Вывести на печать

Вооруженные силы. Грузины издавна жили в окружении агрессивных государств и накопили большой военный опыт. После аннексии Грузии Россией в 19 в. грузинские войска были включены в состав российской армии, а затем советских вооруженных сил. В 1991 в стране размещалось ок. 200 тыс. советских военнослужащих. К 1994 в результате вывода войск и заключения двустороннего соглашения с Россией численность российских войск в Грузии была сокращена до 20 тыс. человек, которые размещались на трех военных базах.

В ноябре 1990 была сформирована Грузинская национальная гвардия; впоследствии ее включили в состав регулярной армии, созданной весной 1992. Полувоенная организация «Мхедриони» фактически имела автономный статус в рамках армии, хотя она и была преобразована в официальную государственную структуру «Корпус спасателей Грузии». Летом 1994 новый министр обороны провел реорганизацию 20-тысячной армии. В регулярной армии отсутствовала строгая дисциплина, процветало дезертирство, преобладало устаревшее вооружение. Конституция 1995, а также законы «О призыве и военной службе», «Об обороне», «О военном положении» составили законодательную базу для вооруженных сил Грузии. В том же году парламент утвердил военную доктрину страны. Вооруженные силы Грузии несут ответственность за ее оборону. Они состоят из войск, подчиненных Министерству обороны, пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел и бригады государственной безопасности. Главнокомандующим вооруженных сил является президент Грузии.

В 1995 вооруженные силы Грузии состояли из следующих подразделений: сухопутные войска, военно-морской флот, военно-воздушные силы, подразделения противовоздушной обороны, национальная гвардия и республиканские силы безопасности (внутренние и пограничные войска). Призывной возраст – 18 лет. Единовременно, по оценке на 1997, может быть мобилизовано 1289 тыс. человек в возрасте от 15 до 49 лет (ежегодно призывного возраста достигают 40,8 тыс. мужчин). Парламент Грузии утверждает численность вооруженных сил и расходы на оборону.

Постепенно расширяется военное сотрудничество с западными странами, особенно с США и Германией. В 1996–1997 вооруженные силы Грузии впервые провели крупномасштабные военные учения. В 1996 подразделение грузинской армии приняло участие в учениях, проводившихся на территории США в рамках программы «Партнерство во имя мира». Пограничным войскам Грузии была оказана значительная помощь со стороны США. В 1998 министры обороны Греции и Грузии подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве и приняли совместную программу военного сотрудничества.

На территории Абхазии во время абхазо-грузинского конфликта обе стороны оставили минные поля. Больше всего мин заложено в Гальском районе Абхазии, где в составе населения преобладают грузины. В августе 1994 комиссия отдела гуманитарной помощи ООН оценила, что в Грузии между реками Гумиста и Ингури заложено от 75 тыс. до 150 тыс. мин. Были заминированы главные и второстепенные дороги, на минах подрывались взрослые и дети. В настоящее время разминированием занимаются только войска СНГ. Правительство Грузии заинтересовано в помощи со стороны ООН в разминировании территории, однако для этого надо получить согласие абхазской стороны.

Внешняя политика. После провозглашения независимости Грузия подписала договоры о дружбе с Россией, Турцией, Ираном, Арменией и Азербайджаном и установила дипломатические отношения с большинством стран Запада. Она – член ООН с 1992, Черноморского экономического сотрудничества, Североатлантического совета по сотрудничеству, Международного валютного фонда и имеет статус приглашенного государства в Совете Европы.

Первоначально Грузия отказалась присоединиться к СНГ, а ее отношения с РФ оставались натянутыми из-за неофициальной поддержки Россией абхазских сепаратистов. Однако после поражения в Абхазии и из-за гражданской войны на западе страны осенью 1993 Грузия вынуждена была обратиться с просьбой о вводе в страну российского военного контингента. После этого она присоединилась к СНГ.

ЭКОНОМИКА

В составе СССР экономика Грузии развивалась быстрыми темпами. В период между 1913 и 1975 национальный доход страны вырос почти в 90 раз. При этом национальный доход на душу населения в 1970-е годы составлял лишь 3/4 среднего общесоюзного уровня. Экономика страны изменялась от аграрной к индустриальной и постиндустриальной. В 1990 на долю сферы услуг приходилось свыше 40% занятых, а на долю промышленности – 27%. До 1992 почти все средства производства принадлежали государству, а экономика управлялась плановыми органами из Москвы и Тбилиси. Объем выпускавшейся продукции каждого предприятия планировался исходя из контрольных цифр годового и пятилетнего планов, разрабатывавшихся чиновниками по всей вертикали отраслевого управления (от предприятия до союзного министерства в Москве). Несмотря на впечатляющие темпы роста, промышленное и сельскохозяйственное производство в Грузии было малоэффективным и поддерживалось дешевыми государственными кредитами.

К отраслям тяжелой промышленности Грузии относятся производство гидроэлектроэнергии, добыча угля и марганца, производство цемента, металлургия (производство ферросплавов, чугуна и стали), машиностроение (выпуск грузовиков, электровозов и морских судов), нефтепереработка и производство бумаги. В легкой промышленности доминировали пищевая (чай, вина, минеральные воды и др.) и текстильная отрасли (шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани). Объем внешней торговли был незначителен, хотя две трети продовольствия, произведенного в Грузии, вывозились в другие республики СССР. До 1990 официально не признавалось наличие безработицы и инфляции, но в скрытой форме они существовали всегда.

Правительство независимой Грузии столкнулось с катастрофическим спадом экономики. В 1992 производство в целом сократилось на 40%. Объем выпускаемой продукции в промышленности уменьшился на 48%, а в сельском хозяйстве – на 32%. Намечавшиеся правительством расходы на 1993 почти в четыре раза превысили ожидаемые доходы. В первые два месяца 1993 инфляция составляла 50% в месяц, а уровень официальной безработицы достиг 7%. В апреле 1993 Грузия ввела временную денежную единицу – купон, чтобы отказаться от использования российских рублей. Процесс приватизации шел очень медленно, несмотря на активную законотворческую деятельность в этой области.

К середине 1994 главные показатели состояния экономики свидетельствовали о кризисе во всех отраслях производства. Многие отрасли экономики, например лесное хозяйство и строительство, практически прекратили свою деятельность, а остальные – снизили объем выпускаемой продукции до уровня 1960-х годов. Производственная и транспортная инфраструктуры разрушались, а новая денежная единица обесценилась. Инфляция составила ок. 9000% в год, а безработица достигла 20%.

В то время как официально действовавшие предприятия и организации находились в состоянии полного краха, неофициальное теневое производство и черный рынок хорошо приспособились к новым условиям. В 1995 правительство начало выводить экономику из состояния кризиса, сбивая инфляцию, направляя на стабилизацию финансов почти все займы МВФ и приводя структуру экономики в соответствие с условиями предоставления кредитов. Были введены рыночные цены на хлебопродукты, велась подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, подписывались соглашения о транспортировке каспийской нефти по трубопроводу через территорию Грузии к Черному морю и принимались законы о коммерческих банках, земельной и налоговой реформах. Сельское хозяйство стало оживать, но промышленность еще нуждалась в радикальной реструктуризации и крупных инвестициях. Введение новой валюты – лари и относительно сбалансированный государственный бюджет оказали благотворное влияние на состояние экономики страны.

В 1996 ВВП страны вырос даже больше, чем планировало правительство – на 14% (в 1995 – всего на 2,4%). Было зарегистрировано свыше 30 тыс. частных предприятий. Общая численность занятых в 1996 оценивалась в 2,2 млн. человек, из них в промышленности и строительстве – 31%, сельском и лесном хозяйстве – 25%, остальных отраслях – 44%. Усилия правительства были направлены на постепенное исключение контроля за ценами. В феврале 1996 правительство повысило цены на хлеб на 40%, что явилось одним из шагов к полному отказу от субсидий на этот продукт на протяжении всего года. Такие меры стали неизбежными из-за постепенного уменьшения поставок зерна из фондов гуманитарной помощи. В 1996 Грузия получила в качестве помощи только 138 тыс. т пшеницы (в 1995 – 540 тыс. т), что было связано с необходимостью закупок зерна по мировым ценам. В целом это почти не отразилось на ценах на другие продукты, что свидетельствует о бoльшей, чем предполагалось, независимости рынка от вмешательства государства.

В 1997 экономический рост стимулировался развитием мелких и средних частных предприятий, которые активно функционировали в сферах услуг, транспорта, строительства и в пищевой промышленности. Кредиты крупным государственным предприятиям и поддержание цен на хлеб, коммунальные услуги и пассажирский транспорт были резко сокращены, так же как и число занятых на государственных предприятиях. Дефицит бюджета в 1996 снизился до 3–4%. Новая денежная единица лари, введенная в 1995, постепенно поднялась в цене. Официально зарегистрированная безработица в 1997 оставалась низкой, хотя бльшая часть занятых уже не работала в государственном секторе. Частный сектор давал свыше 50% ВВП.

После некоторой раскачки темпы приватизации возросли. Были приватизированы большинство мелких предприятий и жилье, а также несколько крупных предприятий. В Грузии действует ваучерная программа, но приватизация не распространялась на предприятия стратегического значения и государственные монополии, такие, как хлебная торговля и государственные энергетические системы. Не существует ограничений на участие иностранцев в приватизации предприятий. Для восстановления сельского хозяйства большое значение имела реформа, обеспечивающая право на продажу земельной собственности.

Положение в экономике остается нестабильным из-за сложных структурных проблем, включая трудности со сбором налогов и плату за потребляемую энергию. Большинство фирм уклоняется от уплаты налогов, поскольку связано с подпольным бизнесом. В Грузии в 1995 доля налогов составляла лишь 5,8% ВВП. Подоходный налог собирался только с работающих в государственном секторе, а в других секторах – лишь с тех немногих, кто декларировал доходы.

Тем не менее в 1997 наметились позитивные сдвиги и в сборе налогов. Президент Шеварнадзе сообщил, что налоговые поступления сильно выросли, а текущая налоговая реформа, поощряемая МВФ, приведет к дальнейшему их росту. Одновременно размер внешнего долга Грузии к середине 1996 перевалил за 1,5 млрд. долл.

На втором этапе экономических реформ предстоит завершить переход к рыночной экономике, но главным препятствием для роста экономики остается затяжной энергетический кризис.

назад   дальше



ГРУЗИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Климат
Реки
Почвы
Растительность и животный мир
Состояние окружающей среды
НАСЕЛЕНИЕ
Этнический состав
Язык
Письмо
Религия
Города
Административно-территориальное деление
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Государственное устройство
Местное управление
Судебная система
Защита прав человека в независимой Грузии
Политические партии
Вооруженные силы
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Экономическая география
Энергетика
Добывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство
Регулирование использования токсичных химикатов в сельском хозяйстве
Туризм
Транспорт
Внешняя и внутренняя торговля
Государственный бюджет
Кредиты, финансы и банковское дело
ОБЩЕСТВО
Образ жизни
Жизнь общества в переходный период
Социальная структура и труд
Положение женщин
Молодежь
Социальное обеспечение
КУЛЬТУРА
Образование
Дошкольное воспитание
Среднее школьное образование
Высшее образование
Литература и искусство
Театр
Музеи, библиотеки и научные институты
Средства массовой информации
Спорт
Праздники
ИСТОРИЯ
Средние века
Российское правление
Советский период
Независимая Грузия
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!