Вывести на печать

Международные отношения. Королевство Марокко – член ООН, Лиги арабских государств, Организации исламской конференции и Союза арабского Магриба. После приема в состав Организации африканского единства (ОАЕ) Западной Сахары Марокко сохраняет номинальное членство в этой организации.

Марокко активно участвует в деятельности Африканского банка развития, нынешний председатель Банка является марокканцем. Помимо этого Марокко – член Исламского банка развития и Всемирного банка, который с 1983 предоставил стране несколько займов на проведение экономических реформ. В 1987 Марокко стало одним из первых развивающихся государств, присоединившихся к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, а в 1994 принимало участников Уругвайского раунда ГАТТ.

Вопросы внешней политики курируются королем. На протяжении последних лет внешнеполитический курс Марокко определялся: 1) притязаниями на территорию Западной Сахары; 2) стремлением утвердить позиции Марокко на европейском рынке через членство в Европейском союзе; 3) необходимостью демонстрировать промагрибские настроения; 4) необходимостью занимать прозападную позицию в период холодной войны, но в то же время не портить отношения с Советским Союзом, которому в обмен на нефть Марокко поставляло цитрусовые и фосфориты, и 5) умеренной поддержкой арабо-израильского мирного соглашения, которая тем не менее должна была включать компромисс со стороны Тель-Авива по проблеме Иерусалима.

Хасан II сумел установить и поддерживать добрые отношения с самыми различными странами. При этом особое внимание он традиционно уделял отношениям с Францией и США. Теплые отношения существовали между Марокко и бывшими социалистическими странами, от которых в период 1970–1986 поступила финансовая помощь на общую сумму 2,3 млрд. долл. Марокко неоднократно выступал в роли миротворца во внутриафриканских конфликтах и продолжает поддерживать близкие отношения с богатыми нефтедобывающими государствами Аравийского полуострова.

Важная роль принадлежит франко-марокканским отношениям, поскольку бывшая страна-метрополия продолжает сохранять экономические и культурные интересы в своей бывшей колонии. Через прямые инвестиции Франция продолжает оказывать значительное влияние на Марокко. Объем французских капиталовложений в экономику королевства заметно увеличился после того, как в начале 1980-х годов правительство Марокко приступило к приватизации государственных предприятий и поощрению иностранных инвестиций. Укреплению отношений между обеими странами в значительной степени способствует и присутствие крупной марокканской общины во Франции, численность которой в 1992 достигла 720 тыс. человек.

С 1969 Марокко пользовался режимом благоприятствования в торговле со странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), представляющими собой крупнейший рынок сбыта сельскохозяйственной продукции. Хотя в 1987 просьба Марокко о вступлении в ЕС была отвергнута, европейские страны выразили заинтересованность в развитии партнерских отношений с королевством. Впоследствии было достигнуто соглашение Марокко с Европейским Союзом о создании зоны свободной торговли с участием государств Северной Африки, которое предусматривает постепенное устранение торговых барьеров.

История взаимоотношений Марокко и США уходит корнями еще во времена американской революции; в 1786 султан Марокко стал первым иностранным правителем, признавшим независимость США. Президент США Дуайт Эйзенхауэр приветствовал предоставление Марокко независимости; в 1956 США располагали несколькими военно-воздушными и одной военно-морской базой в районе современной Кентиры, образующими самый южный фланг обороны НАТО. Хотя в соответствии с соглашениями 1963 начался постепенный вывод американских войск с территории Марокко, до сих пор марокканская военно-воздушная база Бен Герир служит в качестве запасной посадочной площадки для американских «Шаттлов». К югу от Танжера расположен ретранслятор радиостанции «Голос Америки», передающий программы для радиослушателей стран Африки и Ближнего Востока.

Аннексия территории Западной Сахары привела к резкому ухудшению отношений между Марокко и теми странами, которые выступали против претензий короля на бывшую испанскую колонию. В первую очередь это касалось отношений с Алжиром, которого официальный Рабат неоднократно обвинял в оказании помощи бойцам Фронта ПОЛИСАРИО, выступающего за независимость Западной Сахары. Само Марокко в этой ситуации получало значительную финансовую помощь от Франции, США и консервативных государств Аравийского полуострова. В 1984, после того как половина членов Организации африканского единства проголосовала за прием в ее ряды Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), признав тем самым находящееся в изгнании правительство Фронта ПОЛИСАРИО, Марокко вышло из ОАЕ. В 1998 уже 65 государств мира, из них 30 африканских, признали САДР. В 1991 было объявлено о прекращении огня между марокканскими войсками и силами ПОЛИСАРИО.

Исходя из содержания Хьюстонских соглашений 1997, ООН надеется, что обе стороны будут уважать «Кодекс поведения» и план по расселению, которые предусматривают предоставление со стороны Комитета ООН по делам беженцев помощи в организации репатриации потенциальных избирателей, активизацию усилий Миссии ООН в Западной Сахаре по частичному отводу противоборствующих войск, продолжение процесса идентификации избирателей и ускорение процедуры их регистрации. В первые месяцы 1999 процедуру регистрации прошли ок. 142 тыс. сахарцев. Декабрь 1999 был объявлен новой датой проведения референдума по самоопределению Западной Сахары.

Несмотря на захват Марокко Испанской Сахары, ее отношения с Испанией с каждым годом укреплялись. Испания занимала второе (вслед за Францией) место в списке ведущих внешнеторговых партнеров Марокко. Несмотря на жесткие меры, предпринимаемые марокканским правительством с 1992, по-прежнему серьезной проблемой остается незаконная эмиграция африканцев в Европу через Гибралтарский пролив.

Отношения Марокко с другими странами Северной Африки были омрачены территориальными конфликтами, экономической конкуренцией, идеологическими расхождениями между монархическими и республиканскими режимами по вопросу направления дальнейшего политического и экономического развития региона и соперничеством за влияние в регионе. С момента обретения независимости в 1956 и до завоевания в 1962 независимости Алжира марокканское правительство оказывало помощь алжирскому национально-освободительному движению в его кровопролитной войне с французским колониализмом. Отношения между двумя государствами стали ухудшаться после того, как Марокко предъявило претензии на часть территории на западе Алжира, которая до прихода европейских колонизаторов якобы составляла часть марокканской империи. После ряда непродолжительных вооруженных пограничных конфликтов (1963) официальный Рабат отказался от своих территориальных притязаний в этом районе. Оккупация в 1975 территории Западной Сахары привела Марокко к конфликту с Алжиром, который поддерживал Фронт ПОЛИСАРИО и официально признал САДР. В 1988 Марокко и Алжиру удалось нормализовать дипломатические отношения, что позволило обоим государствам и Фронту ПОЛИСАРИО начать переговоры по проблеме Западной Сахары.

Взаимоотношения Марокко с другими государствами Магриба также отличались нестабильностью. В начале 1960-х годов официальный Рабат отказался признать Мавританию, и марокканские националисты заявили о праве королевства на территории к югу вплоть до р. Сенегал. В 1984, стремясь побудить ливийского лидера Муаммара Каддафи воздержаться от оказания помощи Фронту ПОЛИСАРИО, Марокко пошло на союз с Ливией. В 1986, после того как Марокко выступило посредником в палестино-израильских переговорах, союз двух государств распался. Результатом сложных дипломатических маневров и переговоров в регионе стало создание в 1989 Арабского союза стран Магриба в составе Туниса, Ливии, Мавритании, Марокко и Алжира. До сих пор этот союз так и не добился больших успехов в области координации внешней политики, экономической интеграции и развития панмагрибской идеологии.

В 1977 и 1978 контингент марокканских войск оказал помощь правительству Заира (совр. Демократическая Республика Конго) в вытеснении ангольских партизан из провинции Шаба (совр. Катанга). В 1989 Марокко сыграло роль посредника в разрешении конфликта между Бельгией и ее бывшей колонией.

Когда в 1984 Организация африканского единства высказалась за принятие в свои ряды САДР, Марокко приостановило членство в этой организации. С тех пор официальный Рабат восстановил двухсторонние отношения со многими государствами Африки, ухудшившиеся в результате марокканской аннексии территории Западной Сахары. Ежегодно правительство Марокко предоставляет для студентов из стран Тропической Африки более 6 тыс. стипендий для прохождения обучения в университетах страны. В 1997 по крайней мере 6 государств Африки официально отозвали свое признание САДР. Правда, в 1996 ЮАР признала правительство Фронта ПОЛИСАРИО в изгнании.

На Ближнем Востоке Марокко играло активную посредническую роль в разрешении конфликта между Израилем, палестинцами и другими странами арабского мира. В ходе октябрьской войны 1973 марокканские сухопутные части обороняли Голанские высоты в Сирии. В прошлом в Марокко неоднократно проходили встречи на высшем уровне в рамках Лиги арабских государств, Конференции министров иностранных дел мусульманских стран и Комитета « Аль-Кудс » (Иерусалим), на которых вырабатывалась общая позиция арабских государств. После заключения в 1993 в Осло израильско-палестинских соглашений Марокко еще больше приблизилось к заключению дипломатических отношений с Израилем и было готово осуществлять экономические инвестиции на Западном берегу р. Иордан и в зоне Газы. В 1994 в Касабланке состоялся первый экономический саммит стран Ближнего Востока, в заседаниях которого участвовал премьер-министр Израиля Ицхак Рабин.

назад   дальше



МАРОККО
ПРИРОДА
Геологическое строение
Рельеф
Климат
Растительность
Животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Демографическая статистика
Города
НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ
Берберы
Арабы
Европейцы и евреи
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Конституция
Исполнительная власть
Парламент
Политические партии и процесс демократизации общества
Местные органы власти
Судебная система
Проблема прав человека
Вооруженные силы
Международные отношения
ЭКОНОМИКА
Колонизация и французский протекторат (1912–1956)
Независимость и экспорт сырья (1956–1965)
Рыночная реформа
Запасы полезных ископаемых и энергоресурсы
Сельское хозяйство
Рыболовство
Лесное хозяйство
Туризм
Промышленное производство
Транспорт
Порты
Железнодорожный транспорт
Воздушное сообщение
Внешняя торговля
Национальная валюта
Банковское дело
Налоги
Государственный бюджет
ОБЩЕСТВО
Роль ислама
Роль женщины в марокканском обществе
КУЛЬТУРА
Образование
Литература
Устная традиция
Кинематография
Музыка
Средства массовой информации
Радио
Телевидение
ИСТОРИЯ
Первобытное общество и финикийская колонизация
Марокко под властью римлян, вандалов и византийцев
Арабское завоевание
Правление Альморавидов и Альмохадов
Династия Саадидов
Династия Алауитов
Иностранное вмешательство в 19 в
Марокко под протекторатом Франции
Борьба за независимость Марокко
Современное Марокко
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!