Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Первое сербское государство: Рашка. Славянские поселенцы были организованы по родовому принципу, но до 8 в. их родовые структуры были весьма слабыми. В начале 9 в., когда Византия конфликтовала с арабами, а изнутри раздиралась иконоборческими спорами (см. также ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), южные славяне на территории между Дунаем и Македонией изгнали христианских миссионеров Византии и вернулись к языческой вере. Одному из славянских вождей, Властимиру, по образцам византийских политических институтов на юге и западе и под воздействием политического расцвета Каролингов на севере, удалось установить власть над большим числом племен, принять титул «кнез» (вождь) и создать первое сербское государство Рашка, по названию средневекового города Раса, на реке Рашка. Несколько славянских племен первоначально поселились в районе к западу от реки Морава, но когда сербы Раса расширили свои владения, включив в Рашку другие славянские племена, все население Рашки стало называть себя сербами. Вассальная зависимость от Византии. Преемники Властимира вновь допустили византийских миссионеров в свое княжество и признали византийский сюзеренитет, чтобы противостоять распространению политической мощи Болгарии. Борьба между Болгарией и Византией привела к захвату Рашки болгарским царем Симеоном в 924. Спустя несколько лет заложник Рашки в Болгарии князь Часлав Клонимирович бежал на родину и при помощи Византии организовал успешное восстание. Часлав расширил границы Рашки, оставаясь при этом вассалом Византии. Его преемники были слабее, а Византия поощряла раздоры среди племен для укрепления своей власти. В конце 10 в. Рашку захватил македонский царь Самуил, но после византийского завоевания Македонии (1018) она снова оказалась под непосредственным контролем Византии. К концу 11 в. жупан (феодальный правитель) Рашки был вынужден признать сюзеренитет соперничавшего с нею южно-славянского государства Зета. В 1077, при папе Григории VII, Зета получила статус королевства и использовалась в качестве средства политической борьбы против православной Византии, которая в 1054 официально порвала с Римом. Однако в начале 12 в. Рашка снова стала вассалом Византии. Династия Неманичей. В истории Рашки во второй половине 12 в. наступил новый этап. В 1160-е годы византийский император Михаил VIII из династии Комнинов признал Стефана Неманя великим жупаном Рашки. Честолюбивый Неманя заключил союзы с Венгрией и Венецией, расширил свои владения до Ниша (Нисса) на востоке и Адриатики на западе и отказался от подчинения Византии. Но Михаил спровоцировал восстание и заставил великого жупана признать зависимость от Византии. Напуганный ростом мощи Венгрии и возможными последствиями византийско-венгерского союза, Неманя вступил в переговоры с императором Священной Римской империи Фридрихом I Барбароссой и разрешил ему и крестоносцам беспрепятственно пересечь долину Моравы. Богомильское движение. Часть славян, живших к северу от Македонии и к югу от Дуная, приняли христианство в 8 в. Но язычество преобладало среди них вплоть до второй половины 9 в., когда преемники Властимира позволили крестить свой народ. Позже апостолы Кирилл и Мефодий из Салоник, направленные к славянам миссионеры, распространили в 9 в. среди населения Рашки христианскую веру и создали славянскую азбуку (глаголицу). В конце 10 в. владения Самуила расширилась на север до Зеты и Рашки. При этом из Македонии в Рашку проникло богомильство дуалистическая религиозная доктрина. Кроме того, после распада государства македонских славян в начале 11 в. в Рашке нашли прибежище беженцы из Македонии, приверженцы богомильской веры. Богомилы проповедовали аскетизм и ненависть к богатству, а потому после введения крепостного права у сербов крестьянство Рашки начало охотно усваивать учение богомильства. Когда борьба между жупаном и стремящимися к независимости вождями родов усилилась, противники монархии стали использовать богомильство, чтобы воспрепятствовать созданию единой и сильной политической власти. Стремясь ослабить крестьян, равно как и соперничающих с ними землевладельцев, Неманя изгнал богомилов из Рашки и сжег их книги. Это расположило к нему православное духовенство, ставшее сторонником сильного, независимого и централизованного сербского государства. В 1196 Стефан Неманя отрекся от престола и передал свои владения старшим сыновьям, Стефану и Вукану, первому Рашку, а второму Зету. Венгрия и папство поддерживали Вукана, но и Стефан в конце концов сумел утвердиться как великий жупан. Успехи католиков по созданию Латинской империи в Константинополе и опасения Венгрии и Венеции побудили Стефана в 1217 принять королевскую корону от папских легатов. Однако в 1219 афонский монах Савва, младший брат Стефана и Вукана, убедил византийского императора и патриарха Константинопольского в необходимости учреждения в Сербии архиепископии, не зависящей от Охридской архиепископии. Савва стал архиепископом, а затем венчал своего брата Стефана («Первовенчанного») королевским венцом. Он учредил также новые епархии, основывал школы, искоренял оставшиеся следы богомильства, с помощью афонских монахов из Руси перевел на славянский язык Кормчую книгу (Номоканон) сборник византийских церковных правил. |
|