Вывести на печать

Пирамиды и храмы. Есть основания считать, что превращение усложненной мастабы в ступенчатую пирамиду было осуществлено царем Джосером и его зодчим Имхотепом. Позже цари III и IV династий предприняли попытки изменить конструкции пирамид в ином направлении; это так называемая кривая пирамида в Дахшуре с иным углом наклона боковых граней, ступенчатая пирамида в Медуме с более крутыми, чем у пирамиды Джосера, стенами, позже перестроенная в настоящую пирамиду, но возведенная столь неудачно, что ее ровные наклонные грани теперь совершенно разрушены. В конце концов фараон Снефру, с которого начинается IV династия, задумал и возвел первую подлинную пирамиду, а его сын Хуфу – величайшую из всех пирамид.

(34.89 Кб)

Подобно тому как мастаба имела ложную дверь, обращенную на восток, культовая молельня в царских пирамидах располагалась также в восточной части. К эпохе IV династии она превратилась в храм сложной планировки с украшенным колоннами двором, обширным залом, по периметру которого находились статуи царя, культовыми помещениями и главным святилищем, обращенным к расположенной за храмом пирамиде. Этот храм при пирамиде соединялся длинным крытым проходом, ведущим на восток и вниз, с границей между пустыней и обработанными полями, во время ежегодных разливов Нила покрытыми водой. Здесь находился нижний, «долинный» храм с культовыми помещениями у самой кромки воды, куда на лодках в период половодья доставляли продукты и другие припасы, связанные с заупокойным культом царя. По крытому проходу их относили в храм при пирамиде и предлагали царю, дух которого (ка) мог легко покидать саркофаг, чтобы вкушать приготовленные блюда.

Долинный храм Хефрена – простое, лишенное украшений, но массивное сооружение из огромных прямоугольных гранитных блоков – до сих пор стоит рядом с великим сфинксом с лицом самого фараона.

Строгое величие архитектуры эпохи IV династии, о которой до раскопок мы могли судить исключительно по надписям и рельефам, было отвергнуто правителями следующей династии, которые строили свои пирамиды и храмы в Абусире. Нижний храм Сахура был украшен изящными гранитными колоннами в форме стволов финиковой пальмы. Стены храма покрывали барельефы, на которых этот царь был изображен победителем своих поверженных врагов – азиатов и ливийцев.

Заупокойный храм при пирамиде, также имеющий крытый подход, многократно превосходит размерами и величием аналогичные сооружения предшествующих царей. Использование камня контрастных цветов – известняка, базальта, алебастра – усиливает впечатление от великолепных раскрашенных рельефов, покрывающих его стены: здесь представлены сцены триумфа над побежденными врагами и их беспомощные жены и дети; царь, занятый ловлей рыбы или охотой на птиц; сцена охоты с изображением царя, стреляющего в антилопу, газелей и других животных; отплытие торгового флота из 12 морских судов в страны Восточного Средиземноморья и его возвращение; в святилище на резной панели – плите на каменном цоколе – изображены божества провинций, совершающие заупокойные приношения фараону.

Примечательной особенностью этого храма является сложная дренажная система из медных труб длиной более 320 м. Она проложена под полом храма и выведена наружу, причем стекала по ней не дождевая вода с крыши (хотя здесь имелось специальное устройство и для этого), а отходы от культовых церемоний, которые, будучи ритуально нечистыми, требовалось удалять за пределы священного пространства.

О великолепных достижениях строителей храмов эпохи Древнего царства можно судить лишь по отдельным фрагментам строений. Архитекторы той поры демонстрируют поразительный уровень владения техническими приемами, например, при обработке самых твердых пород камня. Между тем царские зодчие последующих времен предпочитали строить из более мягкого материала и из блоков меньшего размера, и величественные создания эпохи пирамид так никогда и не были превзойдены.

Фивы. Следующим периодом расцвета египетской архитектуры было время правления XII династии, религиозная столица которой находилась в Фивах. Ни одно из сооружений той эпохи не сохранилось в первозданном виде, лишь в Карнаке, фиванском храмовом комплексе на восточном берегу Нила, находится практически целая изысканная молельня из белого известняка, относящаяся к правлению Сесостриса I. Отдельные ее детали были в последние годы извлечены из кладки третьего пилона (привратного сооружения у храма) в Карнаке, возведенного Аменхотепом III в эпоху XVIII династии. Этот царь, используя упомянутую молельню из известняка в качестве каменоломни, невольно сохранил для потомства архитектурную жемчужину, своей ценностью намного превосходящую любую из грандиозных построек, воздвигнутых им в стремлении к державному величию.

Поскольку фараоны XVIII династии стали вырубать для себя потайные усыпальницы в Долине царей близ Фив, им пришлось разделить свои заупокойные храмы (соответствующие храмам при пирамидах эпохи Древнего царства) и сами гробницы. Располагаясь на краю обработанных земель, эти храмы тем самым напоминают более древние храмы, и попасть к ним из государственного храма в Карнаке можно было по Нилу и системе каналов. В это время в архитектуре сложился новый стиль, и все заупокойные храмы следуют единому типу. Они состоят из внушительного входного сооружения в виде двух башен с соединяющим их порталом – пилона, который вел в частично открытый двор с колоннадой по северной и южной сторонам. Вход через второй пилон открывал доступ во второй двор с колоннадой – своего рода зал для празднеств в честь богов, за которым следовало несколько гипостильных залов, вокруг которых по периметру располагались культовые помещения, сокровищницы, лавки для продажи употреблявшихся в ритуалах священных предметов, бойня, где готовилось мясо для приношений, и молельни, в которых помещались священные изображения богов. Буквально каждый квадратный метр храмовых стен внутри и снаружи был покрыт раскрашенными рельефами, прославляющими войны и иные деяния царей, ежедневные храмовые ритуалы и крупные религиозные праздники. Длинные иероглифические надписи сообщают о подвигах царей и об их приношениях богам. Заупокойный культ, которому были посвящены такие храмы, имел целью служить находящемуся в удаленной скальной усыпальнице царю, как если бы оба сооружения составляли единое целое.

Ряд царских заупокойных храмов протянулся, подобно нитке бус, с севера на юг вдоль кромки пустыни по краю обработанных земель на западе Фив, и каждый из них был посвящен культу одного из правителей, погребенных на кладбище в Долине царей. Позади храмов находятся вырубленные в известняке гробницы служивших царям должностных лиц и представителей знати, причем многие из них, как мастабы придворных эпохи Древнего царства, располагались возле усыпальниц их владык.

В Карнаке на протяжении примерно 2000 лет создавался не поддающийся описанию комплекс сооружений главного государственного храма, посвященного царю богов Амону-Ра. Попав в этот великолепный хаос, теряешься среди бесконечных рядов колонн, развалин пилонов, опрокинутых каменных блоков; монументальные обелиски (монолитные каменные столбы) до сих пор возвышаются на тех местах, где 3500 лет назад их воздвигли Тутмос I и его дочь Хатшепсут; некоторые из раскрашенных рельефов хорошо сохранились, другие потеряли первоначальный облик, а третьи обратились в прах; и повсюду бесконечные строки и столбцы иероглифических надписей. Половина всей истории Египта так или иначе отражена в этих письменах. Каждый фараон делал все возможное, чтобы соорудить еще один пилон, новую колоннаду, портал или зал, воздвигнуть новый колосс или обелиск либо хотя бы оставить иероглифическую надпись со своим именем и титулом во славу великого бога египетской державы, но в первую очередь – в честь самого себя. Всех остальных превзошел Рамсес II, завершивший Большой гипостильный зал со 134 колоннами – шедевр мировой архитектуры.

Ансамбль храмов в Карнаке протянулся в длину почти на 1,3 км. Аллея сфинксов длиной в 1,3 км соединяет его с храмом в Луксоре с его фантастической колоннадой – созданием Аменхотепа III – и с гигантским пилоном, сооруженным Рамсесом II в память о войнах, которые он вел в Азии.

Значительно выше по течению Нила, ниже второго порога, Рамзес II построил невероятных размеров храм в Абу-Симбеле. Это оригинальное сооружение вырублено в скале, а его двор и культовые помещения защищены облицовкой из песчаника. Снаружи находятся также вытесанные из скальных монолитов четыре колоссальные статуи сидящего Рамсеса II, безмолвно взирающего на восходящее солнце, лучи которого проникают в потайное святилище.

назад   дальше



ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ
Нил
История археологических исследований
Египетский поход Наполеона и Розеттский камень
Французские, немецкие, английские и американские исследования
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Культуры эпохи неолита и халколита
Тасийцы
Бадарийцы
Герцейцы
Общинное сознание и объединение общин
Царства додинастического периода
ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Протодинастический период
Древнее царство
Первый переходный период
Среднее царство
Второй переходный период
Новое царство
Период упадка
ТЕХНИКА, ЭКОНОМИКА И ИСКУССТВО
Календарь
Письменность
Литература
Наука
Мумии
Живопись и скульптура
Рельефы
Круглая скульптура
Искусство Амарны
Архитектура
Жилые дома
Стелы и мастабы
Пирамиды и храмы
Фивы
Религия
Космогония и местные божества
Религиозные мифы: Осирис
Прочие верования
Политическая и социальная организация
Экономика
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
03/12/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!