Вывести на печать

КУЛЬТУРА

Культурная жизнь Грузии питается ближневосточными, европейскими и местными традициями. Грузинское многоголосое пение, как светское, так и церковное, своими корнями восходит к 5 в. После создания Грузинского государственного танцевального ансамбля в конце 19 в. грузинские танцы завоевали признание во всем мире. До сих пор сохраняется традиционное ремесленное искусство, в том числе роспись по эмали и художественная обработка металлов (ювелирное искусство, чеканка). Несмотря на культурное влияние Персии и Турции, грузины всегда тяготели к Европе. Грузия в 11–12 вв. пережила эпоху возрождения, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. Расцвет светской культуры произошел в 19 в., когда грузинские писатели и художники под влиянием европейских идей обогатили литературный язык и создали богатую национальную литературу.

Образование в Грузии имеет старые традиции. Средневековые монастыри и академии были важными очагами образования и сохраняли национальное наследие даже во времена иностранного гнета. В 1915 в Грузии было 1648 школ всех типов, но большинство населения оставалось неграмотным. Советский период характеризовался быстрым и массовым распространением образования. Благодаря бесплатному и обязательному обучению в школах неграмотность была ликвидирована. В 1979 почти треть занятых имела высшее или среднее специальное образование (самый высокий показатель в СССР).

Большинство детей в возрасте от 7 до 18 лет посещают школы, причем в 3/4 школ обучение ведется на грузинском языке, а в высших учебных заведениях – почти полностью на грузинском.

В начале 1990-х годов из-за политической и экономической нестабильности вся система образования была повергнута в хаос. После обретения независимости Грузия столкнулась с проблемами финансирования и сохранения системы образования.

Дошкольное воспитание. Больше всего от кризиса пострадало дошкольное воспитание. Доля детей в возрасте от 3 до 6 лет, посещающих детские сады, сократилась с 42% в 1989 до 28–31% в 1993. Большинство местных органов власти больше не может обеспечивать продовольствием детские сады, и чтобы уцелеть, некоторые государственные детские сады начали брать с родителей плату в размере 12–15 долл. в месяц. Дети, родители которых не в состоянии заплатить такие деньги, посещают более дешевые детские сады, в которых соответственно и более низкое качество питания и ухода. Общепринята практика сдачи в аренду части помещений детских садов, чтобы изыскать средства на оплату труда воспитателей и обслуживающего персонала. В период кризиса число воспитанников детских садов в городах было почти в два раза выше, чем в сельских районах (соответственно 35% и 19% от общего числа детей соответствующего возраста). В городах детские сады лучше снабжаются, в них работают более квалифицированные кадры.

Среднее школьное образование находится в самом плачевном состоянии, так как охватывает большое число учащихся и требует существенных затрат на содержание и проведение реформ. Появились новые частные школы. Плата за обучение в большинстве из них довольно высокая, но они предоставляют учащимся лучшие условия, а и иногда более качественное образование. То же самое можно сказать о тех немногих государственных школах, которым удалось найти западного партнера или местного спонсора, компенсирующих расходы и обеспечивающих условия для высокого уровня преподавания. Число школ обоих типов постепенно увеличивается, и, хотя в них учится меньшинство школьников, они создают здоровую конкуренцию за счет нововведений, отсутствующих в государственной системе образования. Сравнение данных за 1992/1993 учебный год с данными за 1994/1995 год показывает, что число средних общеобразовательных школ уменьшилось на 64 (или 2%), учащихся – на 32,5 тыс. (4,4%), учителей – на 7 тыс. (8%), а соотношение числа учащихся, приходящихся на одного учителя, выросло с 8,4 до 8,9.

Высшее образование в настоящее время состоит из сети государственных вузов и частных «коммерческих» институтов. В 1995/1996 учебном году более 90 тыс. студентов обучались в 28 государственных вузах (ок. 50 тыс. на дневном, а остальные на вечернем отделении), еще 3 тыс. человек обучались в аспирантуре по 59 специальностям. Кроме того, функционируют 250 частных институтов (только в Тбилиси 185). Государственные университеты располагают высококвалифицированными кадрами профессоров и преподавателей. Однако некоторые из них, чтобы не уронить свой престиж и сохранить кадры, открыли платные отделения. Созданы новые институты, основанные на международном партнерстве. Европейская школа менеджмента (спонсором которой является Фонд Шеварднадзе) дает высококачественное образование в области менеджмента и финансов (плата за обучение 600 долл. в год, весьма высокая для Грузии). В Тбилиси открыто совместное грузинско-американское учебное заведение – филиал американского Гавайского университета. Этот университет дает образование в области государственного управления, права и дипломатии, бизнеса и средств массовой информации. Хотя плата очень высокая (более 5 тыс. долл. за курс бакалавра), в 1994/1995 учебном году были зачислены 20 студентов. Институт государственного управления, совместное учебное заведение с Национальной академией общественных и политических наук США, готовит магистров государственного управления на базе американских программ, учебников и с приглашением зарубежных преподавателей. Согласно статистическим данным, число выпускников профессиональных училищ в 1995 составило 12,5 тыс. человек (почти 40% от уровня 1988), что считается неплохим показателем в условиях нынешнего состояния экономики.

В Абхазии обучение в школах на грузинском языке постепенно сокращается. С 1995 дети, принимавшиеся в первые классы школ Гальского района Абхазии, обучались только на русском языке. В результате в 1–3 классах преподавание велось главным образом на русском языке, хотя большинство населения этого района составляют грузины. На грузинском языке старшеклассники учились всего в девяти грузинских школах этого района. Цель такой политики – ликвидация грузинского языка как языка обучения и введение образования на русском языке.

Кабинет министров Грузии в 1995 утвердил государственную программу реформы образования и план ее реализации, а парламент в 1996 одобрил «Закон об образовании в Республике Грузия».

назад   дальше



ГРУЗИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Климат
Реки
Почвы
Растительность и животный мир
Состояние окружающей среды
НАСЕЛЕНИЕ
Этнический состав
Язык
Письмо
Религия
Города
Административно-территориальное деление
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Государственное устройство
Местное управление
Судебная система
Защита прав человека в независимой Грузии
Политические партии
Вооруженные силы
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Экономическая география
Энергетика
Добывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство
Регулирование использования токсичных химикатов в сельском хозяйстве
Туризм
Транспорт
Внешняя и внутренняя торговля
Государственный бюджет
Кредиты, финансы и банковское дело
ОБЩЕСТВО
Образ жизни
Жизнь общества в переходный период
Социальная структура и труд
Положение женщин
Молодежь
Социальное обеспечение
КУЛЬТУРА
Образование
Дошкольное воспитание
Среднее школьное образование
Высшее образование
Литература и искусство
Театр
Музеи, библиотеки и научные институты
Средства массовой информации
Спорт
Праздники
ИСТОРИЯ
Средние века
Российское правление
Советский период
Независимая Грузия
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!