали высшие посты в профсоюзах и центральном государственном аппарате. В этих условиях лидеры сторонников разъединения не смогли поначалу выдвинуть кандидатуру на пост главы нового сирийского кабинета министров. В конце концов сформировать правительство, в которое вошли бывшие члены Национальной и Народной партий, было поручено Маамуну Кузбари, ранее занимавшему пост генерального секретаря Национального союза Дамаска. Эта коалиция не получила поддержки основных политических сил страны, но из-за раскола в стане левых Национальная и Народная партии сумели завоевать большинство в парламенте на выборах в декабре 1961.Новое правительство Мааруфа ад-Давалиби при поддержке верхушки армии начало процесс денационализации и поощряло создание частных предприятий. Были отменены принятые в ОАР решения, по которым проводилась экспроприация британской, французской и бельгийской собственности, переработке подвергся закон ОАР о земельной реформе. Против этих изменений выступили крестьяне и мелкие деревенские товаропроизводители из окраинных мухафаз. Их поддержали разделявшие баасистские принципы молодые офицеры, группа которых, возглавленная недавними сторонниками разъединения Сирии и Египта, в марте 1962 арестовала основную часть членов парламента и попыталась заставить их продолжить прежние реформы. Офицеры-насеристы из гарнизонов Хомса предприняли попытку совершить контрпереворот, но безуспешно. В апреле командующий сирийской армией генерал майор Абдель Керим ад-Дин созвал в Хомсе совещание высших командиров, на котором было решено удалить из вооруженных сил левых социалистов и восстановить гражданское правление. Одновременно был распущен парламент, а ад-Дин был назначен министром обороны. В сентябре Верховное военное командование восстановило парламент и назначило премьер-министром Халеда аль-Азема. Им было образовано правительство из представителей всех партий и группировок, за исключением тех, что выступали за воссоединение с Египтом. При этом аль-Азем твердо высказался против дальнейшего участия военных в политической жизни страны. Сложившаяся обстановка, которую усугубили народные протесты, инициированные насеристами и набиравшими силу исламистами в январе 1963 в Дамаске и географической области Хауран (к юго-западу от столицы), спровоцировали новый военный переворот в марте 1963. Баасистский режим. Этот переворот организовал Военный комитет партии Баас, который официально не считался частью партийной организации, но разделял цели ее руководства.В течение первых месяцев после прихода к власти лидеры мартовского переворота национализировали банки и страховые компании и начали новую аграрную реформу, ограничив размер частных землевладений. Премьер-министр Салах-ад-Дин Битар заявил, что частная собственность сохранится «в эффективном секторе промышленности». Однако в мае 1964 воинствующие социалисты из провинциальных партийных организаций национализировали ряд крупных промышленных фирм в Халебе и Хомсе и ввели на них систему самоуправления. К лету они убедили правительство разрешить создание общенациональных профсоюзных объединений и согласиться на новый закон о труде, в соответствии с которым возрастала роль государства в защите прав трудящихся. Осенью была основана Всеобщая федерация крестьян, а в середине декабря правительство приняло решение о том, что все будущие доходы от добычи нефти в Сирии должны оставаться в руках у государства. Эти меры создали основу для радикального преобразования экономики в 1965. В январе был принят «Рамаданский социалистический декрет», поставивший под контроль государства все наиболее значительные сирийские предприятия. В течение следующих шести месяцев была реализована программа дальнейшей национализации. В ходе ее окончательно порвались связи между профсоюзами и крестьянами, которые составляли опору ПАСВ, и ремесленниками и торговцами крупных и мелких городов, которые начали отходить от провозглашенных партией националистических принципов. Напряженные отношения между этими двумя категориями населения вылились в беспорядки и демонстрации, охватившие города в течение весны и лета. Тем самым было положено начало борьбе между умеренными баасистскими деятелями, связанными с министром внутренних дел Амином Хафезом, и лидерами левых баасистов во главе с генералом Салахом Джадидом за определение будущего курса баасистской революции. Амин Хафез, возглавивший правительство в середине 1964, обратился за поддержкой к национальному (общеарабскому) руководству партии. В свою очередь, Салах Джадид усилил свои позиции в региональном (сирийском) руководстве, расставляя своих сподвижников на стратегически важные посты в сирийской армии. В конце февраля 1966 сторонникам Джадида, в число которых входил и командующий военно-воздушными силами генерал Хафез Асад, удалось окончательно устранить из властных структур Амина Хафеза и его сторонников. Новое правительство приступило к созданию государственных кооперативов, одобрило меры по сосредоточению оптовой торговли в общественном секторе, а в 1968 ввело систему централизованного планирования. Новый режим пошел на союз с Сирийской компартией, и в состав правительства были включены видные коммунисты. Против такого курса выступили в провинциальных городах представители средних слоев, которых вынудили подчиняться партийным директивам под присмотром численно разраставшейся народной милиции. Весной 1967 начались антибаасистские выступления, спровоцированные редакционной статьей в армейском еженедельнике, которая была воспринята широкой общественностью как атеистическая по содержанию. В ответ правящий режим провел мобилизацию своих вооруженных сторонников в рабочей милиции, а также частей палестинских партизан, базировавшихся в Сирии с 1964, которые стремились вновь вовлечь арабский мир в свою освободительную борьбу. Начавшаяся раскручиваться спираль милитаризации помогла им подтолкнуть Сирию к участию в войне с Израилем в июне 1967. Удары израильской авиации по крупным сирийским предприятиям и нефтеперерабатывающему комплексу в Хомсе нанесли огромный вред экономике страны, а оккупация Израилем Голанских высот, на юге Сирии, серьезно подорвала репутацию кабинета министров Джадида, который нес ответственность за поражение сирийской армии и военно-воздушных сил в июньской войне 1967. Неспособность центральных плановых органов обеспечить целенаправленное восстановление народного хозяйства в послевоенный период спровоцировала новую волну антиправительственных акций, прокатившуюся по городам страны в 1968 и 1969. Во главе этих народных выступлений стояла воинствующая исламистская организация, возглавлявшаяся Марваном Хадидом из Хамы. Одновременно нарастал раскол и внутри правящей верхушки. Радикалы, которые группировались вокруг Джадида, ставили задачу усиления государственного воздействия на экономику и предлагали подчинить военных гражданскому крылу ПАСВ. Прагматики, объединившиеся вокруг Асада, стремились создать условия для развития частного предпринимательства и сохранить автономию армии; им на начало 1970 им удалось добиться принятия ряда постановлений о субсидировании частных предприятий и смягчении ограничений на импорт некоторых товаров. Эти меры способствовали экономическому подъему страны и создали предпосылки для переворота, который в ноябре 1970 привел на вершину власти Хафеза Асада. |
|