Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Вооруженные силы. Грузины издавна жили в окружении агрессивных государств и накопили большой военный опыт. После аннексии Грузии Россией в 19 в. грузинские войска были включены в состав российской армии, а затем советских вооруженных сил. В 1991 в стране размещалось ок. 200 тыс. советских военнослужащих. К 1994 в результате вывода войск и заключения двустороннего соглашения с Россией численность российских войск в Грузии была сокращена до 20 тыс. человек, которые размещались на трех военных базах. В ноябре 1990 была сформирована Грузинская национальная гвардия; впоследствии ее включили в состав регулярной армии, созданной весной 1992. Полувоенная организация «Мхедриони» фактически имела автономный статус в рамках армии, хотя она и была преобразована в официальную государственную структуру «Корпус спасателей Грузии». Летом 1994 новый министр обороны провел реорганизацию 20-тысячной армии. В регулярной армии отсутствовала строгая дисциплина, процветало дезертирство, преобладало устаревшее вооружение. Конституция 1995, а также законы «О призыве и военной службе», «Об обороне», «О военном положении» составили законодательную базу для вооруженных сил Грузии. В том же году парламент утвердил военную доктрину страны. Вооруженные силы Грузии несут ответственность за ее оборону. Они состоят из войск, подчиненных Министерству обороны, пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел и бригады государственной безопасности. Главнокомандующим вооруженных сил является президент Грузии.В 1995 вооруженные силы Грузии состояли из следующих подразделений: сухопутные войска, военно-морской флот, военно-воздушные силы, подразделения противовоздушной обороны, национальная гвардия и республиканские силы безопасности (внутренние и пограничные войска). Призывной возраст 18 лет. Единовременно, по оценке на 1997, может быть мобилизовано 1289 тыс. человек в возрасте от 15 до 49 лет (ежегодно призывного возраста достигают 40,8 тыс. мужчин). Парламент Грузии утверждает численность вооруженных сил и расходы на оборону. Постепенно расширяется военное сотрудничество с западными странами, особенно с США и Германией. В 19961997 вооруженные силы Грузии впервые провели крупномасштабные военные учения. В 1996 подразделение грузинской армии приняло участие в учениях, проводившихся на территории США в рамках программы «Партнерство во имя мира». Пограничным войскам Грузии была оказана значительная помощь со стороны США. В 1998 министры обороны Греции и Грузии подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве и приняли совместную программу военного сотрудничества.На территории Абхазии во время абхазо-грузинского конфликта обе стороны оставили минные поля. Больше всего мин заложено в Гальском районе Абхазии, где в составе населения преобладают грузины. В августе 1994 комиссия отдела гуманитарной помощи ООН оценила, что в Грузии между реками Гумиста и Ингури заложено от 75 тыс. до 150 тыс. мин. Были заминированы главные и второстепенные дороги, на минах подрывались взрослые и дети. В настоящее время разминированием занимаются только войска СНГ. Правительство Грузии заинтересовано в помощи со стороны ООН в разминировании территории, однако для этого надо получить согласие абхазской стороны. Внешняя политика. После провозглашения независимости Грузия подписала договоры о дружбе с Россией, Турцией, Ираном, Арменией и Азербайджаном и установила дипломатические отношения с большинством стран Запада. Она член ООН с 1992, Черноморского экономического сотрудничества, Североатлантического совета по сотрудничеству, Международного валютного фонда и имеет статус приглашенного государства в Совете Европы.Первоначально Грузия отказалась присоединиться к СНГ, а ее отношения с РФ оставались натянутыми из-за неофициальной поддержки Россией абхазских сепаратистов. Однако после поражения в Абхазии и из-за гражданской войны на западе страны осенью 1993 Грузия вынуждена была обратиться с просьбой о вводе в страну российского военного контингента. После этого она присоединилась к СНГ. К отраслям тяжелой промышленности Грузии относятся производство гидроэлектроэнергии, добыча угля и марганца, производство цемента, металлургия (производство ферросплавов, чугуна и стали), машиностроение (выпуск грузовиков, электровозов и морских судов), нефтепереработка и производство бумаги. В легкой промышленности доминировали пищевая (чай, вина, минеральные воды и др.) и текстильная отрасли (шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани). Объем внешней торговли был незначителен, хотя две трети продовольствия, произведенного в Грузии, вывозились в другие республики СССР. До 1990 официально не признавалось наличие безработицы и инфляции, но в скрытой форме они существовали всегда. Правительство независимой Грузии столкнулось с катастрофическим спадом экономики. В 1992 производство в целом сократилось на 40%. Объем выпускаемой продукции в промышленности уменьшился на 48%, а в сельском хозяйстве на 32%. Намечавшиеся правительством расходы на 1993 почти в четыре раза превысили ожидаемые доходы. В первые два месяца 1993 инфляция составляла 50% в месяц, а уровень официальной безработицы достиг 7%. В апреле 1993 Грузия ввела временную денежную единицу купон, чтобы отказаться от использования российских рублей. Процесс приватизации шел очень медленно, несмотря на активную законотворческую деятельность в этой области. К середине 1994 главные показатели состояния экономики свидетельствовали о кризисе во всех отраслях производства. Многие отрасли экономики, например лесное хозяйство и строительство, практически прекратили свою деятельность, а остальные снизили объем выпускаемой продукции до уровня 1960-х годов. Производственная и транспортная инфраструктуры разрушались, а новая денежная единица обесценилась. Инфляция составила ок. 9000% в год, а безработица достигла 20%. В то время как официально действовавшие предприятия и организации находились в состоянии полного краха, неофициальное теневое производство и черный рынок хорошо приспособились к новым условиям. В 1995 правительство начало выводить экономику из состояния кризиса, сбивая инфляцию, направляя на стабилизацию финансов почти все займы МВФ и приводя структуру экономики в соответствие с условиями предоставления кредитов. Были введены рыночные цены на хлебопродукты, велась подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, подписывались соглашения о транспортировке каспийской нефти по трубопроводу через территорию Грузии к Черному морю и принимались законы о коммерческих банках, земельной и налоговой реформах. Сельское хозяйство стало оживать, но промышленность еще нуждалась в радикальной реструктуризации и крупных инвестициях. Введение новой валюты лари и относительно сбалансированный государственный бюджет оказали благотворное влияние на состояние экономики страны. В 1996 ВВП страны вырос даже больше, чем планировало правительство на 14% (в 1995 всего на 2,4%). Было зарегистрировано свыше 30 тыс. частных предприятий. Общая численность занятых в 1996 оценивалась в 2,2 млн. человек, из них в промышленности и строительстве 31%, сельском и лесном хозяйстве 25%, остальных отраслях 44%. Усилия правительства были направлены на постепенное исключение контроля за ценами. В феврале 1996 правительство повысило цены на хлеб на 40%, что явилось одним из шагов к полному отказу от субсидий на этот продукт на протяжении всего года. Такие меры стали неизбежными из-за постепенного уменьшения поставок зерна из фондов гуманитарной помощи. В 1996 Грузия получила в качестве помощи только 138 тыс. т пшеницы (в 1995 540 тыс. т), что было связано с необходимостью закупок зерна по мировым ценам. В целом это почти не отразилось на ценах на другие продукты, что свидетельствует о бoльшей, чем предполагалось, независимости рынка от вмешательства государства. В 1997 экономический рост стимулировался развитием мелких и средних частных предприятий, которые активно функционировали в сферах услуг, транспорта, строительства и в пищевой промышленности. Кредиты крупным государственным предприятиям и поддержание цен на хлеб, коммунальные услуги и пассажирский транспорт были резко сокращены, так же как и число занятых на государственных предприятиях. Дефицит бюджета в 1996 снизился до 34%. Новая денежная единица лари, введенная в 1995, постепенно поднялась в цене. Официально зарегистрированная безработица в 1997 оставалась низкой, хотя б льшая часть занятых уже не работала в государственном секторе. Частный сектор давал свыше 50% ВВП.После некоторой раскачки темпы приватизации возросли. Были приватизированы большинство мелких предприятий и жилье, а также несколько крупных предприятий. В Грузии действует ваучерная программа, но приватизация не распространялась на предприятия стратегического значения и государственные монополии, такие, как хлебная торговля и государственные энергетические системы. Не существует ограничений на участие иностранцев в приватизации предприятий. Для восстановления сельского хозяйства большое значение имела реформа, обеспечивающая право на продажу земельной собственности. Положение в экономике остается нестабильным из-за сложных структурных проблем, включая трудности со сбором налогов и плату за потребляемую энергию. Большинство фирм уклоняется от уплаты налогов, поскольку связано с подпольным бизнесом. В Грузии в 1995 доля налогов составляла лишь 5,8% ВВП. Подоходный налог собирался только с работающих в государственном секторе, а в других секторах лишь с тех немногих, кто декларировал доходы. Тем не менее в 1997 наметились позитивные сдвиги и в сборе налогов. Президент Шеварнадзе сообщил, что налоговые поступления сильно выросли, а текущая налоговая реформа, поощряемая МВФ, приведет к дальнейшему их росту. Одновременно размер внешнего долга Грузии к середине 1996 перевалил за 1,5 млрд. долл. На втором этапе экономических реформ предстоит завершить переход к рыночной экономике, но главным препятствием для роста экономики остается затяжной энергетический кризис. |
|