Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Литература. У истоков колумбийской литературной традиции стоят хронисты 1617 вв.: Педро де Агуадо (15031588), Хуан де Кастельянос (15221607), автор историко-эпической поэмы Элегии о достославных мужах Индии, Лукас Фернандес де Пьедраита (16241688) и Хуан Родригес Фрейле (15561638). Во время борьбы за независимость в политической и литературной жизни Колумбии большой популярностью пользовались просветительские идеи, заимствованные из Франции; активным проповедником этих идей был Антонио Нариньо (17651823). Позднее колумбийский писатель-романтик Хорхе Исаакс (18371895) создал один из самых читаемых в Латинской Америке романов Мария (1867). Романтиками были и наиболее известные лирические поэты 19 в. Хосе Эусебио Каро (18171853) и Рафаэль Помбо (18331912). Поэты и филологи Руфино Хосе Куэрво (18011853) и Мигель Антонио Каро (18431909) основатели гуманитарных наук Колумбии; Институт имени Каро и Куэрво, созданный в 1942 для развития лингвистических, филологических, литературных и биографических исследований, занимает почетное место среди подобных учреждений стран Латинской Америки. Среди латиноамериканских поэтов-модернистов конца 19 в. выделяется Хосе Асунсьон Сильва (18651896), одинаково свободно владевший и традиционными, и новыми формами стихосложения. Гильермо Валенсия (18731943), которого часто называли «самым парнасским» из латиноамериканских поэтов, соединил в своих стихах классический стиль греческой и латинской поэзии с особенностями испанского стиля Раннего Возрождения. Полемическую реакцию на модернизм составила постмодернистская тенденция: с особой остротой она проявилась в саркастической бытописательной поэзии Луиса Карлоса Лопеса (18831950) и в трагической эмоционально обнаженной лирике Мигеля Анхеля Осорио (псевд. Порфирио Барба Хакоб, 18831942). Авангардистские тенденции в колумбийской поэзии представляют Леон де Грейфф (18951976) и Луис Видалес (р. 1904). Из прозаиков известностью пользовались зачинатель реализма Томас Карраскилья (18581940) и особенно Хосе Эустасио Ривера (18891928), роман которого Пучина (1924) повествует о тяжелой жизни сборщиков каучука в джунглях верхней Амазонки. Херман Арсиньегас (р. 1900) получил международную известность как историк, автор политических эссе. Драматург Энрике Буэнавентура (р. 1925) соединил фольклорные и традиционные театральные формы. Эдуардо Кабальеро Кальдерон (19101993) получил известность романами сельской тематики. Самым знаменитым современным колумбийским писателем является Габриель Гарсия Маркес (р. 1927), лауреат Нобелевской премии по литературе 1982; его знаменитый роман Сто лет одиночества (1970) написан в стиле «магического реализма», сочетающего скрупулезное описание реалий социальной и политической жизни Колумбии с элементами фантастики. Музыка и танцы. Колумбия богата фольклорными традициями, в которых заметны испанские, африканские и индейские корни. Национальный танец бамбуко напоминает испанский фанданго. В районе Попаяна распространен особый музыкальный жанр мурга; произведения в этом жанре исполняются бродячими уличными музыкантами на струнных инструментах. Широко распространен музыкальный инструмент типа свирели чиримия, давший свое название музыкальным группам; исполняемые ими мелодии несут явные следы влияния музыкальной культуры индейских горных племен. В Колумбии существует Национальный симфонический оркестр (осн. 1936) и Национальная консерватория в Боготе (осн. 1910). Наиболее известные композиторы 20-го века Гильермо Урибе Ольгин (18801971), Роберто Пинеда Дуке, а также Хосе Баррос, Фабио Гонсалес Сулета и Эмилио Серрано. Образование. В колониальный период главной целью образовательных учреждений было распространение испанского языка и католической веры. Образование находилось в руках семьи и церкви, государство же к нему отношения не имело. В 16 в. различные религиозные ордена создавали начальные школы. В 17 в. иезуиты основали средние школы колледжи, такие как колледж Сан-Бартоломе (1605).Важным событием колониального периода было создание в 1783 Ботанической экспедиции с целью изучения растительности, а также для астрономических и географических наблюдений; в течение 20 лет во главе экспедиции стоял Хосе Селестино Мутис (17321808). Деятельность этой первой научной организации охватывала живопись, медицину, космографию, математику, горное дело, земледелие, строительство и другие отрасли знания и произвела подлинную революцию в научной мысли колонии Новая Гранада. После того как в 1819 Колумбия обрела независимость, либералы и консерваторы вели жаркие споры о том, каким должно быть образование в стране; одни отстаивали светское образование для всех, а другие выступали в поддержку образования для элиты под руководством церкви. Этот раскол сказывался на системе образования в Колумбии на протяжении всей ее истории. Конституция 1886 и конкордат 1887 признали за церковью господствующее положение в системе образования и одновременно закрепили существовавший разрыв между городскими и сельскими школами. Принятый в 1903 закон о государственном образовании заложил основы системы народного образования в Колумбии. В соответствии с этим законом, образование должно быть бесплатным, но не должно быть обязательным. Финансирования государственных школ не предусматривалось, поэтому образование своим детям могли дать только богатые люди. В 1930, когда Либеральная партия заняла руководящие позиции в правительстве, были предприняты попытки сделать образование более доступным, устранить дискриминацию и улучшить положение учителей. С 1940 по 1970 количество учащихся резко выросло, хотя далеко не все дети посещали школу. В начале 1970-х годов во многих латиноамериканских странах была проведена реформа системы народного образования. Образование стало бесплатным и обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 11 лет включительно. По данным колумбийского правительства, ок. 80% населения страны грамотно. В стране существует ок. 40 университетов, включая крупнейший в стране Национальный университет Колумбии в Боготе (осн. в 1867), Антьокийский университет в г.Медельин (осн. 1822) и католический Хаверианский папский университет (осн. 1622). |
|