Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Письменность. Неизвестно, когда в действительности возник египетский календарь, возможно, в додинастический период, но его официальное введение не могло произойти раньше эпохи Древнего царства. Совершенствование и применение календаря предполагает существование письменности, зарождение которой непосредственно предшествует времени I династии и произошло, вероятно, в восточной части области Дельты под не вполне ясным влиянием далекого Шумера, расположенного в долине низовий Евфрата. О том, что зачатки египетской письменности относятся к герцейскому периоду, свидетельствует тот факт, что многие из иероглифов являются изображениями предметов, имевших характерные для той эпохи формы. Развитие письменности происходило исключительно быстро, без того долгого и мучительного перехода от знаков, обозначающих слова, к фонематическому алфавитному письму, о существовании которого когда-то говорили ученые. Имеются доказательства того, что определенные знаки-изображения изначально служили для обозначения отдельных звуков. Однако египетское письмо уникально полным отсутствием в нем слоговых знаков, обозначающих сочетание согласного или нескольких согласных с гласным; египетские иероглифы, напротив, обозначают только согласные или группу согласных, полностью игнорируя находящиеся между ними гласные и разделение слова на слоги. В нем имеются немногочисленные чисто алфавитные знаки (например, обозначающие единичный согласный), но преобладают те, что передают сочетание двух или трех согласных. Сочетания же этих последних с помещенным на конце слова знаком-изображением, обладающим скорее служебной функцией, чем собственным значением, и указывающим на конкретное значение слова (т.н. детерминативом), продолжали употребляться до того времени, пока в начале христианской эры вся эта система не уступила место коптскому письму текстам на египетском языке, написанным преимущественно буквами греческого алфавита. Иероглифическое письмо было хорошо приспособлено для нанесения надписей на каменные памятники. Поскольку камень являлся основным материалом, употреблявшимся при возведении храмов и усыпальниц, иероглифика всегда была тесно связана с религией; сам этот термин по-гречески означал «священная скульптура». Для фиксации текстов светского содержания деловых бумаг, произведений литературы, научных сочинений, писем и т.д. использовалась видоизмененная иероглифика, сходная с нашими рукописными буквами, знаки наносились на листы или свитки папируса, известняковые пластины или черепки разбитых сосудов. Это т.н. иератическое письмо со временем в эпоху XVI династии и позже было еще больше модифицировано и упрощено и превратилось в письмо демотическое, настолько отличающееся от своего прообраза иероглифики, что лишь в редких случаях в нем можно распознать исходные начертания знаков. В конце концов, с обращения египтян в христианство, когда в стране широко распространились греческий язык и греческая письменность, тексты на египетских диалектах того времени стали писать по-коптски, т.е. греческим алфавитом, к которому для обозначения звуков, отсутствующих в греческом, было добавлено несколько демотических знаков. (40.35 Кб)Большинство египетских письменных текстов наносилось на папирус материал, изготовленный из одноименного растения, произраставшего в Дельте (оно было там настолько распространено, что превратилось в символ Нижнего Египта, подобно тому, как символом Верхнего Египта стала лилия). Стебли папируса разрезали на продольные полосы, которые разглаживали и раскладывали вплотную друг к другу на ровной поверхности; таким образом получался нижний слой листа; второй слой составляли более короткие ленты, положенные сверху поперек полосок первого слоя. Слипшиеся между собой слои прессовали и разглаживали, в результате получалась пригодная для письма поверхность. Несколько листов можно было склеить по краям, и тогда получался свиток. Инструментом для письма служило тростниковое перо. Поскольку папирус был материалом недолговечным в отличие от глиняных табличек, применявшихся вавилонянами и их соседями для нанесения клинописи, большинство египетских документов до нас не дошло. (Даже тысячи иероглифических надписей на камне составляют лишь незначительную часть общего числа некогда существовавших текстов). Однако и то немногое, что случайно уцелело, демонстрирует такое разнообразие форм и содержания, что позволяет воссоздать достаточно полную картину египетской цивилизации особенно в сочетании с иероглифическими надписями, сохранившимися на каменных памятниках и других найденных при раскопках предметах. |
|