Вывести на печать

Судебная система. До 1990 судебная система Грузии подчинялась республиканскому и центральному советскому правительству и КПСС. Уголовный и гражданский кодексы республики, суды, процедуры судопроизводства и конституция повторяли общесоюзный стандарт. Высшим судебным органом республики являлся Верховный суд, который подчинялся Верховному суду СССР и избирался Верховным советом Грузии каждые пять лет. Суды низших инстанций повторяли советскую административную иерархию. На уровне сельского района и небольшого города судьи избирались всенародным голосованием; на уровне области (республики) и большого города – соответствующим советом. Судьи служили в течение пяти лет, а два народных заседателя, которые сидели рядом с судьей, избирались сроком на 2,5 года. Автономные республики имели собственные судебные системы, каждую из которых возглавлял верховный суд, подчинявшийся Верховному совету Грузии. Судебное производство было настроено на обвинение и находилось под сильным влиянием обвинителей, назначавшихся республиканским прокурором, который в свою очередь назначался генеральным прокурором в Москве. Несмотря на конституционные и правовые положения о независимом судопроизводстве, все судьи находились под контролем КПСС.

После поражения коммунистической партии на выборах в октябре 1990 уголовный и гражданский кодексы, структуры и процедуры судопроизводства, а также конституция были пересмотрены с тем, чтобы создать подлинно независимую судебную систему. Верховный суд остался высшим правовым органом, а срок полномочий его членов был продлен до 10 лет. Права как адвокатов, так и обвиняемых были расширены; был отменен обвинительный уклон в судопроизводстве. Прокуратура и новый конституционный наблюдательный комитет стали осуществлять строгое соблюдение закона. Судьям была запрещена принадлежность к какой-либо политической организации и работа на любой другой государственной должности.

Судебная власть Грузии до сих пор сильно централизована. Она состоит из следующих ветвей: Верховного суда Грузии, Конституционного суда, верховных судов автономных республик, апелляционного суда; окружных, областных и городских (районных городских) судов. Председатель Конституционного суда назначается парламентом по представлению президента.

Другие суды входят в состав судебной системы общей юрисдикции, которую формирует президент Грузии. Члены Совета юстиции (совещательного органа, созданного при президенте Грузии) назначаются президентом и парламентом. Нижний уровень судов общей юрисдикции представлен областными и городскими (районными городскими в крупных городах) судами.

Совет юстиции назначает судей. Председатель суда назначается президентом Грузии на 5-летний срок. Судья в автономной республике назначается высшим законодательным органом власти автономной республики с письменного согласия президента.

Окружные суды формируются президентом Грузии по представлению Совета юстиции. В окружных судах создаются коллегии (по уголовному праву, гражданскому праву и т.д.). Председатель окружного суда и его заместитель назначаются президентом Грузии на пятилетний срок. В автономных республиках председатели суда назначаются парламентом с письменного согласия президента.

Апелляционные суды имеются при верховных судах республик Аджария и Абхазия, в Тбилиси и Кутаиси.

За деятельностью судов общей юрисдикции надзирает Верховный суд Грузии. Президент Грузии утверждает штатное расписание и структуру Верховного суда по предложениям Совета юстиции. Парламент Грузии большинством голосов утверждает председателя Верховного суда Грузии по представлению президента.

Защита прав человека в независимой Грузии. Основы системы защиты прав человека в Грузии были заложены 20 апреля 1992, когда по инициативе главы государства был создан Комитет по защите прав человека при правительстве страны, ставший главным правительственным источником информации по этому вопросу. Комитет анализирует и контролирует государственное законодательство, решения судов и административные акты в области прав человека.

4 октября 1994 был выпущен указ № 335 главы государства «О некоторых мерах по защите прав человека в Грузии». В соответствии с ним всем государственным органам власти предлагалось сотрудничать с Комитетом по защите прав человека для выработки предложений и мер, способствующих практическому выполнению требований ООН, международных соглашений и дополнительных протоколов.

Политические партии. До октября 1990 КПСС была единственной легальной политической партией в Грузии. В 1981 в ней состояло ок. 350 тыс. человек, т.е. менее 7% населения. Партия управляла всей политической и общественной жизнью. Монополия коммунистической партии на власть прекратилась после многопартийных выборов в октябре 1990. Блок «Круглый стол – Свободная Грузия», коалиция из семи партий, руководимая Гамсахурдиа, и Грузинский Хельсинкский союз сформировали новое правительство и стали доминирующей политической силой в Верховном совете. Этот блок получил 54% голосов на всеобщих выборах и 155 из 250 мест в парламенте. Коммунистическая партия Грузии получила 30% голосов и 64 места. Всегрузинский союз национального согласия и возрождения набрал 3,4% голосов и не получил ни одного места в парламенте.

В сентябре 1990 был избран неофициальный конкурирующий парламент, который назывался Национальным Конгрессом (в выборах участвовало свыше половины избирателей). В нем преобладали Национальная партия независимости во главе с Ираклием Церетели и Национально-демократическая партия во главе с Гиорги Чантурия. До января 1992 он играл роль внепарламентской оппозиции Верховному совету и президенту Гамсахаурдиа.

В политической жизни преобладали антигамсахурдиевские голодные забастовки, демонстрации и митинги вплоть до декабря 1991, когда оппозиция прибегла к вооруженному свержению президента. Жесткий курс правительства, включающий введение цензуры и непризнание этнических партий, наряду с экономической несостоятельностью и международной изоляцией Грузии, разочаровали грузинское общество. После неудачного государственного путча в Москве в августе 1991 новая крупная парламентская оппозиция в Тбилиси, состоявшая из интеллигенции и известная как «Хартия-91», и государственные чиновники, включая министров и военачальников, объединились и призвали к отставке Гамсахурдиа. После ожесточенных столкновений в Тбилиси в декабре 1991 – январе 1992 Гамсахурдиа бежал из страны (в конце концов поселившись в Чечено-Ингушетии). Осенью 1993 он предпринял попытку вернуться к власти, положив начало короткой, но напряженной гражданской войне. В январе 1994 Гамсахурдиа был убит при загадочных обстоятельствах. Сторонники изгнанного президента Звиада Гамсахурдиа до сих пор образуют одно из оппозиционных политических движений.

Кабинет, назначенный Шеварднадзе в конце 1992, отражал баланс политических сил в новом парламенте. Парламентские фракции вскоре объединились в группу большинства, т.е. сторонников Шеварднадзе, и оппозиционную группу противников Шеварднадзе. Большинство объединилось в широкую коалицию Гражданский союз, руководимый Зурабом Жвания из партии зеленых. Оппозицию возглавили Народный фронт, Национально-демократическая партия, «Хартия-91» и Общество Ильи Чавчавадзе. Всегрузинский союз возрождения представлял в Тбилиси политические силы Аджарии. Абхазская фракция пыталась провести резолюции по Абхазии. Сформировались новые политические партии: Христианско-демократический союз во главе с Ираклием Шенгелая, Демократический грузинский союз (Автандил Маргиани), Партия национальной независимости (Ираклий Церетели), Партия грузинских монархистов (Тимур Жоржолиани) и Объединенная коммунистическая партия Грузии (Пантелеймон Георгадзе).

Парламентские выборы в ноябре 1995 были проведены на основе смешанной системы по партийным спискам и одномандатным округам. В парламенте представлены 10 партий, преодолевших барьер в 5% голосов, но только три из них имеют политический вес: прошеварнадзевский Союз граждан Грузии, оппозиционная Национально-демократическая партия и Всегрузинский союз возрождения (отстаивает интересы Аджарии). Политические партии Грузии все еще остаются рыхлыми образованиями и слабо связаны со своим электоратом.

назад   дальше



ГРУЗИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Климат
Реки
Почвы
Растительность и животный мир
Состояние окружающей среды
НАСЕЛЕНИЕ
Этнический состав
Язык
Письмо
Религия
Города
Административно-территориальное деление
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Государственное устройство
Местное управление
Судебная система
Защита прав человека в независимой Грузии
Политические партии
Вооруженные силы
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Экономическая география
Энергетика
Добывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство
Регулирование использования токсичных химикатов в сельском хозяйстве
Туризм
Транспорт
Внешняя и внутренняя торговля
Государственный бюджет
Кредиты, финансы и банковское дело
ОБЩЕСТВО
Образ жизни
Жизнь общества в переходный период
Социальная структура и труд
Положение женщин
Молодежь
Социальное обеспечение
КУЛЬТУРА
Образование
Дошкольное воспитание
Среднее школьное образование
Высшее образование
Литература и искусство
Театр
Музеи, библиотеки и научные институты
Средства массовой информации
Спорт
Праздники
ИСТОРИЯ
Средние века
Российское правление
Советский период
Независимая Грузия
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!