Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Женщины в общественной жизни. Роль женщин в западногерманском и восточногерманском обществах проявлялась по-разному. На Западе равенство полов было зафиксировано в Основном законе, но как общественное явление оно утверждалось медленно. Численность работающих матерей начала расти, но все же до 1960-х годов главным занятием женщин оставалось домашнее хозяйство. Но к 1997 женщины в ФРГ успешно заполняли многие профессиональные «бреши» в экономике. В 1986 женщины получили право на годичный оплачиваемый отпуск по беременности, родам и уходу за младенцами, а женщины или мужчины на трехгодичный отпуск по уходу за малолетними детьми с сохранением места работы на весь период отпуска. К 1997 62,8% немецких женщин в возрасте 1565 лет (по сравнению с 80,3% мужчин) принимали участие в рынке труда. В Западной Германии аборт разрешается только при наличии веских оснований, связанных с социальными условиями и тяжелым материальным положением, а также при медицинских противопоказаниях к родам. Согласно Договору об объединении Германии, законодательство об абортах предполагалось стандартизировать в течение двух лет. В 1992 бундестаг принял закон о легализации абортов, но в 1993 Федеральный конституционный суд признал его не соответствующим Основному закону ФРГ. В 1995 вступил в силу другой закон, который запрещал аборт и допускал его лишь в случае изнасилования или наличия опасности для жизни матери. В то же время отменялось уголовное преследование матери или врачей при абортах, проведенных при сроках беременности до 12 недель, если женщина прошла соответствующую консультацию, знакомящую ее с последствиями искусственного прерывания беременности. Западногерманская система образования традиционно способствовала усилению классовых различий в обществе. Ее отличают строгое разделение «теоретического», гимназического (гуманитарного и естественнонаучного) и «практического» (профессионально-технического) образования, с чем связана ранняя специализация среди учащихся они либо получают «теоретическое» образование, позволяющее записаться в университет, либо, в большинстве своем, базовое среднее образование, а вслед за ним профессионально-техническое. Дошкольное воспитание. В ГДР воспитание, обучение и социализация детей начинались довольно рано. В 1989 80% всех детей в возрасте от одного до трех лет посещали ясли, фактически все из них по программе полного дня, а 89% детей в возрасте 36 лет детские сады.В объединенной Германии дошкольное воспитание находится вне государственного сектора. В 1996 лишь 176 тыс. детей в возрасте до шести лет были охвачены дополнительными программами и системой организованных детских садов. Возможности оставлять детей в детских садах на целый день при этом практически отсутствуют; не развита и система продленных групп в школах. В немецких школах детей, как правило, не кормят завтраками и в середине дня отпускают домой пообедать. Стоимость места в дошкольных учреждениях составляет как минимум 250300 марок на ребенка в месяц, а в отдельных районах ФРГ до 1500 марок в месяц (в 1997 среднемесячный доход трудовой семьи из 4 человек составлял 7 тыс. марок, а на востоке Германии 5,8 тыс. марок). Начальное и среднее образование. В ГДР большинство детей посещало десятилетние политехнические школы. Учебные планы таких школ предусматривали особый акцент на изучении математики, естественных наук и иностранного языка. Уже в начальных классах, в дополнение к базовым предметам, таким как чтение и письмо, все школьники должны были осваивать на уроках т.н. трудового воспитания еще и профессионально-технические навыки прикладного характера. Начиная с седьмого класса школьники проходили производственную практику на промышленных предприятиях или в сельскохозяйственных кооперативах.Около 15% выпускников десятилетних школ направлялись на двухгодичные курсы подготовки, в т.н. абитуриентскую школу. Обучение в ней завершалось сдачей экзаменов на аттестат зрелости (Abitur), который открывал дорогу к высшему образованию. Все остальные выпускники десятилетних политехнических (средних) школ шли в профессионально-технические училища, большей частью прикрепленные к промышленным предприятиям. По истечении двух лет профессионально-технической подготовки они могли продолжить учебу еще один год уже по академической программе «абитуриентской школы», идти на работу либо поступить в специализированные технические школы. Обладатели аттестата зрелости также могли начинать работать или идти в специализированные технические школы, но, кроме того, они имели право поступать в университеты. Около 10% 1819-летних юношей и девушек в ГДР сдавали экзамен на аттестат зрелости, но многие граждане получали его значительно позднее, благодаря хорошо развитой системе обучения взрослых. Рабочим и служащим выделялось свободное от основной работы и оплачиваемое время, чтобы они могли посещать занятия. Во многих случаях желающим засчитывали окончание таких курсов в качестве квалификационного минимума для приема в специализированные технические школы и университеты. Особенно поощрялось продолжение обучения женщин, с отрывом или без отрыва от производства. Предприятиям и учреждениям вменялось в обязанность разрабатывать и реализовывать программы повышения квалификации работников. Многие из руководителей промышленных предприятий Восточной Германии выросли из рядов рабочих и стали квалифицированными управленцами, пройдя через школу обучения взрослых.Большинство детей в объединенной Германии поступают в школу в шесть лет и четыре года учатся в общеобразовательной начальной (т.н. «основной») школе. По истечении четырех лет учебы родители и учителя решают, подготовлен ли десятилетний ребенок для обучения в гимназии или в обычной средней, «реальной школе», либо он будет посещать т.н. «главную» общеобразовательную школу, дающую среднее профессиональное образование. В значительной степени именно эта ранняя дифференциация учащихся предопределяет их дальнейший жизненный путь. От нее прежде всего зависит, станет ребенок рабочим или специалистом с высшим образованием. Впоследствии изменить направление образования и профессионального роста крайне трудно. В 1996 около 46% школьников в возрасте от 14 до 21 года обучались в профессиональных школах. Около 70% учащихся «главной» школы проводят 34 дня в неделю в качестве учеников по выбранной профессии на промышленных предприятиях или в иных местах их будущего приложения труда, совмещая эту деятельность с учебой в течение 3 лет. 30% продолжают учебу с отрывом от работы. Вне зависимости от осваиваемой профессии все подростки до 18 лет должны продолжать учебу. Школьники, пошедшие по пути получения «теоретического» образования, учатся в гимназиях, как правило с углубленным изучением либо классических и современных языков, либо математики и естественных наук. Учащиеся гимназий и «реальных школ» могут в возрасте 16 лет переключиться на профессиональное образование, поступив в специализированные технические училища, а могут продолжить гимназическое обучение, с тем чтобы, закончив гимназию в возрасте 18-19 лет и получив аттестат зрелости, поступить в университеты или высшие технические школы. В 1996 аттестаты зрелости получили лишь 30% учащихся, и лишь 69% из них записались в университеты и высшие технические школы. Приобрести аттестат зрелости могут и взрослые люди, для которых существуют специальные образовательные программы. |
|