Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Литература. Египетская литературная традиция была исключительно разнообразной, а порой и изысканной. Ей были неизвестны драма, существовавшая лишь в зачаточной форме в виде составного элемента религиозных празднеств, включая ритуал коронации царя, а также эпос, представленный всего одним достаточно примитивным произведением, прославляющим более чем сомнительную победу Рамсеса II. В огромном количестве сохранились религиозные тексты, начиная с Текстов пирамид, Текстов саркофагов и их более позднего переработанного и дополненного варианта, составившего знаменитую Книгу мертвых (см. КНИГА МЕРТВЫХ). Последняя представляет собой магический текст, призванный обеспечить частному лицу в загробном мире все те блага, которых цари эпохи Древнего царства надеялись получить, вырезая на своих погребальных памятниках Тексты пирамид. Наши представления о египетской религии дополняют немногочисленные сохранившиеся легенды о богах и бесчисленные иероглифические надписи и рельефы, высеченные на стенах храмов. (58.52 Кб)Произведения художественной литературы представлены очень скудно; они состоят из рассказов о приключениях и путешествиях. Поэзия носила в основном религиозный характер; некоторые ее памятники сопоставимы с псалмами Ветхого Завета; сохранились, впрочем, немногочисленные образцы лирики, в том числе несколько изысканных любовных песен и замечательное стихотворное восхваление смерти. Исторических сочинений египтяне не составляли. Однако подвиги царей и их приношения богам, сооружение храмов, воздвижение обелисков, пожертвования жречеству и проведение культовых церемоний тщательно фиксировались иногда на папирусных свитках или пергаменте, но чаще на стенах храмов. К примеру, Тутмос III оставил описание своей военной кампании в Западной Азии, и отдельные отрывки были воспроизведены на стенах храма в Карнаке, где сохранились до наших дней, став одним из основных источников сведений о его правлении. Подобные царские надписи явились образцом для автобиографических текстов, которые высекали в своих усыпальницах представители знати, чтобы поведать миру свои подвиги и удостоверить верность фараону, которому они служили. Наука. Греки высоко ценили египетскую науку, но, за исключением медицины, она нашла слабое отражение в дошедших до нас текстах. Сохранилось несколько книг по медицине. Содержание некоторых из них связано не только с врачеванием, но и с магией. Самым замечательным является трактат по хирургии, или книга о болезнях; в ней описываются способы обследования больного, установления диагноза, лечения различных ран или повреждений.Математика представлена в основном арифметикой и геометрией. Тем не менее точность, с которой древние архитекторы проектировали и возводили пирамиды и гораздо более сложные храмы с колоннами, позволяет полагать, что их знания в области математики и инженерного дела намного превосходили самые общие сведения, содержащиеся в сохранившихся текстах. Мумии. Вероятно, самым известным искусством древних египтян является процедура мумификации бальзамирования тела умершего. Примитивные мумии, обработанные специальными веществами и обернутые несколькими слоями тканей, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени первой династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. В это время внутренние органы человека стали извлекать, оставляя на месте только сердце, через разрез с левой стороны тела, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и смолой. Внешнюю оболочку пропитывали смолой, а на ее поверхности красками тщательно воспроизводили облик умершего. Тело укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе умершего отверстие стали извлекать мозг, а ткани пропитывали веществами, предохранявшими их от тления.Своего наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину, чтобы придать останкам формы живого человека, и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, которому придавалась форма мертвого человека. После завершения мумификации тело подвергалось магическому обряду, обычно именуемому «отверзанием уст». Под ритуальные формулы, в сопровождении курения ладана и возлияний умершему открывали глаза, рот и уши, чтобы он вновь мог видеть, говорить и слышать. Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии. Так, сохранились тела и лица некоторых из наиболее известных фараонов Тутанхамона (в его гробнице), Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каире). |
|