Вывести на печать

Университеты и высшие технические школы. Высшее образование в ГДР финансировалось государством. Критериями для приема абитуриента в вуз были вступительные отметки и персональные рекомендации, содержавшие в том числе и оценку его политической лояльности режиму, поведения и общественной активности. Вскоре после образования ГДР были учреждены специальные «рабоче-крестьянские» учебные программы, призванные покончить с традициями привилегированного высшего образования и подготовить из больших групп студентов пролетарского происхождения кадры дипломированных специалистов. Обучение в вузах было бесплатным, и большинство студентов получали государственную стипендию, а некоторые студенты – и разного рода именные, повышенные стипендии за особые заслуги. Кроме того, студенты в ГДР пользовались различными льготами на проезд, обеспечивались общежитиями, получали государственные субсидии по уходу за детьми.

В Западной Германии была сохранена (с некоторыми изменениями) традиционная немецкая университетская система, при которой профессорско-преподавательский состав и студенты пользовались большой свободой. Эта система после объединения Германии была распространена на всю страну. Профессоры вели те лекционные курсы, какие они считали нужными, а студенты имели право слушать те курсы, какие представляли для них интерес, и могли учиться столь долго, сколько они хотели. В систему высшего образования входят университеты, технические вузы и университеты, художественные и музыкальные, педагогические, специализированные (экономические, медицинские, ветеринарные, спортивные) вузы, теологические и церковные высшие школы. Контингент студентов удвоился в период с начала 1960-х до начала 1970-х годов из-за выросшего спроса на дипломированных специалистов с высшим образованием; университетская сеть расширилась, к 1972 в Западной Германии имелись 61 университет (включая теологические семинарии) и 225 высших технических школ; все они финансировались государством. В университетах были осуществлены важные внутренние реформы, в том числе и как ответ на подъем студенческого движения конца 1960-х годов: студенты и служащие получили право голоса в решении университетских дел, появились кафедры, объединившие профессоров и преподавателей, которые ранее читали курсы по индивидуальной системе, каждая кафедра стала разрабатывать свой учебный план. Для многих специальностей были сняты ограничения на количество обучающихся студентов.

В период между серединой 1970-х годов и 1990 контингент студентов в западногерманских вузах снова удвоился, в то время как численность работающих сотрудников и профессорско-преподавательского состава осталась практически неизменной. В 1997–1998 в 320 немецких вузах обучались 1,8 млн. студентов. Крупнейшие университеты расположены в Кёльне (60 тыс. студентов), Мюнхене (60 тыс.), Мюнстере (46 тыс.), Хагене (44 тыс.), Берлине (Свободный университет, 42 тыс.), Гамбурге (42 тыс.), Бонне (37 тыс.) и т.д. В 1995 четверть немцев в возрасте 45–54 лет имели дипломы высшей школы; по этому показателю Германию уступала в рамках ЕС только Швеции. К 1995 штатный профессорско-преподавательский состав в немецких вузах вырос до 152 тыс., что понизило соотношение числа студентов к числу преподавателей до уровня 12 : 1.

Первостепенной задачей для большинства студентов является сдача экзамена по избранной специальности. Студентам приходится готовиться к нему как минимум на протяжении 8 семестров, но большая часть студентов учится в университетах 10–12 семестров, а некоторые значительно дольше, что, в частности, объясняется высоким уровнем безработицы в ФРГ и сложностью трудоустройства специалистов в области гуманитарных и социальных наук. Аспирантам, готовящим докторские диссертации, требуется еще несколько лет для их написания. Желающие и далее продолжать академическую карьеру должны в течение еще нескольких лет преподавать в университете, прежде чем получают возможность защитить вторую диссертацию, необходимую для занятия должности профессора. Обучение в основном бесплатное, отдельные взносы невелики, студентам выделяются ссуды от государства.

(53.20 Кб) (68.63 Кб)

Научные исследования. В 1996 в Германии было израсходовано 53,6 млрд. долларов на научные исследования и опытно-конструкторские работы, две трети этой суммы предоставили промышленные корпорации, а остаток распределился почти поровну между системой высшего образования, государственным и некоммерческим сектором. Вне промышленного сектора около 95% финансирования осуществлялось федеральными и земельными правительствами. Немецкое научно-исследовательское общество финансирует научные исследования в университетах. Фундаментальные исследования поддерживаются в основном 16 крупными некоммерческими организациями. Самая известная из них – институты имени Макса Планка, которые специализируются на междисциплинарных проектах, не вписывающихся в университетские программы. В 1998 в 80 институтах имени Макса Планка работали 10 700 сотрудников (в том числе 2880 научных работников); общий бюджет этих институтов составлял 1,2 млрд. долларов. Вместе с ними работали 6500 аспирантов, исследователей, ведущих работу после защиты докторской диссертации, приглашенные специалисты и ученые. К другим крупным исследовательским организациям относятся научные центры имени Гельмгольца, институты Фраунгоферовского общества и др. Единственными крупными фондами, поддерживающими научные исследования и конструкторские работы, являются Фонд концерна «Фольксваген», Фонд имени Александра Гумбольдта и Фонд Фрица Тиссена.

назад   дальше



ГЕРМАНИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Альпы
Горы Средней Германии
Северо-Германская низменность
Реки
Климат
Почвы
Растительность и животный мир
Охрана природы
НАСЕЛЕНИЕ
Численность и динамика населения
Плотность и размещение населения
Урбанизация
Этнический состав населения и язык
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Основной закон ФРГ
Органы государственной власти
Федеральный президент (бундеспрезидент)
Федеральный канцлер (бундесканцлер)
Бундестаг
Бундесрат
Избирательная система
Местное и региональное самоуправление
Политические партии
Социал-демократическая партия Германии
Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы
Свободная демократическая партия
Партия демократического социализма (ПДС)
Партия «Союз '90 – зеленые»
Другие партии
Судебно-правовая система
Вооруженные силы
Международные отношения
ЭКОНОМИКА
Экономическая история
Управление экономикой
Управление экономикой в ГДР
Cоциально-экономические проблемы объединения Германии
Внешняя торговля
Национальный доход
Трудовые ресурсы
Минеральные ресурсы
Энергетика
Рыбное хозяйство
Лесное хозяйство
Сельское хозяйство
Обрабатывающая промышленность
Транспорт
Валюта и банковская система
Государственные финансы
ОБЩЕСТВО
Образ жизни
Социальная структура
Иностранные рабочие
Религия
Организация труда и профсоюзы
Профессиональные организации: ремесла и мелкий бизнес
Социальное обеспечение
Женщины в общественной жизни
КУЛЬТУРА
Народное образование
Дошкольное воспитание
Начальное и среднее образование
Университеты и высшие технические школы
Научные исследования
Учреждения культуры
Музыка
Библиотеки
Музеи
Средства массовой информации
Физкультура и спорт
Литература
Изобразительное искусство и архитектура
Кино
Праздники
ИСТОРИЯ
Ранний период
Вторжение германцев на территорию Римской империи
Империя Каролингов
Создание «Священной Римской империи германской нации»
Франконская династия
Династия Гогенштауфенов
Возвышение Габсбургов
Императоры и короли из династий Люксембургов и Виттельсбахов
Династия Габсбургов
Культура Германии в Средние века
Реформация в Германии
Тридцатилетняя война
Конфликт с Францией
Рост влияния Пруссии
Расцвет культуры
Германия и Французская революция
Германская конфедерация
Революция 1848
1850-е годы: реакция и «новая эра»
Бисмарк и объединение Германии
Франко-прусская война
Германская империя
Вильгельм II
Первая мировая война
Веймарская республика
Взлет нацистов
Третий рейх
Вторая мировая война
Послевоенное переустройство Германии
Разделенная Германия
Советская оккупационная зона
Суд над военными преступниками
Западные оккупационные зоны
Разделенная Германия: 1949–1990
Создание Германской Демократической Республики
Экономические трудности и недовольство рабочих в ГДР
Берлинская стена
Стабильность и процветание ГДР
Изменения в руководстве ГДР
Крах ГДР
Создание Федеративной Республики Германия
Эра Аденауэра: 1949–1963
Культурная жизнь в Западной Германии
Подъем социал-демократии
Большая коалиция в ФРГ
Канцлер Вилли Брандт
Гельмут Шмидт – преемник Брандта
Христианские демократы возвращаются к власти
Берлинская проблема, 1949–1991
Объединение Германии
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
18/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!