Вывести на печать

Роль женщины в марокканском обществе. В соответствии с законами Марокко, женщина играет второстепенную роль, во всем подчиняясь мужчине. Юридический статус марокканской женщины был определен вскоре после независимости страны. Кодекс личного статуса (Мудавана) содержит положение об идеальной семье, где вся власть принадлежит мужчине. Женщина вступает в брак лишь с разрешения отца или же опекуна-мужчины, известны случаи насильственной выдачи девушек замуж. Полигамный брак – большая редкость, хотя положения исламского законодательства разрешают иметь до четырех жен.

Многие марокканские женщины ощущают унизительность своего статуса и активно выступают за изменения в своем положении. В 1980-х годах благодаря активности женщин, видных членов ряда оппозиционных партий, в районе Рабат-Касабланка было создано 13 общественно-культурных клубов. Когда в 1986–1988 в соответствии с решением властей клубы были вынуждены прекратить свою деятельность, женщины объединились в существующих и вновь созданных организациях, связанных с политическими партиями: ППС (Демократическая ассоциация женщин Марокко), Истикляль (Организация женщин партии Истикляль (ОЖИ) и Союз феминистских действий (СФД), который вобрал в себя женщин-феминисток различных политических взглядов. В 1992, вскоре после того, как король Хасан II обнародовал решение о проведении конституционного референдума, руководство СФД объявило о начале кампании по сбору подписей в поддержку требований об изменении Кодекса личного статуса.

Два последних поколения марокканских женщин имели возможность получить высшее образование, поэтому немало женщин состоит на государственной службе и заняты в сфере обслуживания. Женщины составляют ок. 20% профессорско-преподавательского состава в университетах, многие из них занимают видное положение в медицине и других профессиях. На парламентских выборах 1993 несколько женщин выдвинули свои кандидатуры, и впервые в истории страны две из них стали членами законодательного органа: Бадия Скалли (ССНС) и Латифа Беннани-Смирес (Истикляль). Видная роль в борьбе за равноправие женщин в Марокко принадлежит социологу из Рабата Фатиме Мернисси (р. 1940).

КУЛЬТУРА

Образование. В соответствии с традициями ислама программа школьного обучения в доколониальный период включала в себя преимущественно изучение религии, а также философии и географии. Основу составляло заучивание наизусть Корана и жизнеописания (т.н. хадисы) пророка Мухаммеда. Курс исламского образования начинался в соседней школе под руководством скромного наставника-факиха и мог завершиться в основанном в 859 университете Карауин в Фесе.

Программа современного образования в Марокко рассчитана на пять лет обучения в начальной школе, четыре года – в средней и три – в высшей школе. Кульминация учебного процесса – сдача государственных экзаменов, аналогичных экзаменам на степень бакалавра во французских учебных заведениях. Первые четыре года преподавание в школах ведется исключительно на арабском языке, в средней школе используются арабский и французский. Что касается языка обучения в высшей школе, то его выбор зависит от конкретного изучаемого предмета. Программы обучения разрабатываются министерством образования. Обучение в государственных университетах ведется на французском языке, что требует дополнительных усилий со стороны студентов, поскольку в средних школах преподавание ведется на арабском.

В период 1970–1990-х годов уровень грамотности в Марокко достиг 50%. В 1990 начальную школу посещали 2,1 млн. детей соответствующего возраста. В 1970–1980-х годах в стране наблюдалось расширение системы университетского образования. С 1975 по 1989 количество студентов, обучающихся в университетах, увеличилось с 35 тыс. до 206 тыс. человек. Ведущим учебным заведением в системе высшей школы является университет им. Мухаммеда V в Рабате. На фоне недостаточного финансирования высших учебных заведений с 1985 в стране функционирует система профессиональных колледжей и частных школ, обучающих бизнесу, управлению производством и работе на компьютере.

В середине 1990-х годов распахнул свои двери университет Аль-Ахавайн, созданный в районе Атласских гор (г.Азру), который сразу же завоевал популярность среди молодежи. Финансирование университета осуществляют королевские дома Марокко и Саудовской Аравии.

Литература. Марокканская литературная традиция восходит к начальному периоду арабизации страны, созданию городов и распространению достижений исламской цивилизации. Вероятно, самым знаменитым из первых марокканских авторов был Ибн Баттута. Он родился в 1304 в Танжере и провел свою жизнь, странствуя по многим странам, от Мали до Индии и Китая. В 1356 Ибн Батута завершил работу над книгой своих путешествий. В современной литературе Марокко находят свое отражение главные проблемы 20 в.: национально-освободительное движение, сохранение традиционных культур, исламские духовные ценности. С одной стороны, марокканская литературная традиция составляет часть литературы Ближнего Востока и Франции, с другой – вполне своеобразна.

К 1990 в стране было издано около 100 литературных работ, видное место среди которых занимают автобиографии и труды, связанные с исследованием социальных проблем марокканского общества. Среди авторов, пишущих на арабском языке, заслуживают упоминания Мухаммед Зефзаф и Абдаллах Ларуи. Огромное впечатление на читательскую аудиторию Марокко произвела вышедшая в 1954 на французском языке повесть Дриса Шрайби Прошедшее время, в которой содержится критика патриархального общества. Абд аль-Кабир Хатиби затрагивает животрепещущие социальные вопросы в книге своих мемуаров Татуированная память и в Рабатском триптихе. Тахар Бенджеллун, который родился в Фесе и живет во Франции, завоевал международное признание своими произведениями на французском языке. Его повесть Призрачное дитя была переведена на 15 языков, а Святая ночь в 1987 была удостоена высшей литературной награды Франции – премии им. Гонкуров.

назад   дальше



МАРОККО
ПРИРОДА
Геологическое строение
Рельеф
Климат
Растительность
Животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Демографическая статистика
Города
НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ
Берберы
Арабы
Европейцы и евреи
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Конституция
Исполнительная власть
Парламент
Политические партии и процесс демократизации общества
Местные органы власти
Судебная система
Проблема прав человека
Вооруженные силы
Международные отношения
ЭКОНОМИКА
Колонизация и французский протекторат (1912–1956)
Независимость и экспорт сырья (1956–1965)
Рыночная реформа
Запасы полезных ископаемых и энергоресурсы
Сельское хозяйство
Рыболовство
Лесное хозяйство
Туризм
Промышленное производство
Транспорт
Порты
Железнодорожный транспорт
Воздушное сообщение
Внешняя торговля
Национальная валюта
Банковское дело
Налоги
Государственный бюджет
ОБЩЕСТВО
Роль ислама
Роль женщины в марокканском обществе
КУЛЬТУРА
Образование
Литература
Устная традиция
Кинематография
Музыка
Средства массовой информации
Радио
Телевидение
ИСТОРИЯ
Первобытное общество и финикийская колонизация
Марокко под властью римлян, вандалов и византийцев
Арабское завоевание
Правление Альморавидов и Альмохадов
Династия Саадидов
Династия Алауитов
Иностранное вмешательство в 19 в
Марокко под протекторатом Франции
Борьба за независимость Марокко
Современное Марокко
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!