Вывести на печать

Искусство Амарны. Пик в развитии реалистической скульптуры, как рельефной, так и объемной, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, при Эхнатоне – фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены из семейной жизни при дворе. Эхнатон, проповедовавший «правду» в своем религиозном учении, неукоснительно требовал, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре.

Уникальное собрание царской погребальной утвари, обнаруженное в гробнице Тутанхамона – зятя Эхнатона, демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. Ложа и троны, ювелирные изделия и личные украшения, включая царскую диадему, светильники и безделушки, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски – все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе амарнского периода, даже в правление самого неудачного из его царей.

(44.15 Кб) (44.28 Кб) (24.52 Кб) (18.67 Кб) (13.48 Кб)

Архитектура. Жилые дома. Египтяне, принадлежавшие к любому общественному классу или сословию, строили свои дома из непрочных материалов – тростника, дерева, глины или глиняных кирпичей и никогда не использовали камня. Среди немногочисленных сохранившихся жилищ большинство представляет беднейшие деревенские лачуги, и лишь в столице Эхнатона Амарне найдены дома представителей знати. Древнейшие дома додинастического периода зачастую представляли собой просто убежища для защиты от ветра и солнца. Такие укрытия были вполне пригодны для жизни в условиях засушливого египетского климата. Виллы же являли собой сложные сооружения, включавшие снабженные водостоками помещения для купанья, отдельные кухни, стойла для скота, зернохранилища, просторные общие комнаты с высокими потолками и небольшими окнами и тесные спальни. Общие комнаты часто украшали настенными росписями. Лестница вела на крышу, где семья проводила значительную часть времени, или на второй этаж. При жилище имелась молельня, где поклонялись одному или нескольким богам (в Амарне – исключительно Атону), обычно представлявшая собой отдельное сооружение во внутреннем дворе дома. Поскольку большинство египтян, за исключением царей, имели по одной жене, в обычном жилище отсутствовали специальные женские помещения; египетские женщины участвовали в общественной жизни и обладали многочисленными правами, которых были лишены женщины в других странах Древнего Востока.

Стелы и мастабы. Архитектурные сооружения из камня предназначались только для умерших и для богов. Древнейшие из сохранившихся человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне делали определенные запасы, чтобы продолжить существование в загробном мире. Если усыпальницы времен I и II династий, независимо от того, принадлежали они царям или рядовым общинникам, строили из глиняных кирпичей – причем зачастую эти гробницы имели большие размеры и сложную планировку, – то позже некоторые их элементы стали выполнять в камне; это относится в первую очередь к стелам из гробниц I династии в Хелуане, которые вмуровывали лицевой стороной вниз в потолок камеры над погребением. На этих каменных стелах вырезали примитивное изображение умершего, его имя и титулы, а также сопровождающиеся иероглифическими подписями изображения основных продуктов для еды и питья; все это было выполнено в высоком рельефе. Такой обычай был явно связан с представлением, что весь этот набор сохранится и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу, а тело владельца усыпальницы превратится в прах. Увековечивание в нетленном камне рассматривали как магическое средство, обеспечивающее вечное бытие умершему и необходимые ему средства существования. Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц, они обрели более крупные размеры и более разнообразные формы, постепенно превратившись в «ложные двери» в западной стене гробницы. Считалось, что усопший, изображенный над притолокой, будет выходить через эту дверь из погребальной камеры, чтобы отведать еды и питья, которые будут регулярно приносить в гробницу его живые родственники, и потому их также перечисляли и изображали на панели ложной двери.

В эпоху III и IV династий на смену кирпичным усыпальницам пришли каменные сооружения. Цари строили пирамиды для себя, а вокруг них рядами размещали сложные гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они были богато украшены рельефами, воспроизводящими прижизненные деяния владельца усыпальницы – исполнение им своих должностных обязанностей, проявления царского благоволения к нему, – но при этом, что любопытно, никогда не содержавшими изображений богов.

Типичная мастаба состояла из вертикальной шахты, вырубленной в скальной породе на глубину 17–32 м и ведущей в погребальную камеру. Аналогичная усыпальница заранее строилась для жены усопшего. Наземное сооружение представляло собой прочную постройку из тесаного камня, к которой вначале пристраивали обращенную на восток молельню с ложной дверью в западной стене. С течением времени молельня приобретала все большие размеры и была включена в каменное наземное сооружение. Оно было разделено на несколько культовых помещений, стены которых украшали рельефами, призванными обеспечить владельца усыпальницы всем необходимым в загробной жизни. Одно или несколько расположенных в глубине помещений (они называются сердабы) узкими проемами в каменной кладке связывались с общественными помещениями и тем устанавливалась статуя усопшего. Полагали, что эти проемы позволят ему видеть навещающих его друзей и родственников и вкушать приношения, предназначенные обеспечить его благополучие, либо «духовно» потреблять продукты, положенные перед ложной дверью, либо читать перечни в вырезанных на ней иероглифических надписях. Некоторые из встречающихся в этих сердабах статуй представляют великолепные портретные изображения, причисляемые к высшим достижениям скульптуры эпохи Древнего царства.

назад   дальше



ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ
Нил
История археологических исследований
Египетский поход Наполеона и Розеттский камень
Французские, немецкие, английские и американские исследования
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Культуры эпохи неолита и халколита
Тасийцы
Бадарийцы
Герцейцы
Общинное сознание и объединение общин
Царства додинастического периода
ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Протодинастический период
Древнее царство
Первый переходный период
Среднее царство
Второй переходный период
Новое царство
Период упадка
ТЕХНИКА, ЭКОНОМИКА И ИСКУССТВО
Календарь
Письменность
Литература
Наука
Мумии
Живопись и скульптура
Рельефы
Круглая скульптура
Искусство Амарны
Архитектура
Жилые дома
Стелы и мастабы
Пирамиды и храмы
Фивы
Религия
Космогония и местные божества
Религиозные мифы: Осирис
Прочие верования
Политическая и социальная организация
Экономика
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
03/12/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!