Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
К началу 1980-х годов Югославия превратилась в одну из наиболее индустриально развитых стран на Балканах: обрабатывающая промышленность давала около 40% всего объема продукции. Хотя сельское хозяйство оставалось главным источником средств к существованию для населения, миграция в города уменьшила долю сельского населения с 67% в 1940-х годах до 30% в начале 1980-х годов. Главная особенность югославской экономики в 19461991 отсутствие частной собственности на природные ресурсы и средства производства. (Исключение составляли небольшие земельные участки, ремесленные мастерские и небольшие частные рестораны.) В этом отношении экономика Югославии была похожа на централизованную экономику других стран «восточного» блока. Радикальное отличие состояло в той существенной роли, которую играло децентрализованное самоуправление предприятий. Кроме того, сельское хозяйство страны никогда не было полностью коллективизировано. Процесс децентрализации в коммунистическую эпоху шел медленно и неравномерно. До 1950 экономика Югославии имела жесткую командную структуру: на выбор всех основных альтернатив распределения ресурсов, ассортимента производимой продукции, выбора торговых партнеров страны и т.п. влияли прежде всего административные решения. В 1950-х и начале 1960-х годов децентрализация шла с неравномерной скоростью из-за конфликта между консерваторами и либералами в Союзе коммунистов Югославии. Темпы ее ускорились в 1965, когда в результате ряда реформ югославские предприятия получили б льшую независимость от государства; дополнительные реформы после 1983 привели к дальнейшему усилению роли рыночного фактора в экономике.В сфере внешних экономических отношений Югославия в 1966 стала полноценным участником Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ). Это членство до распада в 1991 федерации давало Югославии право на режим наибольшего благоприятствования в ее торговле с другими странами-участниками ГАТТ. Кроме того, Югославия могла ограничивать импорт из других стран-участниц данного соглашения с помощью тарифов на определенные товары, а не путем, например, установления национальных квот или ограничений с помощью импортных лицензий, которые предоставляли льготы отдельным производителям или странам. В результате некоторые отрасли промышленности Югославии были вынуждены конкурировать с иностранными производителями по целому ряду товаров. Малая Югославия, состоящая из Сербии и Черногории, была осуждена мировым сообществом за вмешательство в гражданскую войну в Боснии и Герцеговине и в 1992 исключена из ГАТТ и из Международного валютного фонда. После краха коммунизма в странах Восточной Европы Югославия начала переход к рыночной экономике. Конституция 1992 предусматривала государственную собственность и однозначно включала в нее природные ресурсы, тем самым сохранив преемственность с социалистическими идеями, но в то же время гарантировала право частной собственности и свободу предпринимательства. Война 19911993 в Хорватии, Боснии и Герцеговине привела к разорительным расходам, а санкции ООН против воздушных полетов, внешней торговли и импорта нефти оказали сильное отрицательное влияние на экономику. В 1992 объем сельскохозяйственного производства сократился почти на 22%. На 19931994 пришелся пик гиперинфляции. Экономика и финансы находились на грани полного краха. Значительная часть продукции создавалась в теневой экономике: в 1991 3334%, в 1993 уже примерно 43%, на этом уровне она оставалась до конца 1990-х годов. Так, доля контролируемой табачной промышленности в производстве сигарет составляла всего 6%. В 19941997 потери в экономике оцениваются примерно в 10 млрд. долл. В 1997 уровень промышленного производства СРЮ составлял 40% от уровня 1991, а общественное потребление (по оценкам) 5557%. В 1998 насчитывалось 800 тыс. безработных, или 30% трудоспособного населения; за чертой бедности оказалось более 85% жителей страны. В 1997 внешнеторговый дефицит достиг 2,4 млрд. долл. (20% валового общественного продукта), к этому следует прибавить 500 млн. долл. дефицита платежного баланса. Внешняя задолженность Югославии в 1998 приблизилась к 12 млрд. долл. (80% от ВВП). В 1997 Белграду не удалось добиться соглашения с Лондонским клубом о реструктуризации внешнего долга. В 1992 ВВП на душу населения составлял 1630 долл., в 1993 1198, в 1994 1270, в 1995 1441 (49% от уровня 1989), в 1996 1531. Выход из сложной экономической ситуации видели тогда на путях дальнейшей приватизации, которая к концу 1990-х не была осуществлена из-за сложной политической обстановки, а также в ускоренном развитии 180 тыс. зарегистрированных (1997) мелких и средних предприятий. К началу военных действий весной 1999 ВНП в СРЮ составлял 16 млрд. долл., превысив отметку начала 1990-х годов, когда начали действовать международные экономические санкции. В результате военных действий экономика страны в очередной раз оказались на грани полного краха. Ущерб от воздушных бомбардировок, по данным Белграда, оценивается в сумму от 100 до 130 млрд. долл., а ежемесячный доход жителей страны снизился со 120 долл. в марте до 50 долл. в мае 1999; в разряд безработных к середине 1999 перешло 70% трудоспособного населения. Специальное агентство по восстановлению СРЮ взяло курс на реконструкцию экономики страны в течение 7 лет, которая может быть ускорена вследствие привлечения зарубежных источников финансирования. |
|