Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Религия. Космогония и местные божества. С древнейших времен египтяне отличались исключительной религиозностью. Если, как полагают некоторые ученые, они и были поначалу монотеистами, то вряд ли их единобожие было достаточно последовательным. Истовое почитание «божества собственного города» не мешало им допустить в свои сердца и на свои алтари каких-то иных богов. С созданием «союза Двух Царств» божества наиболее крупных городов обрели статус общенациональных. Мемфисский бог-творец Птах, солнечный бог Ра, бог из Гелиополя Мин бог плодородия, почитавшийся в Коптосе, богиня-корова Хатхор из Дендеры, абидосский Осирис, саисская Нейт, космический бог Амон из Гермополя с течением времени все они были перенесены в Фивы. Это были божества, некогда в той или иной степени связанные с конкретным местом, но постепенно их культ распространился и вверх, и вниз по долине Нила. Сходным образом бехдетский Хор и омбосский Сет первоначально были местными богами и с превращением почитавших Хора и Сета городов в столицы Нижнего и Верхнего Египта они стали соответственно богами двух этих государств. Бог северных земель Хор превратился в победителя Сета и стал национальным божеством Верхнего Египта. В конце концов, когда в правление Менеса Верхний Египет «объединил Два Царства», именно верхнеегипетского Хора стали считать победителем. Царь, будучи главным лицом в государстве и вследствие этого сам считавшийся божеством, рассматривался как земное воплощение Хора; поэтому каждый египетский фараон становился «Хором Сесострисом», «Хором Тутмосом», «Хором (в женской ипостаси) Хатшепсут» и т.п. (12.07 Кб) Временами боги, культ которых был привнесен из других мест, вытесняли местных богов. Так, фиванского Монту затмил Амон из Гермополя; и именно он стал верховным богом. Осирис не был исконным божеством Абидоса, но мало кто из египтян помнил того бога, который почитался здесь раньше, а Осирис, владыка Абидоса, был самым любимым из всех богов Египта. Некоторые боги были объединены в семьи, подобные гелиопольской эннеаде (девятке): Атум отец Шу и Тефнут, которые в свою очередь были родителями Геба и Нут, чьи дети Осирис, Исида, Сет и Нефтида. В Карнаке почитали более простое семейство из трех богов Амона, Мут и их сына Хонсу. Подобным божественным семьям поклонялись во многих храмах по всей стране. Отличить местных богов от богов иной природы к примеру, космических достаточно сложно. Ра почитался как солнечный бог, Геб как бог земли, а его сестра-жена как богиня неба. Представление о поле этих божеств зависело от грамматического рода слова, обозначающего олицетворяемый каждым из них элемент мироздания. Космические боги обычно были антропоморфными, т.е. имеющими человеческий облик, в отличие от многочисленных местных божеств, которых первоначально почитали в виде животных и всегда изображали в образе зверей или как человеческих существ со звериными головами; так изображались Анубис, Хор, Хнум, Тот, Собек, Амон и многие другие. Бастет имела голову кошки (кошек в Египте глубоко почитали; после смерти их тела иногда бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах). Амон обычно изображался с головой барана, но его же представляли и в чисто человеческом обличье. Богиню неба Нут представляли либо женщиной, либо коровой, причем в обоих случаях ее изображали распростершейся по небосводу; ее тело покрыто звездами, и между ними на своей лодке с востока на запад каждый день путешествует солнце. Наконец, вплоть до воцарения христианства, в стране существовали и чистые культы животных таких, как быки Апис, Мневис и Бухис, среди которых особенно важен культ Аписа, быка, считавшегося «душой» бога Птаха. Религиозные мифы: Осирис. Хотя египетские боги, в отличие от греческих, не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть, зависть и мстительность, и зачастую они опускались до поступков весьма сомнительного свойства. Тем не менее египтяне считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать. Ближе всех сердцу египтянина был, вероятно, бог его города. Связь человека с подобными богами была теснее, чем с величественным богом неба или с божествами государственного храма. Самым же родным для них был, по-видимому, Осирис. Согласно легенде, некогда он был земным царем. Осирис был убит своим завистливым братом Сетом, который расчленил его труп и бросил его в Нил. Но Исида, преданная жена Осириса, собрала разрозненные части его тела; Осирис воскрес и с тех пор правит в царстве мертвых. Безжалостный Сет обратил свои злобные замыслы против малолетнего сына Исиды и Осириса Хора, из-за чего мать младенца была вынуждена ради его спасения скрыться в недоступных болотах Дельты. Ребенок выжил, чтобы впоследствии сразиться со своим дядей и одолеть его, а боги объявили его законным наследником Осириса и возвели на отцовский трон.Египтянам были необычайно близки страдающие боги, испытавшие, по их представлениям, все невзгоды и лишения простых смертных. Культ этой семьи пострадавшего Осириса, его преследуемой жены, многострадальной Исиды, и невинного младенца Хора, скрывавшегося от жестокого Сета, пользовался наибольшей популярностью. В конечном счете каждый египтянин считал себя в какой-то мере Осирисом, в борьбе отстоявшим свои права и победившим даже смерть. Каждый в своих надгробных надписях именовал себя «Осирис такой-то» и надеялся разделить судьбу этого бога в потусторонней жизни. |
|