Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
В 67 вв. славяне и авары из Карпат и Паннонии мигрировали к югу и расселились по всему Балканскому полуострову. Позднее, в период правления византийского императора Ираклия, центральную и западную части полуострова захватили два других славянских племени сербы и хорваты. Значительная часть дославянского населения бежала на побережье и в горы, а долины заняли пришельцы. Многие романизированные греки и иллирийцы мигрировали в Албанию, а оставшиеся быстро растворились в славянской среде. Более медленная ассимиляция происходила в 1418 вв. в сельской местности динарских областей. В 9 начале 10 вв. болгары захватили территорию Косово. В 11 в. печенеги и половцы поселились в восточной части Сербии и западной части Болгарии. После битв при Марице (1371) и Косово (1389) в городах Македонии, а позже в городах Сербии, Боснии и Герцеговины поселились турки. В 1617 вв. часть жителей Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины, говоривших на славянских языках, приняли ислам. Исламизированные этнические элементы Косово сблизились в психологическом, языковом и даже этническом (благодаря межнациональным бракам) с турками, хотя небольшая их часть сохранила славянский язык. После захвата Сербии турками-османами многие жители-славяне бежали на север в Венгрию и на запад в Хорватию. В 1690 тысячи сербских семей вместе с отступавшими австрийскими войсками были вытеснены в Воеводину и Венгрию и усилили тем самым южно-славянский элемент Воеводины. После 1800 венгры пытались мадьяризировать многие народности, жившие в Воеводине. С перемещением центра расселения сербов на север и запад албанцы-мусульмане заполнили вакуум, возникший после ухода тысяч сербских семей из Косово. Эмиграция образованных и состоятельных сербских элементов сделала оставшееся здесь славянское население беззащитным перед турецкими и албанскими землевладельцами и чиновниками, привела к доминированию греческой культуры и обеднению сербского языка. В 18 в. Габсбурги, правившие Австрией, поощряли заселение немцами Воеводины и той части Сербии, которой Австрия владела в течение двух столетий. В 19 в. Княжество Сербия поощряло переселение в свои города немецких и чешских ремесленников. После Второй мировой войны большинство немцев было выселено, а в Сербию и особенно в Воеводину переселились сербы из Боснии и Герцеговины, Хорватии, а также Черногории. Городское население в Сербии стало формироваться в 14 в., но нашествие османов затормозило его дальнейшее увеличение вплоть до 18 в. В 15001700 основными жителями сербских городов были турки, евреи, греки, армяне, жители Рагузы (торговцы из совр. Дубровника) и славяне-мусульмане. В 18 в. греки и эллинизированные влахи (прибывшие из Македонии, Эпира и Фессалии) появились в большом количестве в городах Сербии и Воеводины. Численность славян-христиан (особенно православных) в сербских городах в 18 в. также увеличилась; однако всеобщая славянизация этих городов затянулась до 19 в. Между новыми и старыми жителями городов возникали конфликты, когда многие крестьяне-славяне стали переселяться в города. Этнические различия между двумя этими группами усиливали социальный конфликт. В Сербии эта борьба приняла антиосманскую форму, а в Воеводине антивенгерскую и антинемецкую. Фактически борьба носила во многом межэтнический характер. Черногория представляет собой особый случай, поскольку в течение более чем двух столетий являлась убежищем для большинства жителей соседних сербских земель, спасавшихся от османов. Черногория, находившаяся под властью Османской империи в течение ста лет, получила де факто независимость в конце 16 в. Даже в 20 в. в Черногории продолжало существовать разделение между теми, кто считал себя представителем черногорской нации, и теми, кто считал себя сербами. Религия. Население Сербии и Черногории преимущественно православное, но имеется и значительное мусульманское меньшинство в Санджаке, а также мусульманское албанское большинство в Косово. В 19451946 югославское государство национализировало большую часть имущества церквей и монастырей и приняло конституцию, отделившую церковь от государства. Македонская церковь добилась независимости от Сербской православной церкви. В 19521966 Югославия не имела официальных отношений с Ватиканом, хотя в Воеводине проживает много католиков. |
|