Вывести на печать

Женщины в общественной жизни. Роль женщин в западногерманском и восточногерманском обществах проявлялась по-разному. На Западе равенство полов было зафиксировано в Основном законе, но как общественное явление оно утверждалось медленно. Численность работающих матерей начала расти, но все же до 1960-х годов главным занятием женщин оставалось домашнее хозяйство. Но к 1997 женщины в ФРГ успешно заполняли многие профессиональные «бреши» в экономике. В 1986 женщины получили право на годичный оплачиваемый отпуск по беременности, родам и уходу за младенцами, а женщины или мужчины – на трехгодичный отпуск по уходу за малолетними детьми с сохранением места работы на весь период отпуска. К 1997 62,8% немецких женщин в возрасте 15–65 лет (по сравнению с 80,3% мужчин) принимали участие в рынке труда.

В Западной Германии аборт разрешается только при наличии веских оснований, связанных с социальными условиями и тяжелым материальным положением, а также при медицинских противопоказаниях к родам. Согласно Договору об объединении Германии, законодательство об абортах предполагалось стандартизировать в течение двух лет. В 1992 бундестаг принял закон о легализации абортов, но в 1993 Федеральный конституционный суд признал его не соответствующим Основному закону ФРГ. В 1995 вступил в силу другой закон, который запрещал аборт и допускал его лишь в случае изнасилования или наличия опасности для жизни матери. В то же время отменялось уголовное преследование матери или врачей при абортах, проведенных при сроках беременности до 12 недель, если женщина прошла соответствующую консультацию, знакомящую ее с последствиями искусственного прерывания беременности.

КУЛЬТУРА

Народное образование в Германии бесплатное, всеобщее и обязательное для детей в возрасте от 6 до 18 лет. До 1990 в восточной части страны действовала совершенно иная система образования. ГДР имела единообразную, финансируемую государством общенациональную систему образования. Подразумевалось, что она должна быть доступна всем гражданам, независимо от социального происхождения, профессии и экономического положения. Частные школы в ГДР отсутствовали. После объединения западногерманская модель образования была распространена на всю страну. Ответственность за систему образования и обучения несут федеральные земли. Они обеспечивают 80% финансирования, а федеральное правительство доплачивает остальное. Система образования имеет различия в отдельных землях, но обладает и рядом общих черт.

Западногерманская система образования традиционно способствовала усилению классовых различий в обществе. Ее отличают строгое разделение «теоретического», гимназического (гуманитарного и естественнонаучного) и «практического» (профессионально-технического) образования, с чем связана ранняя специализация среди учащихся – они либо получают «теоретическое» образование, позволяющее записаться в университет, либо, в большинстве своем, – базовое среднее образование, а вслед за ним профессионально-техническое.

Дошкольное воспитание. В ГДР воспитание, обучение и социализация детей начинались довольно рано. В 1989 80% всех детей в возрасте от одного до трех лет посещали ясли, фактически все из них по программе полного дня, а 89% детей в возрасте 3–6 лет – детские сады.

В объединенной Германии дошкольное воспитание находится вне государственного сектора. В 1996 лишь 176 тыс. детей в возрасте до шести лет были охвачены дополнительными программами и системой организованных детских садов. Возможности оставлять детей в детских садах на целый день при этом практически отсутствуют; не развита и система продленных групп в школах. В немецких школах детей, как правило, не кормят завтраками и в середине дня отпускают домой пообедать. Стоимость места в дошкольных учреждениях составляет как минимум 250–300 марок на ребенка в месяц, а в отдельных районах ФРГ – до 1500 марок в месяц (в 1997 среднемесячный доход трудовой семьи из 4 человек составлял 7 тыс. марок, а на востоке Германии 5,8 тыс. марок).

Начальное и среднее образование. В ГДР большинство детей посещало десятилетние политехнические школы. Учебные планы таких школ предусматривали особый акцент на изучении математики, естественных наук и иностранного языка. Уже в начальных классах, в дополнение к базовым предметам, таким как чтение и письмо, все школьники должны были осваивать на уроках т.н. трудового воспитания еще и профессионально-технические навыки прикладного характера. Начиная с седьмого класса школьники проходили производственную практику на промышленных предприятиях или в сельскохозяйственных кооперативах.

Около 15% выпускников десятилетних школ направлялись на двухгодичные курсы подготовки, – в т.н. абитуриентскую школу. Обучение в ней завершалось сдачей экзаменов на аттестат зрелости (Abitur), который открывал дорогу к высшему образованию. Все остальные выпускники десятилетних политехнических (средних) школ шли в профессионально-технические училища, большей частью прикрепленные к промышленным предприятиям. По истечении двух лет профессионально-технической подготовки они могли продолжить учебу еще один год уже по академической программе «абитуриентской школы», идти на работу либо поступить в специализированные технические школы. Обладатели аттестата зрелости также могли начинать работать или идти в специализированные технические школы, но, кроме того, они имели право поступать в университеты. Около 10% 18–19-летних юношей и девушек в ГДР сдавали экзамен на аттестат зрелости, но многие граждане получали его значительно позднее, благодаря хорошо развитой системе обучения взрослых. Рабочим и служащим выделялось свободное от основной работы и оплачиваемое время, чтобы они могли посещать занятия. Во многих случаях желающим засчитывали окончание таких курсов в качестве квалификационного минимума для приема в специализированные технические школы и университеты. Особенно поощрялось продолжение обучения женщин, с отрывом или без отрыва от производства. Предприятиям и учреждениям вменялось в обязанность разрабатывать и реализовывать программы повышения квалификации работников. Многие из руководителей промышленных предприятий Восточной Германии выросли из рядов рабочих и стали квалифицированными управленцами, пройдя через школу обучения взрослых.

Большинство детей в объединенной Германии поступают в школу в шесть лет и четыре года учатся в общеобразовательной начальной (т.н. «основной») школе. По истечении четырех лет учебы родители и учителя решают, подготовлен ли десятилетний ребенок для обучения в гимназии или в обычной средней, «реальной школе», либо он будет посещать т.н. «главную» общеобразовательную школу, дающую среднее профессиональное образование. В значительной степени именно эта ранняя дифференциация учащихся предопределяет их дальнейший жизненный путь. От нее прежде всего зависит, станет ребенок рабочим или специалистом с высшим образованием. Впоследствии изменить направление образования и профессионального роста крайне трудно. В 1996 около 46% школьников в возрасте от 14 до 21 года обучались в профессиональных школах.

Около 70% учащихся «главной» школы проводят 3–4 дня в неделю в качестве учеников по выбранной профессии на промышленных предприятиях или в иных местах их будущего приложения труда, совмещая эту деятельность с учебой в течение 3 лет. 30% продолжают учебу с отрывом от работы. Вне зависимости от осваиваемой профессии все подростки до 18 лет должны продолжать учебу.

Школьники, пошедшие по пути получения «теоретического» образования, учатся в гимназиях, как правило с углубленным изучением либо классических и современных языков, либо математики и естественных наук. Учащиеся гимназий и «реальных школ» могут в возрасте 16 лет переключиться на профессиональное образование, поступив в специализированные технические училища, а могут продолжить гимназическое обучение, с тем чтобы, закончив гимназию в возрасте 18-19 лет и получив аттестат зрелости, поступить в университеты или высшие технические школы. В 1996 аттестаты зрелости получили лишь 30% учащихся, и лишь 69% из них записались в университеты и высшие технические школы. Приобрести аттестат зрелости могут и взрослые люди, для которых существуют специальные образовательные программы.

назад   дальше



ГЕРМАНИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Альпы
Горы Средней Германии
Северо-Германская низменность
Реки
Климат
Почвы
Растительность и животный мир
Охрана природы
НАСЕЛЕНИЕ
Численность и динамика населения
Плотность и размещение населения
Урбанизация
Этнический состав населения и язык
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Основной закон ФРГ
Органы государственной власти
Федеральный президент (бундеспрезидент)
Федеральный канцлер (бундесканцлер)
Бундестаг
Бундесрат
Избирательная система
Местное и региональное самоуправление
Политические партии
Социал-демократическая партия Германии
Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы
Свободная демократическая партия
Партия демократического социализма (ПДС)
Партия «Союз '90 – зеленые»
Другие партии
Судебно-правовая система
Вооруженные силы
Международные отношения
ЭКОНОМИКА
Экономическая история
Управление экономикой
Управление экономикой в ГДР
Cоциально-экономические проблемы объединения Германии
Внешняя торговля
Национальный доход
Трудовые ресурсы
Минеральные ресурсы
Энергетика
Рыбное хозяйство
Лесное хозяйство
Сельское хозяйство
Обрабатывающая промышленность
Транспорт
Валюта и банковская система
Государственные финансы
ОБЩЕСТВО
Образ жизни
Социальная структура
Иностранные рабочие
Религия
Организация труда и профсоюзы
Профессиональные организации: ремесла и мелкий бизнес
Социальное обеспечение
Женщины в общественной жизни
КУЛЬТУРА
Народное образование
Дошкольное воспитание
Начальное и среднее образование
Университеты и высшие технические школы
Научные исследования
Учреждения культуры
Музыка
Библиотеки
Музеи
Средства массовой информации
Физкультура и спорт
Литература
Изобразительное искусство и архитектура
Кино
Праздники
ИСТОРИЯ
Ранний период
Вторжение германцев на территорию Римской империи
Империя Каролингов
Создание «Священной Римской империи германской нации»
Франконская династия
Династия Гогенштауфенов
Возвышение Габсбургов
Императоры и короли из династий Люксембургов и Виттельсбахов
Династия Габсбургов
Культура Германии в Средние века
Реформация в Германии
Тридцатилетняя война
Конфликт с Францией
Рост влияния Пруссии
Расцвет культуры
Германия и Французская революция
Германская конфедерация
Революция 1848
1850-е годы: реакция и «новая эра»
Бисмарк и объединение Германии
Франко-прусская война
Германская империя
Вильгельм II
Первая мировая война
Веймарская республика
Взлет нацистов
Третий рейх
Вторая мировая война
Послевоенное переустройство Германии
Разделенная Германия
Советская оккупационная зона
Суд над военными преступниками
Западные оккупационные зоны
Разделенная Германия: 1949–1990
Создание Германской Демократической Республики
Экономические трудности и недовольство рабочих в ГДР
Берлинская стена
Стабильность и процветание ГДР
Изменения в руководстве ГДР
Крах ГДР
Создание Федеративной Республики Германия
Эра Аденауэра: 1949–1963
Культурная жизнь в Западной Германии
Подъем социал-демократии
Большая коалиция в ФРГ
Канцлер Вилли Брандт
Гельмут Шмидт – преемник Брандта
Христианские демократы возвращаются к власти
Берлинская проблема, 1949–1991
Объединение Германии
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!