Вывести на печать

Период упадка. Престол вновь достался военачальнику, Херихору, бывшему одновременно верховным жрецом Амона. При нем Египет стал теократическим государством, и важные общественные и частные дела стали решаться путем прямых обращений к оракулу Амона в Карнаке. Нижний Египет отделился, а его правитель по имени Смендес, пребывающий в Танисе, в области Дельты, провозгласил себя царем Верхнего и Нижнего Египта. От рассыпавшейся державы отпала и Нубия, и нубийский царь правил в Напате (напротив современного Мероэ в Судане).

7Ключевые позиции в аппарате управления постепенно перешли к жившим в Дельте ливийцам, часть из которых были вождями призванных властями наемных воинских отрядов, а часть – потомками семей, поселившихся здесь в правление XIX и XX династий. Около 950 до н.э. один из них, чей род гордился тем, что жил в Гераклеополе на протяжении семи поколений, захватил трон в Бубастисе, в области Дельты, приняв имя Шешонк I. Впервые после изгнания гиксосов корона Египта досталась чужеземцу. Шешонк (Шишак) знаменит тем, что совершил поход в Палестину и захватил Иерусалим, где в то время правил Иеровоам, упоминаемый в Ветхом Завете. Правление основанной Шешонком XXII династии продолжалось около двух столетий, но это было время упадка и неурядиц. Царская власть пыталась укрепить свое влияние союзом с религиозными институтами. Наследник престола регулярно назначался верховным жрецом Амона в Карнаке, а царевны становились верховными жрицами этого бога.Тем временем набирало силу молодое Нубийское царство, и около 730 до н.э. его храбрый и даровитый царь Пианхи, следивший за раздиравшими Египет гражданскими смутами, вторгся в расположенную ниже по течению Нила долину, осадил и взял штурмом Гермополь и Мемфис и захватил трон. Эфиопская (XXV) династия пыталась править страной из Напаты, но позже представитель этой династии фараон Тахарка (ок. 689–664 до н.э.) был вынужден в течение нескольких лет руководить военными действиями в Дельте из Таниса, отражая сильный натиск со стороны не только своих египетских противников, но и Ассирии. В 671 до н.э. войско Тахарка было разбито ассирийским царем Асархаддоном, и представители эфиопской династии были вынуждены бежать в Напату. Восемью годами позже ассирийский царь Ашшурбанипал в ходе нового вторжения разгромил египетские и эфиопские силы племянника Тахарки, царя Танутамана, и разорил знаменитую столицу Египта – Фивы. Эфиопы были изгнаны из Египта, а на трон взошли фараоны из расположенного в Дельте Саиса. Нильский «сломанный тростник» получил короткую передышку, когда Ашшурбанипал был вынужден из-за возникших у него на родине волнений вернуться в Ниневию. При Псаметике I (греч. вариант – Псамметих) (ок. 663–610 до н.э.), правителе XXVI (саисской) династии, многие разоренные ассирийцами города были отстроены, и их доходы возобновились. Предпринимались попытки восстановить достопримечательности былых времен, в первую очередь сооружения эпохи пирамид. Но поскольку памятники тех правителей замечательны именно мастерством исполнения и совершенством отделки, их прежний дух был утрачен.

Теперь иноземных купцов поощряли основывать в области Дельты свои торговые поселения, и при Псамметихе II здесь был построен знаменитый греческий город Навкратис. Амасис, или Яхмос II (ок. 568–526 до н.э.), вслед за своим отцом проводил прогреческую политику, возможно, в надежде на поддержку перед лицом нарастающей угрозы с востока. С его смертью кризис достиг апогея, поскольку персы уже двигались на Египет. Его преемник Псамметих III (ок. 526–525 до н.э.) был разбит при Пелусии персидским царем Камбизом II, который захватил Египет вплоть до Нубии и провозгласил себя фараоном. Вскоре после этого царь Персии Дарий превратил страну в одну из сатрапий своей державы, и это означало конец существования независимого Египта. Несмотря на несколько восстаний, в ходе которых египтянам удавалось изгнать персов – в одном случае на целых 60 лет, – Египет оставался персидской провинцией вплоть до прихода в 332 до н.э. Александра Великого (о дальнейшей истории страны см. ЕГИПЕТ).

ТЕХНИКА, ЭКОНОМИКА И ИСКУССТВО

Календарь. Основой жизни Древнего Египта было земледелие, а его успешность зависела от регулирования ежегодных разливов Нила. Египетское слово со значением «год» само по себе связано с земледелием – чтобы его написать, использовали изображение растения, а исходно оно означало «то, что обновляется». Для счисления времени в пределах года египтяне изобрели календарь. В нем выделялись три четырехмесячных сезона с продолжительностью каждого месяца в 30 дней, а в конце прибавлялось пять дополнительных дней, чтобы получился 365-дневный год. О недостающей в таком счете четвертой части суток было известно, и этот недостаток пытались преодолеть, но в обычном календаре этот отрезок времени никогда не учитывали. Три сезона носили названия Половодье, Прорастание и Жатва. День Нового года – первый день первого месяца сезона Половодье – теоретически совпадал с началом ежегодного разлива Нила. Однако вследствие того, что египетский календарный год был на четверть суток короче реального, постепенно накапливалось расхождение, которое составляло за столетие 25 дней. Время от времени это смещение календарного года обнаруживалось при сопоставлении с астрономическим явлением – ежегодным первым появлением (после периода отсутствия на видимом небе) звезды Сириус (Сотис) непосредственно перед рассветом; этот «восход звезды Сотис» считался свидетельством наступления Нового года. Появление Сириуса настолько регулярно приходилось на время, близкое к началу половодья, что египтяне рассматривали эти события как причину и следствие.

назад   дальше



ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ
Нил
История археологических исследований
Египетский поход Наполеона и Розеттский камень
Французские, немецкие, английские и американские исследования
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Культуры эпохи неолита и халколита
Тасийцы
Бадарийцы
Герцейцы
Общинное сознание и объединение общин
Царства додинастического периода
ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Протодинастический период
Древнее царство
Первый переходный период
Среднее царство
Второй переходный период
Новое царство
Период упадка
ТЕХНИКА, ЭКОНОМИКА И ИСКУССТВО
Календарь
Письменность
Литература
Наука
Мумии
Живопись и скульптура
Рельефы
Круглая скульптура
Искусство Амарны
Архитектура
Жилые дома
Стелы и мастабы
Пирамиды и храмы
Фивы
Религия
Космогония и местные божества
Религиозные мифы: Осирис
Прочие верования
Политическая и социальная организация
Экономика
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!