Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Экономические районы. В СФРЮ наблюдались большие различия в уровне экономического развития и между шестью республиками, и внутри каждой из них. В 1980 доход на душу населения в Словении почти в два раза превышал средний по стране, тогда как этот показатель в Боснии и Герцеговине составлял менее трети словенского. Словения являлась наиболее развитой в индустриальном отношении республикой. Второе место по уровню развития промышленности занимала Хорватия. Северная Сербия имела плодородные сельскохозяйственные районы и достаточно развитую промышленность, тогда как южная Сербия оставалась в основном аграрной. В Сербии имеются значительные запасы руд медной, свинцово-цинковых (из которых извлекают также золото, серебро и висмут), сурьмяной, есть залежи хромитов. В Македонии основным направлением хозяйства оставалось земледелие и отгонное животноводство. Босния и Герцеговина, с ее богатыми лесными и минеральными ресурсами, оставалась республикой со слабо развитой промышленностью. Самой бедным субъектом федерации была Черногория: скудные почвы и отсталые методы ведения сельского хозяйства обусловили необходимость ввоза в республику основных продуктов питания. Организация производства. Производство в СФРЮ велось не только в государственном, но и в частном секторе (почти 15% всего объема, главным образом в сельском хозяйстве и кустарной промышленности). Советы предприятий определяли количество и качество выпускаемой продукции, уровень занятости и критерии при приеме на работу и увольнении рабочих. Совет также вводил критерии, использовавшиеся при установлении соответствующих норм зарплаты. Рабочий в СФРЮ не имел фиксированной зарплаты. Каждое рабочее место оценивалось определенным числом тарифных баллов. Фонд зарплаты разделялся по общему числу баллов, что позволяло определить, сколько динаров следует выплачивать за один балл. Реформы 1965 предоставили рабочим право определять размеры фонда зарплаты и других фондов, а также устанавливать нормы зарплаты. В конце 1960-х начале 1970-х годов наметилась тенденция распределять деньги на зарплату за счет капиталовложений. По конституции 1974 контроль рабочих за фондом зарплаты ограничивался системой контрактов о самоуправлении. Таким образом, чистая заработная плата зависела от размера прибыли. Политика в области инвестирования, производства и занятости также определялась исходя из критерия прибыльности. Для получения высокой прибыли предприятиям предоставлялись возможности самим устанавливать количество и качество выпускаемой продукции в зависимости от предпочтений потребителей. Однако действие этих рыночных механизмов ограничивалось государственным контролем за ценами. В 1965 правительство объявило о своем намерении разрешить импорт иностранного капитала, а в 1967 был принят закон, разрешавший в Югославии иностранные инвестиции. Иностранная собственность любого предприятия была ограничена 49%, однако в сфере туризма этот лимит разрешалось превышать. Государственная экономическая политика. Хотя СФРЮ не имела экономического плана, государство различными методами контролировало экономику. Оно определяло сроки контрактов между самоуправляемыми предприятиями и могло оказывать влияние на выбор ими потребителей путем контроля за ценами, при этом удельный вес контролировавшихся цен был очень изменчивым и осуществлялся в основном за счет дополнительных наценок; и предприятия могли просить об изменении цен, доказав реальные изменения затрат на производство. Наконец, однопартийная политическая система Югославии давала возможность осуществлять неофициальный контроль за развитием экономики через партийные каналы. Государственная экономическая политика использовалась для переброски средств из более развитых районов страны в менее развитые. Капиталовложения. Доля общественного продукта, которая шла на инвестиции, имела тенденцию к росту. С середины 1950-х годов роль государства как источника финансирования капиталовложений заметно снизилась, предприятия начали сами обеспечивать более половины инвестиционных средств. Банки и предприятия распределяли инвестиционные средства в соответствии с принципом рентабельности, который означал, что они учитывают потребительский спрос. Это вело к увеличению производства потребительских товаров. Напротив, государственная инвестиционная политика зависела от долгосрочных экономических целей, а также конкретных политических и социальных задач.После Второй мировой войны все больше средств вкладывалось в развитие обрабатывающей и добывающей промышленности; за ними следовали транспорт и сельское хозяйство. |
|